Примерное время чтения: 7 минут
1241

Почему мы не любим "лиц кавказской национальности".

(Продолжение разговора. Начало см. в "АиФ-Москва": N 45'02, N 4'03)

  • Москвичи меняют квартиры, как только в доме становится много южан.

  • Среди москвичей "выходцев с гор" уже около 30%.

  • Можно ли упорядочить миграционный поток?

...ЭТО случилось весной. 17-летний кавказский юноша покончил с собой из-за несчастной любви. Русская семья его 14-летней избранницы, узнав о национальности парня, высказалась примерно так: "Никаких черных в нашем доме". Правозащитники опять задумались на тему "Ну почему мы их не любим? Почему мы так нетерпимы?". Но за "приступом толерантности" никто не обратил внимания на слова кавказской мамы, которая расстраивалась лишь о том, что сыночек не дождался 15-летия девушки. Я подумала, что женщина оговорилась: юноша не дождался 18-летия. Однако она сказала то, что хотела. По ИХ ЗАКОНАМ, когда девушке исполняется 15 лет, ее можно украсть и оставить жить в семье молодого человека. Мнение семьи несовершеннолетней невесты по этому вопросу никого не интересует. Как и российские законы, по которым мы с вами пытаемся жить.

Я ПОЧУВСТВОВАЛА, как бессмысленно и глупо выглядят все мои призывы к толерантности. Разные люди вкладывают разный смысл в это слово: у европейцев культивируется терпимость к мнению другого, для китайцев, вьетнамцев и японцев толерантность - это великодушие, а у мусульман вообще и некоторых московских "лиц кавказской национальности" в частности - это снисхождение. Эти люди терпят НАС не потому, что уважают (или боятся), а потому, что живут по своим законам. И обращают на нас внимание в случае крайней необходимости.

Завоеватели?

КОГДА начались "вспышки межэтнического насилия" в Баку и Сумгаите и ОНИ приехали в Россию и Москву, мы их жалели. Когда годами шла резня на Северном Кавказе, мы им сочувствовали. Нервы, конечно, сдавали: волны нелюбви к нерусским, по мнению социологов, накрывали столицу в 1991 и 1998 гг. А сейчас "выходцы с гор" москвичей просто "достали".

С точки зрения столичного обывателя, они шумные, горячие, многодетные. Ездят на наших старых "Жигулях" и живут в наших непрестижных пятиэтажках и малогабаритных "панелях". Они нас обслуживают, открывая магазины, организуя прачечные и парикмахерские. И при этом ведут себя как хозяева жизни. Они не хотят ассимилироваться и гордятся этим. Кавказцы - это ругательство, которое на многие годы вошло в наш язык, и все к этому привыкли. Они не понимают китайцев и вьетнамцев, которых тоже много в Москве и которые предпочитают не высовываться: живут и работают колониями. Они хотят не только жить в нашем городе, но и закрепиться в нем. Неофициальная статистика говорит о том, что, как только в какой-то дом переезжает больше 5-7 кавказских семей, москвичи начинают подыскивать другое жилье. То же и с бизнесом: устраиваясь на любую работу, "гости" вытесняют из коллектива несвоих. В этом не может не быть опасности для других москвичей.

Официальная статистика же показывает рост толерантности на 10%. Как тут не возмутиться и не показать - кто в доме хозяин. Но для думающих людей терпимость - не просто слово. Это... как принимать регулярно душ: полезно для здоровья и окружающим приятно. И раз они нас окружают, нужно с этим что-то делать. Ведь если к концу 80-х гг. прошлого века численность этнических меньшинств не превышала в столице 10% от общего числа москвичей, то сегодня благодаря выходцам из южных республик СНГ ситуация резко изменилась. По некоторым данным, "лиц кавказской национальности" в Москве - около 30%. Социологи между тем бесстрастно сообщают, что мусульманские диаспоры теперь наряду с остальными москвичами и градообразующие (не менее 1% от общего числа жителей), и градоопределяющие (не менее 10% горожан).

Вместо регистрации

И МОСКОВСКОЕ правительство пытается в этот процесс вмешаться. Есть программа. Называется "Формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира". Так вот программой решили... "привлечь пристальное внимание к задачам достижения согласия и взаимопонимания в области межэтнических и межконфессиональных отношений, поскольку эти отношения диктуются особенностями положения Москвы как крупнейшего мегаполиса в пространстве СНГ". Да, все в Москву едут. И не нужно тратить 251,6 млн. руб., чтобы это понять. Но что конкретно делать-то?

Видимо, то же самое, что делают в Берлине с турками, в Париже - с арабами, в Лондоне - с пакистанцами. Ограничить въезд, квотировать его... как-нибудь. Регистрация (прописка, если угодно) в данном случае бессильна. Временную можно купить, как рулон туалетной бумаги: не на каждом углу, но в специальных конторах, которых достаточно. Что касается постоянной регистрации, то фиктивные браки за деньги - явление устойчивое. Нуждающиеся москвичи обоего пола с охотой принимают денежные предложения. Говоря о въездных ограничениях, мы забываем о гражданстве - этапе, предшествующем получению прописки в Москве.

Да, многие азербайджанцы, грузины, армяне когда-то были гражданами СССР и автоматически в большинстве своем получили российское гражданство. Но подросло "новое" поколение желающих жить в Москве. И вот для них можно ввести ограничения. Например, получение гражданства с официальным отказом жить в Москве. В России 89 субъектов - есть из чего выбрать. И это не дискриминация, это цивилизованная защита коренного населения. В среднеазиатских государствах с русскими поступают гораздо жестче: просто выгоняют из страны. Я выгонять не предлагаю, я предлагаю упорядочить миграционный поток. Например, в Германии никому не приходит в голову обижаться, если при получении гражданства дали вид на жительство не в крупном городе, а в немецкой деревне.

Терпимость должна быть обоюдной

ОДНАКО реальная проблема в том, что государственную машину сдвинуть трудно, а программные призывы к терпимости носят декларативный характер и, что гораздо хуже, ОДНОНАПРАВЛЕННЫ. Толерантными ко всем приезжим почему-то должны быть ТОЛЬКО москвичи. Тогда как приезжих "лиц кавказской национальности" толерантными быть никто не учит. И они продолжают решать свои проблемы не по российским законам, а этническими обычаями и родственными связями.

Помнится, один наш читатель предлагал запустить по ТВЦ серию программ на национальных языках. В них могли бы выступать уважаемые в диаспорах люди и рассказывать на родном языке, почему в Москве нельзя вести себя так, как в ауле. (Смешно, но москвичей, например, раздражает привычка молодых людей сидеть на корточках в часы пик на платформе метро, уместная на восточном базаре, но неуместная в российской столице.) Диаспоры можно обязать это делать, как, скажем, делают это члены городского правительства - отчитываются регулярно перед москвичами в программе "Лицом к городу". Можно развить идею до создания радиопередач и выпуска газет.

Кстати, что касается газет, то тут разговор особый. Некоторые диаспоры владеют региональными изданиями, но используют их для того, чтобы пожаловаться, когда их обижают. Причем в выражениях не стесняются, мне самой не раз попадались выпуски подобных газет, и становилось страшно, потому что даже драки на рынках "наносят ущерб престижу России как цивилизованному государству и являются следствием попыток местной власти установить фашистские порядки в крае и области". В Москве таких изданий нет. Но именно на столичном Черкизовском рынке подрались азербайджанцы и... азербайджанцы.

Есть еще один способ "управления" кавказцами, подсказал мне один известный человек, крупный бизнесмен. Когда у него украли "КамАЗ" с продукцией, он не стал звонить в милицию, с которой дружен. Он позвонил в диаспору, где... извинились и вернули машину через день. Поэтому, я думаю, можно попытаться договориться с главами диаспор и землячеств, чтобы они отвечали за своих. Признают они решение совета старейшин, пусть будут советы. И пусть они согласуют свои действия с представителями городских властей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно