Разочарования всегда неприятны. Особенно когда тебя обнадеживают профессионалы. В России многие надеялись, что нашей хоккейной сборной по силам как минимум дойти до финала. Хотя бы потому, что до следующего Кубка мира, если он состоится, целых четыре года, и далеко не каждому из нынешнего состава команды может представиться возможность выступить на нем еще раз.
ДРИМ, ДА НЕ ТИМ
"Я ГАРАНТИРУЮ, что все будет нормально", - заявил после первого поражения от американцев Сергей Федоров. Но, к сожалению, этого обещания хватило лишь на один матч с финнами. Дальше - с американцами - все повторилось, как в зеркале. И "Дрим-тим" (команда-мечта) превратилась в иллюзию.
А мне буквально на второй день пребывания в Нью-Йорке пришлось выбирать: либо возвращаться назад, в Москву, либо добиваться канадской визы и перебираться на родину родоначальников хоккея, для того чтобы хоть одним глазком посмотреть финал с рекламой "Аргументов и фактов".
...После поражения у себя дома, в Филадельфии, американцы совсем не собирались сдаваться. Уж не знаю, из каких соображений они прямо на тренировке начали размахивать кулаками и рвать друг на друге майки, но дело в конце концов у них дошло до драки. Причем со стороны все выглядело вполне естественно. Хотя я не исключал, что это была своего рода настройка на решающую игру. Тем более что на другой день, когда стало ясно, что будет играться третий, дополнительный матч, эта тактика повторилась.
ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ
ЧТО КАСАЕТСЯ канадцев, то они накануне финала, как и наши хоккеисты, тоже раздавали обещания. "Хоккей - это наша игра, - не раз в интервью заявлял Уэйн Гретцки, - и мы не допустим позора Канады". Но Великий, как оказалось, ошибся. Даже при полной поддержке 18-тысячного "Molson Centre", беспрерывно скандировавшего иной раз под нашу "Калинку": "Кэ-нэ-да! Кэ-нэ-да!" - родоначальникам хоккея пришлось в конце концов сложить свои клюшки.
Одним из виновников канадской трагедии (иначе не назовешь, не надо быть даже Драйзером) стал, по общему мнению, голкипер сборной США Майк Рихтер, которому в качестве приза, как лучшему игроку финала, организаторы выкатили мотоцикл "Харлей", который стоит подороже некоторых автомобилей. Его команда в свою очередь получила Кубок и 300 тысяч канадских долларов, у канадцев на 100 тысяч меньше, а наши и шведы за третье место получили по 100 тысяч.
Это, конечно, мелочи по сравнению с суммами контрактов большинства участников финальной и полуфинальной стадии Кубка мира. К примеру, последний двухгодичный контракт Уэйна Гретцки с "Нью-Йорк Рейджерс" превышает 8 млн. американских долларов, а у его нынешнего одноклубника Марка Мессье составляет $ 6 млн. Кстати, лучшим из российских легионеров в списке самых высокооплачиваемых игроков НХЛ остается Павел Буре из "Ванкувера", который с 4,5 млн. долларами находится на пятом месте. На восьмом - Сергей Федоров из Детройта ($4 162 033), а на десятом - Александр Могильный ($ 3 750 000).
Хотя не исключено, что после нынешнего Кубка мира Федорова может опередить американец канадского происхождения Бретт Халл, сын знаменитого Бобби Халла, из "Сент-Луиса", признанный лучшим бомбардиром на этом турнире (7 заброшенных шайб в 7 матчах).
В ГОСТЯХ У ЯШИНА
УВИДЕТЬСЯ с кем-то из наших в Монреале не удалось. Ни младший из Буре - Валерий, только что подписавший контракт на 700 тысяч канадских долларов, ни Владимир Малахов на тренировках "Монреаль Канадиенс" сразу после турнира не появлялись. Видимо, решили использовать данный им после Кубка мира краткосрочный отдых сполна. Зато удалось застать Алексея Яшина.
В тот день яшинская "Оттава Сенаторе" принимала в первом выставочном матче сезона "Хартфорд" Андрея Николишина и, к величайшей радости местных болельщиков, которые на две трети заполнили 18-тысячный "Корел", победила 4 : 2. Причем одну из шайб забросил Алексей Яшин. (Николишин на матч не приехал.)
- Как настроение? - спросил я у Алексея сразу же после игры.
- Спасибо, отхожу понемногу. До этого сильно переживал поражение от американцев. Думаю, не я один. Было довольно тяжело на душе, оттого что мы не попали в финал.
- Полагаешь, что это было реально?
- Почему бы и нет. Мы же у них выиграли в первом товарищеском матче.
- Но проиграли в двух основных. Причем с одинаковым счетом - 2:5.
- Тут мне, пожалуй, трудно что-либо возразить. Ошибок наделали действительно много. Особенно в самом начале. А с американцами такие вещи не проходят.
- Но ведь это была не самая сильная по составу команда на турнире?
- В принципе, да. Ни мы, ни канадцы ей по составу не уступали. Но они играли слаженней, а мы - разобщенней. В расчете на технику и индивидуальное мастерство.
- Запомнилось ли что-то еще, кроме игры?
- Организация Кубка была довольно посредственной, хотя сам турнир интересный. Все-таки все сильнейшие собрались. Ваша газета тоже проявила к нему интерес. У нас в сборной это все ребята отметили.
Дом у Яшиных оказался, по канадским меркам, небольшим ("всего" каких-нибудь 14 комнат), но очень уютным. Прямо под окном поле для гольфа. Чуть подальше, в лесочке, ягоды и грибы. Но их здесь, как сказали Яшины, никто не собирает. Зачем, если есть в магазинах.
Проблемы? Разумеется, существуют. Одна из них как раз связана с получением информации. Не хватает ни книг, ни газет. Если удается купить "Аргументы и факты", то с большим опозданием. Как "АиФ" попадает в Канаду, Яшины толком не знают. Возможно, из Америки. Оказывается, существует чуть ли не челночный газетный бизнес. Какие-то люди покупают, а то и просто воруют прямо из типографии нашу газету в Москве и переправляют ее в Америку. И там продают по 1,5 - 2 доллара за экземпляр. Выгодно или нет - посчитайте, если в Москве номер "АиФ" стоит в среднем около 2 тысяч.
На обратном пути решил еще раз заглянуть в "Molson Centre", где знаменитый "Montreal Canadiens" проводил тренировку. К сожалению, ни Валерия Буре, ни Владимира Малахова все еще на льду не было. А вот логотип родной газеты все еще находился на бортике хоккейной коробки.