Примерное время чтения: 6 минут
140

ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКА. Жадина - вовсе не говядина?

Жадиной быть плохо! Не то чтобы отчаянно мерзко, по плохо. Правда, так, как правило, считают те, кто от жадины пострадал.

В САМОМ деле, что плохого в том, что человек не швыряет деньги на ветер, рачительно относится к своему хозяйству, что называется, "все в дом тащит" и на всякие поползновения близких и далеких посторонних взять у него взаймы решительно отвечает: "Нет!"? Да вроде бы ничего! Опять же именно для этого человека. Зато несть числа попрекам окружающих, которые почему-то считают, что "этот тип" (обычно "зажравшийся") своим отказом поделиться обездолил их хуже саранчи и татаро-монгольского ига. Кто прав? Кто виноват? И, в конце концов, что же такое жадность, которую все гак активно не любят?

БОГИ СКУПЫХ НЕ ЛЮБЯТ

СКОРЕЕ всего неприязненное отношение к жадинам идет от противного. В самом деле, готовность помочь людям, поделиться с ними последним всегда считалась одной из главных добродетелей человечества. Нет ни одной религии в мире, которая бы призывала к накоплению материальных благ и земных сокровищ; наоборот, путь к совершенству, путь к Богу всегда пролегает через приобретение богатств духовных и искреннее желание делиться с ближним.

На "тонком" Востоке до сих пор жива традиция одаривать гостя той вещью, которая ему понравилась. У индейцев Северной Америки существовал праздник "потлач", который раз в году устраивал каждый самостоятельный член рода. В этот день он раздаривал соплеменникам свое имущество. В результате все вещи оказывались распределены равномерно между всеми. А традиционное русское хлебосольство!

Само собой, отступившие от этих неписаных правил попадали в немилость к окружающим и получали ярлыки типа: "скареда", "сквалыга", "алтынник" и т. и. Фантазия тех, кто принимался клеймить жадин, поистине безгранична. Только в "Словаре русских синонимов..." Н. Абрамова на слово ""скупой" приходится более 25 сходных определений.

92 ПАРЫ БОТИНОК - НЕ ПРЕДЕЛ

ПСИХОЛОГ Сергей Степанов считает, что жадный человек отличается от просто бережливого тем, что. если последний ценит то, чем владеет, то для первого главное - не столько насладиться владением, сколько не позволить этого никому другому. Особенно это заметно на примере детей. Лакомство, которым ребенок не хочет, не привык ни с кем делиться, легко может быть брошено недоеденным; игрушка, которой никому не позволено играть, может быть сломана его собственными руками без всякого сожаления.

Наверное, можно без натяжки сказать, что жадинами все-таки не рождаются, а становятся. Большинство прижимистых людей, по мнению психологов, отождествляют ценность собственной личности с количеством скопленных богатств, поэтому для них отдать часть этих богатств (вещей, денег) все равно, что лишиться частицы себя самого.

Как правило, стремление ничего никому не давать - это своеобразная компенсаторная реакция на какой-то приобретенный в детском (а то и в зрелом) возрасте комплекс. Так, один отечественный предприниматель, достигнув материального благополучия, постоянно покупал себе обувь. Через некоторое время у него скопилось 92 пары навороченных ботинок. Выяснилось, что в детстве ему приходилось все время донашивать обувь за старшим братом, и теперь он сделал все, чтобы о ней вообще не думать.

Наркологи отмечают тот факт, что "завязавшие"' алкоголики очень часто становятся скупердяями, хотя раньше они последний рубль тратили на компанию. Таким образом, они стараются компенсировать свою внезапно осознанную социальную неприспособленность.

Правда, не нужно путать стремление компенсироваться за счет накопительства с коллекционированием или, скажем, с приобретением вещей для артистических нужд, которые простому смертному могут быть просто непонятны. Ну собрал Элтон Джон неимоверное количество очков и клоунских ботинок, в которых то на сцене выступал, то на людях светился, так ведь он, в конце концов, и продал их на аукционе за 10 млн. долларов - надоели. А Фредди Меркьюри обладал огромным гардеробом сценических костюмов, которые если и не сносил до дыр, то уж во всяком случае хоть раз да надевал. Но вернемся к жадинам.

ОБЗЫВАТЬ ИЛИ НЕ ОБЗЫВАТЬ?..

ВСЕХ переплюнул хрестоматийный пушкинский барон из "Скупого рыцаря". Не знаю, что там с ним происходило в детстве, но видимых причин его патологической жадности было как минимум две: желание мирового господства ("Отселе править миром я могу") и прямо-таки фрейдистское вожделение прикасаться к золоту и каменьям ("Когда я ключ в замок влагаю... приятно и страшно вместе").

Не менее хрестоматийный Плюшкин, тем не менее, достоин более сожаления, нежели осуждения за свою скупость. В конце концов, представьте себя на его месте. У вас благополучная семья, крепкое хозяйство, и вдруг практически в одночасье все это испаряется, как дым. Человек теряет почти всех ближайших родственников, остается совершенно один и начинает компенсировать потерю накопительством порой совершенно ненужных вещей, которые при этом страшно боится потерять. Диагноз ему ставит сам Гоголь: "Одинокая жизнь дает сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее..."

Согласитесь, что и среди ваших знакомых вполне можно отыскать схожую "прореху на теле человеческом", которая не пользуется любовью окружающих. Виновата ли она в том? Виноват ли, скажем, г-н Гобсек в том, что фактически растерял все свои человеческие качества, занимаясь ростовщичеством? А может быть, он просто хорошо делал свою работу и его жестокосердие и скупость можно отнести к профессиональным заболеваниям?

Впрочем, оправдать, наверное, можно любой человеческий недостаток, главное, чтобы он не имел катастрофических последствий для остальных людей. Что касается жадности, то, думаю, каждый из нас периодически переживал ее приступы. Вряд ли можно серьезно осуждать человека за то, что он не одалживает свою машину всем подряд или принципиально не дает деньги в долг (даже если вам лично это очень не нравится). Любому с малых лет свойственно стремление владеть и пользоваться тем, что необходимо и желанно. Выпустить из рук то, что считаешь своим, всегда связано с переживанием потери. Сумеет человек свести эти переживания к минимуму, заменить их ощущением удовлетворения от того, что он смог кому-то помочь. - отлично. Не сумеет... возможно, станет очень обеспеченным, но, по большому счету, одиноким и за это потом может винить только себя самого.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно