ЗА ПОСЛЕДНИЕ десять лет сотни тысяч россиян воевали в "горячих точках". Афганистан, Таджикистан, Карабах, Чечня искалечили психику многих солдат и офицеров, которые до сих пор страдают военным синдромом. Как отмечают медики, они отличаются повышенной агрессивностью, вспыльчивостью и раздражительностью. Такие люди остро нуждаются в психологической реабилитации.
В Кисловодском Центральном военном санатории с 1992 года более 900 человек прошли специальный курс лечения, снимающий состояние психологического перенапряжения. Полковники медицинской службы Валерий Гвазава и Юрий Винокуров разработали и внедрили у себя в здравнице специальную методику, помогающую избавиться от синдрома войны. Я испытал ее на себе.
Все началось с компьютерного тестирования. Допрос на ЭВМ длился около часа. Ребята, побывавшие в плену у чеченцев, говорили, что ни боевики, ни следователи ФСБ, "беседовавшие" с ними после освобождения, не были такими дотошными. Компьютер интересовало все: от "любите ли вы читать научно-популярные журналы" до "как часто у вас бывает кал черного цвета". За короткое время нужно очень быстро, не задумываясь, ответить на пятьсот с лишним вопросов. Затем с помощью компьютера рисуется ваш психологический портрет.
После тестирования врачи сформировали группу из 15 человек. В ней были люди разных возрастов и званий. Объединяло их одно: все вдоволь насмотрелись на смерть, кровь и слезы.
От службы в экстремальных условиях, военных стрессов и эмоционального перенапряжения у кого-то болели сердце и голова, другому по ночам снились кошмары, третьего волновали внезапные вспышки ярости.
"Расслабуха" наступила на первом же занятии в кабинете психотерапии. Его заведующая кандидат медицинских наук Светлана Шеина продумала в нем все до мелочей: от специальной подсветки до аквариума с рыбками.
Роскошные мягкие кресла и диваны, стоящие на бывшей великокняжеской даче, где проходили занятия, идеально подходили для аутотренинга и медитации.
Еще в этом кабинете применяется лазерная рефлексотерапия. Лечат нервы и другими мудреными аппаратами. И все же техники, а особенно квалифицированных специалистов, не хватает. Из-за этого пока никак не могут внедрить в практику особо эффективный метод реабилитационной психотерапии под названием "Марафон". Это когда с одним пациентом в течение 24 часов работают несколько специалистов, и за сутки он полностью восстанавливает душевные силы.
Поначалу у нас в группе ощущалась настороженность в отношении к психологам и психотерапевтам. И хотя нам объяснили пользу психоанализа, помогающего разобраться во многих личных проблемах, к этим модным фрейдистским штучкам в военной аудитории относились по старому армейскому принципу: "На хрена козе баян".
А вот лечение эстетотерапией, музыкой и вином всем понравилось сразу.
Скоро все поняли, что не попса или тяжелый рок лечит израненную душу, а Вивальди, Чайковский, русские романсы.
После музыкотерапии наступала особенно приятная для мужчин энотерапия - лечение вином. Небольшие лекции о виноделии и знаменитых винах, естественно, сопровождались умеренными дегустациями. И хотя офицерским организмам, отравленным в Чечне скверной водкой моздокского розлива, бокал разбавленного нарзаном сухого вина был что слону дробина, хмелели от уютной обстановки.
После десяти дней курса психологической реабилитации, как показало повторное компьютерное тестирование, у всей нашей группы наступило значительное улучшение здоровья. Но что такое пятнадцать человек по сравнению с сотнями тысяч, нуждающимися в лечении военного синдрома?