Приехала как-то в Нью-Йорк группа молодых музыкантов из России. Человек, которого они нашли по объявлению в газете, обещал им "хороший заработок" в Америке, купил билеты, правда, только в один конец. Кончилась же эта история тем, что они вынуждены были играть... на улице. Ребята оказались совершенно без денег. Голодные, изможденные, пришли они в российское генеральное консульство...
Об этом случае рассказал нам исполняющий обязанности Генерального консула России в Нью-Йорке Геннадий ГЕРМАН.
- Геннадий Степанович, сколько же сейчас российских граждан в Нью-Йорке?
- К сожалению, точной статистики на этот счет нет. Мы полагаем, что речь идет о десятках тысяч. Большинство составляют те, кто находится здесь временно, то есть приезжает по служебным и личным делам, работает по контрактам, учится в вузах. Постоянно проживающих российских граждан у нас на консульском учете около 6,5 тыс. человек. Но далеко не все становятся к нам на учет.
Если же оперировать таким понятием, как "соотечественник", т. е. говорить о всех тех, кого вынесли на эти берега различные "волны" эмиграции, то здесь порядок цифр совершенно иной.
- А как много американцев едет в Россию? Сокращается или увеличивается этот ручеек?
- Число это весьма стабильно на протяжении вот уже нескольких лет. Меняется лишь соотношение между теми, кто преследует туристические цели, и теми, кого "зовут" в Россию дела. Доля последних в потоке приезжих из Америки заметно увеличилась. И это понятно, если принять во внимание активизацию экономических и иных связей между нашими странами. А вот для туристов Россия, к сожалению, сейчас стала менее привлекательной.
Причин тому много. Если обратиться к мнению специалистов, то объяснение здесь следующее - в традициях американцев воздерживаться от поездок в те страны, где, по мнению госдепартамента, нет политической стабильности и высока преступность. Они также сетуют и на развал туристического бизнеса, существовавшего у нас когда-то на базе "Интуриста".
- Скажите, если в Россию захочет въехать сотрудник ЦРУ, вы разрешите ему?
- Для нас важно прежде всего то, с какими целями иностранец собирается посетить Россию. И какие документы он представляет в обоснование своей поездки.
С нормальными туристами относительно все ясно. Они, как правило, въезжают группами, на небольшой срок, и у них имеются соответствующие документы от принимающих туристических организаций в России.
Если человек едет в гости или по делам, необходимо наличие письма-приглашения. И если приглашение не вызывает у нас вопросов, то проблем с получением российской визы обычно нет.
Иное дело, если, скажем, американец предъявляет приглашение от какого-нибудь уральского предприятия, а в маршруте поездки указывает отнюдь не уральские города, а, например, неспокойные периферийные районы. Каковы же в таком случае истинные мотивы его поездки? Наша задача - разобраться, и порой мы вынуждены отвечать отказом.
- В последнее время в иностранных посольствах в Москве усложнилась процедура оформления. Устраиваются допросы, по необъяснимым причинам отказывают в визах. Например, очень многих не пустили в Англию на чемпионат мира. Скажите, может, это ответная реакция на то, что наши российские службы издеваются над иностранными гражданами?
- От своих сотрудников я требую прежде всего корректности. О причинах отказа в выдаче визы мы, как правило, информируем заявителя. Но и такие случаи весьма редки.
- Сколько длится оформление визы?
- Обычный срок - две недели. Но при необходимости виза может быть оформлена быстрее, даже на следующий день.
- Есть ли очередь у дверей консульства?
- Время ожидания в очереди, причем не за пределами, а внутри здания генконсульства, измеряется теперь несколькими минутами.
- Вы сказали, что российских граждан в Нью-Йорке десятки тысяч, а сколько всего русскоязычных?
- Официальной статистики на этот счет нет. Мы можем опираться лишь на собственные расчеты, которые позволяют говорить о сотнях тысяч, возможно, миллионе граждан бывшего СССР, которые проживают сейчас в Нью-Йорке и прилегающих к нему районах.
Большинство из тех, для кого русский язык является родным, рассредоточены по многим штатам северо-востока США, как, впрочем, и по всей Америке. Исключение составляют удивительные островки "русскоязычной цивилизации", где люди ощущают себя больше россиянами, чем американцами. В таких районах повсюду магазины со знакомым нам набором продовольственных товаров, киоски с газетами, журналами и видеокассетами на русском языке, а кое-где даже имеются радио- и телевизионные станции, ведущие передачи на русском языке.
- Действительно, русскую речь в Нью-Йорке можно услышать сейчас на каждом шагу. А как наши люди приспосабливаются к американским реалиям?
- По-разному. Для многих из них это своеобразная ломка. Не каждый способен выдержать давление американского "плавильного котла". Через наше консульство "проходят" многие людские судьбы. Немало, как говорят в Америке, "успешных историй", когда люди находят себя в этой стране, но' приходится сталкиваться и с примерами другого рода, когда вживание в американскую действительность проходит весьма и весьма болезненно.
- Как здесь себя чувствуют наши женщины, приехавшие за океан в поисках личного счастья?
- Здесь опять же целая палитра ситуаций. Одно дело, если поездки в США связаны с работой по специальности, учебой, замужеством. Сложнее с теми, кто приезжает сюда, доверившись сомнительным объявлениям. Сюда наших женщин приглашают и в качестве нянь, и домохозяек...
- А потом следуют сексуальные домогательства или нещадная эксплуатация...
- С официальными жалобами к нам обращаются единицы, но о подобных случаях мы наслышаны.
- Кто здесь платит пенсию российским пенсионерам?
- Пенсионеры, если они прибыли в США на постоянное место жительства, могут оформить через генконсульство заявление в Министерство труда и социального развития с просьбой о переводе их пенсии в Америку. Но надежнее все же оформлять перевод пенсии на банковский счет в России, с которого родственники или знакомые могут снимать деньги по доверенности.
- Поскольку вы длительное время живете здесь с семьей, не наблюдаете ли вы у своих детей преклонения перед Америкой? Помните, несколько лет назад сын одного дипломата не хотел возвращаться в Россию?
- У меня два сына - одному шестнадцать, другому скоро исполнится восемнадцать лет. У каждого свой взгляд на Америку, на Россию, на окружающий мир. Многое в этой стране они воспринимают с интересом. Но Россия остается их Родиной. Старший - Дима - увлекается российской историей, собирается изучать ее в университете. Видимо, наши российские корни - это сильная вещь.