Николая НИКИТЕНКО без всяких натяжек можно отнести к так называемым новым русским. Молод, уверен в себе, далеко не беден. В свои 34 года возглавляет крупную многопрофильную корпорацию "Эдванс" со 100-миллионным (в долларах США) годовым оборотом. Николай - бывший военнослужащий. Родился в Ростове-на-Дону, закончил Киевское суворовское училище и военно-инженерное училище связи. После нескольких лет службы в 1992 году, в звании капитана, попал под сокращение, и перед ним встал извечный вопрос: что делать?
- Выбора у меня особого не было, поэтому решил попробовать использовать знания, полученные в училище и армии, на "гражданке". Семью-то кормить нужно. Вместе с четырьмя сослуживцами (тоже "сокращенными") скинулись по двести рублей и открыли свое дело - стали обслуживать офисные телефонные станции и компьютерные сети, занимались ремонтом оборудования телефонных узлов. Дело пошло. Сейчас в "Эдвансе" только в Москве работают 1 200 человек. Есть филиалы "Эдванс - Северо-Запад" в Санкт-Петербурге, "Эдванс - Украина" в Киеве. Более чем через 100 дилеров нами охвачены фактически все регионы России.
- Чем конкретно вы занимаетесь?
- Мы работаем в нескольких направлениях. Основные - это монтаж, установка и обслуживание телекоммуникаций и электронных систем безопасности, а также строительство, реконструкция, ремонт, производство различных товаров. У нас очень широкий круг клиентуры, среди них Центральный банк России, Министерство юстиции, налоговая служба, администрации различных регионов, ряд крупных коммерческих банков и фирм.
Работу с заказчиком мы начинаем вместе с ним с задания на проект, где выясняем, чего он хочет, выслушиваем его пожелания, даем свои рекомендации. Затем приобретается и устанавливается необходимое оборудование. Нами также обеспечивается его гарантийное и послегарантийное обслуживание. В этом бизнесе те, кто работает по принципу продал, установил, ушел и забыл клиента, обречены на вымирание.
- Какого рода оборудование вы используете?
- Все зависит от поставленной задачи. Возьмем обеспечение безопасности предприятия. Например, необходимо ограничить доступ в какое-либо административное здание или производственное помещение. По желанию клиента можем установить аппаратуру, где роль пропуска будет играть именная карточка с магнитной полосой. Можем предложить систему, определяющую личность по отпечаткам пальцев или сетчатке глаз. Человек подходит, подставляет к специальной установке палец (ладонь) или смотрит в нее. Там считывается необходимая информация, сравнивается с тем, что находится в памяти компьютера, после чего принимается решение о допуске в помещение или получении какой-либо конфиденциальной информации, предположим, с компьютера.
У нас есть пропускная система, определяющая человека по запаху, есть оборудование, способное взвешивать человека при входе в помещение и при выходе из него.
- Установка такого оборудования, наверное, дорого стоит?
- Стоимость устанавливаемых нами охранных систем, а они на 70 - 80% импортные, различная. Есть и достаточно дешевые, которые можно поставить при входе в кабинет, квартиру, подъезд дома... Мы не работаем на каких-то эксклюзивных клиентов, так как выживем только в том случае, если будем работать на широкие массы потребителей.
- Вы начинали практически с нуля, и через четыре года скромная фирма со штатом в пять человек превратилась в солидную корпорацию. Не поделитесь опытом, как все это вам удалось?
- Опыт простой. Свой рабочий день я начинаю в 9 часов утра, уезжаю домой в 23.
- Извините, вы женаты?
- Да.
- Как жена относится к подобному распорядку?
- Привыкла. Она ведь жена офицера, и не такое приходилось терпеть. Второе - у нас довольно жесткая организация со своим уставом. В работе придерживаемся такого принципа: постановка задачи, уяснение задачи, выполнение и доклад.
У нас строгая финансовая дисциплина. Каждое подразделение ежемесячно отчитывается за проделанную работу. Мы постоянно по месяцам, кварталам, ежегодно анализируем, где находимся, что имеем, какие проблемы, куда двигаться дальше.
Очень хорошо развит маркетинг. Наши специалисты постоянно изучают спрос, рынок, конкурентов. К примеру, мы начинаем запускать производство по лицензии шведской фирмы "THORSMAN" электротехнических пластиковых коробов, специальных желобов для кабелей различной формы со встроенными телефонными и компьютерными розетками. Они удобны при выполнении монтажных и строительных работ. В Россию сейчас подобные материалы приходят с Запада. Пять-шесть фирм делают на продажах этих коробов классный бизнес. Через несколько месяцев мы начнем выпускать первую продукцию, часть которой у нас готовы покупать те же шведы.
Ну и главное, конечно, - человеческий фактор. Нужно подобрать людей, которые могут решить поставленные перед ними задачи.
- Кому вы отдаете предпочтение?
- Главные показатели - деловая активность, знания, человеческие качества, способность обучаться и работать в тяжелых условиях. В корпорации работает много бывших военных. Кстати, нас сейчас интересуют инженеры в области связи, электроники, радиосвязи, специалисты, имеющие хороший строительный опыт, классные организаторы. Приходите, будем смотреть.
"Эдванс" имеет подшефный военный корабль на Северном флоте. Мы очень с ними дружим, с экипажем корабля периодически встречаемся, чем можем помогаем. Там есть и москвичи, не исключено, что кого-то из них возьмем к себе после службы.
- Скажите, а рэкет вас не беспокоит, криминальные структуры не предлагали свою "крышу", не пытались "наехать"?
- Ни дня своей деятельности мы не работали ни под какой криминальной крышей. И попыток "наездов" не было.
Я думаю, они знают, что лучше этого не делать. Наша служба безопасности не позволит. К тому же "наезжают" обычно на тех, кто имеет какие-то "левые" дела. Кто-то "отмывает" в банках деньги, кто-то кого-то обманул. Мы этого не допускаем. Надо делать дело правильно, и тогда не будет никаких неприятностей.
- А разве в нынешних условиях можно честно заниматься бизнесом и процветать при этом?
- Можно. Наше развитие тому пример.
- Как вы смотрите на перспективы "Эдванса"?
- Я вообще оптимист. Перед последними президентскими выборами мы начали строительство здания в центре Москвы. Мне знакомые говорят: что вы делаете, ведь можете все потерять. А я думаю, все будет нормально. Наш подход - никогда не останавливаться и двигаться только вперед.