Примерное время чтения: 6 минут
170

ДВА МИРА - ДВА ОБРАЗА ЖИЗНИ. Социальные системы говорят сами за себя

Две молодые женщины, жительницы Новой Зеландии, недавно посетили два государства с различными социальными системами: Джинн побывала в Советском Союзе, Джоан с двумя дочерьми посетила Соединенные Штаты Америки. О своих впечатлениях от этих поездок они рассказали газете "Нью Зиланд трибюн".

- Какими увидели Джинн и Джоан средства массовой информации в Советском Союзе и США?

ДЖИНН. Я, конечно, не могла читать газет, так как не знаю русского языка. Но нам переводили очень много статей и газетных сообщений. Должна сказать, что в них нет сенсационных материалов, как в западной прессе.

Мы ежедневно смотрели телевизионные передачи. Очень много сообщений с разных концов СССР, из различных зарубежных государств. В основном они сконцентрированы вокруг проблем войны и мира и борьбы рабочего класса на планете за свои права и свободы.

Что меня особенно удивило - полное отсутствие репортажей о насилии, преступности и т. д., характерных для нашего общества и принимающих всевозрастающие масштабы.

ДЖОАН. Разнообразие изданий в США огромно! Они просто напичканы рекламой. Все, как у нас. Но, кроме местных сообщений, никакой информации о событиях, происходящих в других районах Соединенных Штатов, я уже не говорю - в мире...

Но что больше всего потрясло меня, это нескончаемые объявления в газетах о пропавших детях. Душераздирающие объявления!..

- Какой представляется наблюдателю повседневная жизнь в обеих странах? Что, например, люди покупают, что их больше всего волнует?

ДЖИНН. Мы посещали большие магазины: в них нет богатого ассортимента товаров, конкурирующих между собой. Должна сказать, однако, что в этих магазинах можно приобрести все необходимое для повседневной жизни; продовольственных товаров, по-моему, было достаточно. Мне показалось, однако, что торговля шла медленно, но у покупателей это не вызывало раздражения.

ДЖОАН. Американская торговля - это государство в государстве. Товары выглядят очень привлекательно, даже слишком. Такое ощущение, что они искусственные...

И здесь в магазинах - опять перед глазами фотографии пропавших, похищенных или убежавших из дому детей. Десятки, сотни фотографий на окнах магазинов. И объявления: "Вы не видели моего ребенка?" А в ушах - голос из репродуктора: "Не оставляйте детей без присмотра в нашем магазине"...

Миллионы американцев сегодня безработны. Большинство из них уже потеряли всякую надежду, они даже не борются за свои права.

Мой брат работает в США на строительстве. Он и его друзья прибыли в Соединенные Штаты нелегально, и естественно, не могут пожаловаться никому. А хозяин пользуется этим. У них нет ни цента сбережений, а о жилищных условиях я и не говорю. Они ютятся в лачугах в полнейшей антисанитарии.

ДЖИНН. В Советском Союзе нет безработицы. Более того, здесь испытывают нехватку рабочей силы. Сегодня я со всей ответственностью могу сказать, что новозеландские рабочие не имеют прав и свобод, какими обладают их советские коллеги. Советские рабочие могут свободно, по своему выбору повышать квалификацию в любой области и выбирать любую специальность. Ежегодный отпуск многие из них проводят в санатории, доме отдыха или пансионате. При этом их окружает вниманием и заботой квалифицированный медицинский персонал.

- На что еще обратили особое внимание путешественницы?

ДЖИНН. Мы ездили по линиям Московского метро. Стоит это всего пять копеек (около 12 новозеландских центов). Вы можете ехать в любом направлении и пребывать в метро с шести утра до часу ночи. Каждая станция неповторима по оформлению: уникальные настенные панно, рассказывающие об истории страны, скульптуры. Я бы сказала так: советское метро - это дешево, чисто и быстро.

Меня особо поразило то, что я в любое время суток не испытывала опасности или страха. Мы могли днем и ночью свободно гулять по улицам Москвы и других городов, не боясь, что на нас могут напасть или ограбить.

ДЖОАН. Мы только однажды спустились в Нью-Йорке вниз до платформы и быстро вышли: вся станция, поезда, платформа, стены - все в грязи, с намалеванными картинками и нецензурными выражениями. Люди казались какими-то испуганными, вечно охваченными страхом.

- Отношение к детям - показатель социального здоровья общества. Каково оно, по мнению путешественниц, в той и другой стране?

ДЖИНН. В советских общеобразовательных школах мы не были, но посетили детский сад-ясли. Для меня это стало большим событием. Мы убедились, что дети в СССР действительно привилегированный класс. На каждого ребенка, например, заведена медицинская карточка. Врач постоянно держит под контролем качество приготовляемых блюд.

Пребывание ребенка обходится примерно в 30 новозеландских долларов в месяц. В зависимости от доходов семьи эта сумма может быть уменьшена. У нас же, как вы знаете, эта сумма - 200 долларов в месяц.

Мы также побывали во Дворце пионеров. Дети от 7 до 14 лет могут проводить здесь свободное от школы время. Они занимаются под руководством специалистов, а кружки самые разные - от кройки и шитья до авиамоделирования и астрономии.

ДЖОАН. Во время нашего пребывания в Нью-Йорке там разразился скандал: газеты писали о многочисленных случаях растления малолетних. Стало совершенно ясно, что означает термин "больное общество".

Что касается школ, которые мы посетили, то нужно отметить большую работу, проводимую преподавателями, для всесторонней, в частности, технической, подготовки учеников. Но это впечатление лишь от немногих школ, чего нельзя сказать о всей системе образования...

- И наконец, вопрос номер один сегодняшнего дня: что думают люди в обеих странах о войне и мире?

ДЖИНН. Каждый советский человек - активный участник Фонда мира. Они даже проводят субботники и переводят заработанное в Фонд. Люди в СССР хорошо информированы о событиях в мире, скажем, о политике нашего лейбористского правительства, запретившего заходы в новозеландские порты кораблей с атомными двигателями или ядерным оружием на борту. Проблемы войны и мира широко обсуждаются в школах. Первый урок в первый день каждого учебного года объявлен теперь Уроком мира, школьники встречаются с ветеранами войны.

Когда мы были в Ленинграде, то посетили мемориальный комплекс, посвященный 900-дневной блокаде. Были также на Пискаревском кладбище, где похоронены сотни тысяч ленинградцев. Неизгладимое впечатление. Мне кажется, что в той жестокой войне каждая советская семья потеряла хотя бы одного человека. Именно поэтому советские люди не хотят, чтобы мир вновь пережил трагедию всеобщей войны.

ДЖОАН. Некоторые американцы даже не могли сказать, где находится Новая Зеландия. Им казалось, что это город вроде Нового Орлеана или Нью-Йорка. Те же, кто имеет представление о местонахождении нашей страны, говорили: "О, вы так далеки, что должны чувствовать себя в полной безопасности". И лишь некоторые понимают, что если разразится ядерная катастрофа, то не уцелеет никто.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно