Примерное время чтения: 5 минут
105

Гармонь, лапти и фольклоризация всей страны

Ах, как хорошо было когда-то! Все понятно. БГ - продвинутый, Кинчев - яростный, Окуджава - умный, зато у Леонтьева - блестящие штаны, а у Пугачевой вокал и неограниченные технические возможности. Равновесие, одним словом.

ЧТО-ТО случилось с нашей музыкой, что-то произошло. Это вроде бы понимают все. Например, уже сейчас можно говорить о массовом музыкальном десанте из ближнего зарубежья. Сами подумайте - кому лет десять назад нужны были песни на малопонятных и трудновоспринимаемых экзотических языках вроде украинского, белорусского или молдавского? А сейчас же, извиняюсь, из самого что ни на есть андеграунда прет. И подхватывается "на ура" - месяц радиоротации, и ты в топе.

"Мурку" давай!

Или вот блатные песни. Пели их, почитай, испокон веку, взять хотя бы старинную каторжную "Не шуми, мати зеленая дубровушка". И что, всем народом, что ли, подхватывали? Нет, кому надо было, те и пели. Вот тебе, пожалуйста, "Владимирский централ", вот "Бутырка", вот мордовские лагеря. То, что внутри происходит, включая песни, называется, если угодно, "криминальной субкультурой". А уж вовсе не "русским шансоном". Который сейчас тоже в топе.

Здесь тебя научат Родину любить...

Сюда же, кстати, можно отнести повальный, я бы даже сказал, оголтелый интерес к собственно русской народной или псевдонародной песне. И не только к песне, а и ко всем полагающимся аксессуарам - кокошники, балалайки, сарафаны, павловопосадские платки. То есть, с одной стороны, это все тоже вроде у нас было - Зыкина и прочие ансамбли народных песен и плясок. Сейчас похожими стилизациями занимаются иногда представители русской попсы - например, Вика Цыганова с казачьими и псевдоказачьими песнями, мундирами, лошадьми, Георгиевскими крестами и саблями. Вся эта белогвардейщина может смениться на антураж, скажем, Латинской Америки - это зависит от музыкальной конъюнктуры. Гораздо больший интерес вызывают явления типа "Золотого Кольца", "Балагана Лимитед" и Бабкиной. Удельный вес настоящих народных песен в их репертуаре довольно значителен, да и сарафаны на девушках, исполняющих ярославскую песню "Че те надо", выглядят куда как органично.

Хватит умничать-то...

Вот такие получаются симптомы. Почему все происходит так, а не иначе - вопрос теории. В самом поверхностном изложении выходит примерно следующее - есть Культура, а есть Искусство. У них, соответственно, есть свои особенности. Искусству свойственны элитарность и профессионализм. Культуре - массовость и в хорошем смысле дилетантизм. Некоторые явления культуры со временем обрастают атрибутами искусства и как бы вливаются в него полностью. Так, например, произошло с джазом и в меньшей степени с блюзом. Когда-то очень давно наши предки считали народную негритянскую музыку "джаз" великой лажей, а джазменов чуть ли не дикарями. Теперь юных джазменов - внимание - обучают искусству джазовой импровизации, а любители джаза в большинстве своем - эстеты и музыкальные гурманы. Весь процесс уложился примерно в восемьдесят лет.

Превращение "музыки рок" в явление искусства началось сравнительно недавно. Но уже четко определились течения и направления, фавориты и профессиональные преподаватели, которые могут обучить любой школе игры - Джими Хендрикса, Ингви Мальмстина, Эдди Ван Халена... Учат же джазменов импровизации по Дюку Эллингтону, а чем рокеры-то хуже?

А потому, что мы банда!

Тем временем в затылок дышат бандитский "gangsta rap" у "них" и не менее бандитский "русский шансон" у нас. Тут могут сказать - а как же попса, то бишь эстрада? Неужели Бритни Спирс, "Иванушки", "Spice Girls" и Филипп Киркоров больше никому не конкуренты? В том-то все и дело, что не конкуренты. У рэпперов есть хотя бы криминальное прошлое и врожденное чувство ритма, у "звезд шансона" - давняя традиция блатных песен, а у этих за душою ничего нет, кроме разве что количества проданных экземпляров. Потому что и рэп, и "блатняк" - явления низовой народной культуры, а попса - явление экономики.

Рус, сдавайс...

Такая получается ситуация. Высшие эшелоны официального рока окончательно оформились и почти попали в сферу искусства. В андеграунде, конечно, что-то происходит, на то он и существует, да только пока это мало кому интересно. Или просто не лезет в стандартные форматы раскрутки - слишком экстремально, жестко, неприлично в конце концов. Так что с роком все ясно - гранды почивают на лаврах. В эфире они и их же уцененные клоны. Конкуренции с мощной волной "низового" фольклора всех видов от рэпа и "блатняка" до городского романса и застольных песен им просто не выдержать - напор слишком велик. А тут еще тяга к разнообразной национальной экзотике. Огромное количество юных русских джентльменов, призывников "Армии примитивных аккордов" вдруг ощутили тягу к корням. Масса групп разного уровня и направлений, включая экзотический и, видимо, экспортный проект "Иван Купала". Наложить стандартные техноритмы на традиционную этническую музыку - такой "игрушкой для ума" на Западе давно уже балуются. Правда, там все больше по Африке да по индейцам с эскимосами, а вот теперь и наши бабки сподобились в такую славную компанию попасть.

Больше нечем отбиваться...

А прогноз будет примерно такой. Не исключено проникновение в арсенал музыкальных инструментов ложек и сопилок, а в дискотеки - грамотно сэмплированных обрядовых песен и шаманских камланий. Хорошим тоном будет считаться всюду напевать что-то типа "Жиган-Лимон", а в клубах проведут конкурсы на самые матерные частушки. Рокерам же придется отсиживаться в своем андеграунде, дожидаясь нового БГ, Моррисона, Брайана Эпстайна... Тогда - что ж, новая волна, новая мода, новые бунтари и ниспровергатели...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно