Неожиданно актуальным в наши дни стал анекдот, родившийся в советское время: "На развилке дорог встретились русский и азербайджанец. Никак не могли разъехаться, и русский в сердцах обругал встречного: "Чурка с глазами!" Смысл слов азербайджанец понял, лишь когда они отъехали далеко друг от друга. Обиженный развернулся, догнал русского и выпалил ему в лицо: "Ты сам - дров!"
ВОТ так же не сразу дошел смысл прозвищ "баклажан", "урюк", "чебурек" до нашего знакомого - Мамедвели Сафара, российского азербайджанца. Впрочем, это еще не самые обидные слова, адресованные в адрес Мамедвели и его соплеменников. В метро, на улице, в подъезде дома их могут оскорбить и похлеще: "черномазый", "черный" и т. д. и т. п. Случись нечто подобное в Америке, Мамедвели мог подать в суд на своих обидчиков за расовую дискриминацию, и ему непременно возместили бы нанесенный моральный ущерб. В Новом Свете за одно только произнесенное слово "ниггер" на вас могут подать в суд. Но мы живем не в Чикаго и не в Нью- Йорке; наши "инородцы" продолжают выслушивать безнаказанно и не такие ругательства.
ЧЕГО НЕ ЗНАЕТ СТАТИСТИКА
НЕ ПРАВЫ были классики советского юмора, когда утверждали, что статистика знает все. К сожалению, российская статистика не знает ничего. Сколько их, вчерашних наших братьев, а ныне "азиатов" или "лиц кавказской национальности", обитает в Москве, в России в целом, точно не может сказать никто. В Москомстате коротко ответили: "Таких данных у нас нет".
Как бы кому-то ни хотелось, отмахнуться от национальных проблем нельзя. Только в Центральной России после распада великой державы обосновались или нашли временный приют свыше 2,5 миллиона человек, покинувших места постоянного жительства в бывших советских республиках. А сколько их, незарегистрированных, живущих на птичьих правах, не знает даже милиция. Многие спасаются в России от погромов, войны, притеснений, нищеты. Что скрывать, горек хлеб в бывших советских республиках, а кое-где его вообще нет.
"ИНОРОДЦЫ" И КРИМИНАЛ
"ЛЮДИ вырастают, женятся, обзаводятся семьями. Но разве от этого перестают быть близкими? Еще вчера мы были братья, а теперь - "лица кавказской национальности", с одной стороны, и россияне - с другой?" - спрашивает Мамедвели Сафар.
Многие в России убеждены, что "инородцы" заметно влияют на криминогенную обстановку. Разве не об этом свидетельствуют, скажем, распоряжения московского мэра о вводимых заслонах для "лиц кавказской национальности"? Мы подчас забываем, что эти самые "лица" - грузины, армяне, азербайджанцы - могут оказаться гражданами России и иметь московскую, тульскую или смоленскую прописку. Да, верно, есть "инородцы", связанные с криминалом. - Но в МВД России уверили: преступные группировки в большинстве своем интернациональны.
ТОРГОВЦЫ НА РЫНКАХ
СПОРУ нет, немало кавказцев торгует на рынках в городах Центральной России. Казалось бы, должна быть напряженной и криминогенная обстановка. Но стражи порядка на рынках в Туле, Калуге, Смоленске утверждают, что жизнь у них идет нормальная, что "инородцы" никакой сумятицы в нее не вносят.
Да и неправильно это - судить в целом о нации по поведению отдельных ее представителей на рынке. К славу сказать, те же азербайджанцы составляют 80% всех торговцев в Тегеране, и основное население относится к ним лояльно.
К счастью, не все россияне относятся негативно к "инородцам". Многих жизнь заставляет учиться премудростям бытия у тех же армян, азербайджанцев или грузин. С чего кавказцы начинали свой бизнес в России еще в советское время? С продажи гвоздик. Привозили в чемоданах цветы и продавали их в наших городах. Россияне поняли, что дело это выгодное, сами стали их выращивать. Или другой пример. Одно время грузины занимались перегоном машин из Германии в Россию. Ныне этот бизнес уже перехвачен...
Замечено, что, обустраиваясь в России, "инородцы" выбирают дело, с которым они лучше всего могут справиться, которое им особенно по душе. Скажем, азербайджанцы торгуют овощами и фруктами, армяне открывают коммерческие лавки и пункты автосервиса, грузины продают машины, корейцы предлагают специфические соленья, а ассирийцы - непревзойденные мастера по чистке обуви. Это не значит, что кто-либо другой не может заниматься тем же делом. Может, конечно, но справится ли он с конкуренцией?
МЫ ОБРЕЧЕНЫ ЖИТЬ ВМЕСТЕ
БЕЗУСЛОВНО, среди "инородцев", как и среди русских, есть и хорошие люди, и плохие. В семье, как говорится, не без урода. Национальность тут ни при чем. Важно, чтобы ты сам был человеком.
"Инородцы" в российских городах - реальность, и их будет еще больше, ничего уж тут не поделаешь.
Раздражение у жителей больших российских городов против "азиатов" не всегда беспочвенно. Верно говорится, что в чужой монастырь со своим уставом не лезут. Однако правила общежития как у христиан, так и у мусульман в целом одни и те же, и мы должны полагаться на житейскую мудрость, терпение и понимание, которые помогут нам найти общий язык. Потому что мы вынуждены, обречены жить вместе, в единой семье.