Казалось, телевидение давно приучило нас к виду крови и трупов. Но события в Чечне последних дней заставили содрогнуться. Глядя последнюю программу "Итоги", я как отец испытал настоящий страх за своих сыновей, которым еще предстоит служить в армии. Дай Бог, чтобы к тому времени эта страшная война закончилась.
"СЫНЫ гибнут, когда отцы лгут" - эту фразу из забытого фильма вспоминаешь, когда на экране ТВ в который раз показывают обгорелые трупы российских солдат, чеченских женщин, убегающих с детьми на спине от пожара войны. И истошный вопль одной из них: "Нам ничего от вас не нужно, только оставьте нас в покое!" Сколько наглого, беспардонного вранья нам пришлось услышать за долгие месяцы чеченской бойни! Сейчас самая страшная ложь - в словах: "Все находится под контролем российских военных". Ее любят повторять генералы Квашнин и Пуликовский.
По вине своих правителей россияне окружили себя стеной ненависти. Нас не любят прибалты за оккупацию их республик в 1940 г., когда при разделе Европы Сталиным и Гитлером они достались СССР. Нас не любит и боится Восточная Европа из- за разгрома народных восстаний в Венгрии и Чехословакии, поэтому с такой легкостью НАТО и продвигается на Восток.
Похоже, нас начинают ненавидеть уже за одно только то, что мы принадлежим к одной нации с Грачевым, Ериным, Степашиным, Русскими будут пугать детей, и тогда страх и ненависть к нам перейдут на генетический уровень.
Чеченская война может стать прологом войны гораздо более страшной, чем та, что, идет сегодня. Она может охватить весь юг России и прежде всего Кавказ. Потому что нормальный сосед не может спокойно смотреть, как убивают соседа. Сейчас народы Кавказа как бы затаились, но кто знает, где еще зреет конфликт, который превратит этот регион в сплошную зону огня?
Не проиграть войну в Чечне мы не можем. Августовские события в Грозном показали, что против российских войск поднялся весь народ, и рано или поздно нам все равно придется из Чечни уйти. Нас заставят это сделать или чеченцы, или мировое сообщество. Поэтому лучше уходить самим.
ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ
ПОКА о том, сколько жизней загублено в чеченской бойне, знает только Бог. Оценки специалистов дают общую цифру убитых в 70 тыс. человек.
Вторая по значимости потеря - это потеря экономическая. По предварительным оценкам, война уже обошлась нам в 100 млрд. долл. Эти гигантские по любым масштабам деньги можно было бы пустить на зарплаты шахтерам и офицерам, пенсии старикам. Займы, данные нам другими странами и международными организациями, которые предстоит отдавать нашим детям и внукам, тоже бесполезно истрачены на утверждение российского суверенитета в Чечне. Горят и вылетают в трубу наши с вами надежды на лучшую жизнь.
Провал попыток решить чеченский вопрос силовым путем показал, что Россия ослабела в чисто военном плане.
Война осложнила внешнеэкономическое положение России. Пока боевые действия в Чечне не прекратятся, нам трудно ждать значительного роста иностранных инвестиций в экономику, на что так уповает российская промышленность.
К сожалению, нужно признать, что на полях чеченской войны потерпела поражение российская демократия, не справившаяся с великодержавными амбициями российских политиков. Голос демократов оказался слишком слаб, чтобы убить этот конфликт в зародыше.
Война в Чечне и коррупция, с нею связанная, породили в России кризис власти, который едва не привел к реставрации в стране коммунистического режима. Если мир на Кавказе не будет восстановлен в ближайшее время, вопрос о возвращении коммунистов к власти снова будет поставлен в повестку дня.
ГДЕ ВЫХОД?
РЕШЕНИЕ вопроса о том, быть ли Чечне независимой или нет, должно быть отнято у политиков, чиновников и генералов, которые не представляют себе иных методов решения проблемы, кроме силовых. Его должны решать на отдельных референдумах народы Чечни и России. Известно, что позиция северной Чечни в отношении вхождения в Россию отличается от позиции южной. Поэтому, возможно, референдум в Чечне следует проводить порайонно.
На референдуме в Чечне вопросы должны быть поставлены следующим образом.
Желает ли Чечня:
а) полностью выйти из состава России?
б) остаться в составе России на тех же правах, что и Татарстан?
Возможно, следует прислушаться к совету известного кавказоведа Сергея Арутюнова отложить на время вопрос о статусе Чечни, объявив ее временно отделившейся территорией. Конечно, если народы Чечни и России проголосуют за полное отделение, тогда необходимо начать устанавливать границы, вводить паспортный режим, пограничные пошлины и т. д. И это будет дешевле, чем продолжать бессмысленную бойню.
Не прав генерал Лебедь, когда говорит, что Чечня без России не проживет. Свобода - это великая созидательная сила. Недаром за нее отдают жизнь. Чечня может стать независимой, как независимыми являются небольшая по размерам, но богатая Швейцария, Кувейт или Бруней.
Не правы наши политики, когда говорят, что выход Чечни из состава России приведет к развалу России. Наоборот, это может явиться отправным пунктом оздоровления экономики России, морали и нравственности ее общества, и начать этот процесс необходимо уже сейчас.
Конечно, историю нельзя повернуть назад, как нельзя вернуть жизнь тысячам погибшим в этой преступной войне русских и чеченцев, как нельзя вернуть оторванные конечности раненым. Но из этой войны можно и должно извлечь уроки. Прежде всего нужно ускорить процесс реформ в России, столь замедлившийся в последние годы. Это касается и силовых структур, вопиющую слабость которых обнажила война.
И последнее. Если мы не хотим получить новых социальных потрясений (а мы видим, что они уже на пороге), с войной нужно покончить немедленно.