Примерное время чтения: 6 минут
916

ЭХО ТРАГЕДИИ. Загадка "Эстонии"

Вечером 22 октября 1994 года в начале десятого около своего дома в Таллине двумя выстрелами в затылок был убит 31- летний Игорь Криштапович. В ту пору страна еще переживала трагическую катастрофу с паромом "Эстония", поэтому известие о смерти молодого человека прошло незамеченным. И напрасно. Совершенно неожиданно впоследствии оказалось, что убийство молодого человека было тесно связано с загадочной катастрофой парома...

...28 СЕНТЯБРЯ 1994 года ночью, на Балтике свирепствовал сильнейший шторм, у финского острова затонул паром "Эстония". В результате этой крупнейшей за всю историю судоходства на Балтике катастрофы погибло около 900 человек. Спасти удалось только 137 человек - пассажиров и членов команды.

В январе 1993 года, то есть за полтора года до гибели "Эстонии", у однотипной "Дианы" произошло такое же ЧП - отвалились носовые ворота во время сильного шторма. И только счастливая случайность и умелые действия капитана позволили избежать страшных последствий. Однако фрахтовщик судна - компания "ТТ-лайн" - предпочел не распространяться об этом тревожном эпизоде, никакой комиссии не назначил, а "Диану" тихо поставил в док и приказал срочно заварить - намертво! - эти злосчастные ворота на носу парома. Компания "Эстлайн", которой принадлежал паром "Эстония", не могла не знать об истории с "Дианой", но тем не менее не предприняла ничего для того, чтобы предотвратить катастрофу.

"Эстония" продержалась на плаву всего 30 минут. Вода, ворвавшись в грузовой отсек в носу корабля, легко сорвала с креплений тяжелые автомобили (их было 32 плюс несколько машин для перевозки лошадей), корабль накренился, его развернуло к волне лагом (то есть параллельно волне), и паром перевернулся.

По какой же причине груз был сбит со своего крепления? Позднее выяснилось, что он был закреплен не цепями, как положено, а тросом!

Капитан Арво Андерсен считался опытным судоводителем. Но почему он ждал почти 20 минут, прежде чем дать по радио сигнал SOS по маломощному передатчику УКВ? Более того, сигнал бедствия был передан не на той волне, которая зарезервирована для такого рода срочных сообщений, а на обычной. В результате ни радиостанция спасательного центра в Хельсинки, ни радиостанция парома "Силья Европа", принявшие странный сигнал, ничего не поняли и вынуждены были переспрашивать, на что ушли драгоценные минуты.

Объяснение этому дала заведующая отделом береговой радиостанции в Турку госпожа Эбба Хегерстрем. Оказывается, капитаны многих судов избегают пользоваться аварийной волной. Делается это для того, чтобы не страдал авторитет компании...

Непонятно и то, что корабль шел с максимальной скоростью, хотя погодные условия не позволяли этого делать. Да, "Эстония" вышла с опозданием в море, но нагонять упущенное время при таком шторме было крайне рискованно.

...В комиссии, расследовавшей обстоятельства катастрофы, тоже не все было ладно. Ее председатель подал в отставку, заявив, что шведская сторона скрывает от него результаты обследования с помощью подводных роботов затонувшего парома. Анди Мейстер утверждал, что в пленке, которую шведы раздали членам комиссии, отсутствуют кадры, запечатлевшие капитанский мостик "Эстонии". И теперь, с возмущением заявил Мейстер, невозможно определить, кто был на капитанском мостике в момент гибели парома. Вместе с тем Мейстер упорно отказывался разъяснить журналистам, почему его так интересует этот странный вопрос. Таким образом, не только шведы что-то скрывают, но и сам председатель комиссии эстонец Мейстер...

А теперь об одной любопытной версии. Вспомним загадочное покушение на Игоря Криштаповича, В советское время он успешно боролся с контрабандой, работая в КГБ СССР. Затем - в таможне, а в 1993 году ушел в частный бизнес, возглавив фирму ESS, которая занималась охраной грузов, следующих через Эстонию. От нее впоследствии отпочковалось детективное агентство SIA, с которым Криштапович поддерживал тесный контакт. Обе организации были весьма неплохо осведомлены о темных делишках некоторых официальных лиц в высших эшелонах власти Эстонии. Криштаповичу и его людям удалось, в частности, перехватить радиопередачу, из которой узнали, что на "Эстонии" тайно переправляют в Швецию партию наркотиков и 40 килограммов дефицитного кобальта и что уже после выхода парома в море эстонские организаторы этой преступной акции узнали, что в Стокгольме шведская полиция ждет в порту "Эстонию", чтобы конфисковать контрабандный груз и арестовать преступников. Тогда наркобарон по радиотелефону связался с одним из своих соратников среди офицеров парома и приказал ему утопить две машины с контрабандным грузом. Приказ был выполнен, но при этом повредили крепление носовых ворот, вода залила грузовую палубу, стоящие там автомашины сорвало с найтовки, и в конце концов огромный корабль перевернулся. Кстати, эту "наркотическую" версию поддержала финская газета "Илта саномат".

По этой версии, Криштаповича убрали не только потому, что он знал об этой истории и, в частности, о том, кто был ее организатором, но и вообще "слишком много знал".

И еще один факт, который подтверждает, что с гибелью "Эстонии" далеко не все ясно. Мы уже упоминали о скандале с видеопленками подводных съемок лежащего на дне корабля. А вот еще один факт, который невозможно объяснить. После гибели парома эстонские власти активно искали одного из пассажиров - капитана сменного экипажа, направлявшегося в Стокгольм для получения лоцманского сертификата. После гибели "Эстонии" Аво Пихта числился спасенным. По сообщению шведского радио. Пихта был на вертолете отправлен на берег. 30 сентября агентство "Рейтер" со ссылкой на начальника спасательной службы Швеции сообщило, что Аво Пихта, как специалист в области кораблевождения и непосредственный участник трагического похода парома и его крушения, был допрошен следователем. Дважды на любительской видеопленке был запечатлен человек, который очень похож на капитана Пихта. Но внезапно он исчезает и оказывается, к ужасу его жены, уже в списках "пропавших без вести". Возможно, он также знал слишком много...

И наконец, нельзя пройти мимо версий со стороны некоторых зарубежных изданий о "зловещей роли России" в гибели парома. Так, эстонская газета "Лийвимаа крооника" поразила читателей тем, что в гибели судна, оказывается, виноваты: русская подлодка, русские мины, их КГБ и так далее. А член комиссии по расследованию обстоятельств гибели "Эстонии" Хейно Иивонен заявил, что российская радиостанция на одном из балтийских островов нарочно вела передачи с таким расчетом, чтобы заглушить сигналы SOS с "Эстонии". Теперь известно, чья радиостанция все напутала...

Окончательный вердикт комиссии, который должен последовать осенью, совершенно ясно укажет, что гибель "Эстонии" вызвана повреждением креплений носовых грузовых ворот, неправильной найтовкой груза, излишней скоростью и сильнейшим штормом. Но многие детали этого трагического события, по-видимому, так и останутся неизвестными.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно