В 1991 году распался Советский Союз. Из-под российского орла ушли "братские народы" - узбеки, туркмены, таджики, казахи...
В РАЗМЕНЯННОЙ квартире соседями остались те, кто жил и работал в России на протяжении веков: татары, калмыки, башкиры, удмурты... Всех и не перечесть. Мы разделяли с ними все "вихри враждебные" ХХ века, а потом и все надежды и невзгоды перестройки, шоковой терапии, приватизации...
И ВОТ сегодня в нашем опустевшем общежитии все чаще слышатся крики: "Россию - для русских!" С каких улиц они звучат? Только ли из уст отравленных нацистской пропагандой подростков? Только ли в выступлениях политиков, которым хочется наварить сомнительный и опасный капиталец?
Дело, думается, не только в этом. Во многом, похоже, виновато эдакое национальное ухарство. Помните, как в совсем недавние времена при выезде в Европу или Америку наш очередной генсек или президент (Хрущев ли, Брежнев, Ельцин ли) непременно должен был удивить, а еще лучше испугать весь мир какой-нибудь необыкновенной инициативой. Это, конечно, легче, чем накормить собственный народ и построить демократию.
В течение десятилетий "строительства коммунизма" власть экономила на народе, и прежде всего на русских. Потому что их - большинство. Не потому ли за криками о национальной гордости скромно молчит российская бедность... Недоплачивали, недолечивали, судили за сорванный колосок, гнали по этапам за слово против властей. Но и на воле, и за колючей проволокой вбивали в головы идею превосходства, величия. Мы "одна шестая часть света", "русские дошли до Парижа", "мы взяли Берлин".
Ветераны помнят, как перед началом Финской, а потом Отечественной войны они, молодые солдаты - русские, украинцы, татары, жители тундры и Кавказа, - с энтузиазмом пели, что "от Москвы до британских морей Красная армия всех сильней". А потом за этот "кураж" в снегах и сырой земле полегли 25 млн. российских душ. И никто не считал, сколько в братских могилах упокоилось Ахметов, Хаимов, Рамизов, Гиви, а сколько Иванов и Сережек. Похоронки не имеют национальности...
А кто после войны спрашивал, русский ты, украинец или еврей в лагерях ГУЛАГа, в шарашках, в колхозах, откуда невозможно было уехать, так как людям не давали на руки паспорта?
Русский стандарт?
ПОЧЕМУ ЖЕ до сих пор нам хочется всем доказать, что русский огурец толще и длинней французского корнишона (не говоря уж об остальном...)? Что, есть некий особый "русский стандарт", выделяющий нас из "прочих шведов"? Откуда это у нас? Не оттого ли, что мы зачастую гордыней и бахвальством компенсируем нашу бедность, наше неумение постоять за себя. Кто мы для властей? Дешевый "трудовой ресурс", контингент новобранцев, электорат, о котором вспоминают за месяц до выборов.
Гордиться своей русскостью можно будет тогда, когда наши русские дети смогут получать хорошее образование. Когда они будут создавать крепкие, здоровые семьи, а не шляться "по бабам", как учат "герои" бездарных телесериалов. Когда наши солдаты перестанут стрелять на улицах сигареты и получат вместо "кирзы" нормальные кожаные ботинки. Когда миллионы наших беспризорных перестанут мыкаться по сиротским домам и тюрьмам для малолетних. Когда по понедельникам у половины русского населения не будет трещать голова от похмелья. Когда пропившие совесть русские родители перестанут выставлять детей на улицу. Когда наши рабочие и служащие научатся объединяться в профсоюзы и отстаивать свои права, а не писать жалобы зажиревшим депутатам.
"Мы должны спросить себя"
"НЕ ИЗМЕНИВ самих себя, мы не изменим свою жизнь. А будем заложниками постоянной перестройки, - пишет в "Аргументы и факты" Александр Кузнецов из Уфы. - Мы, русские, должны спросить себя: что мы сами сделали, чтобы изменить жизнь?"
Мы получим право уважать себя, только когда наши школьные учителя, университетские профессора, врачи будут зарабатывать больше, чем охранники с бычьей шеей. Когда выпускники университетов и русские ученые перестанут выпрашивать американские гранты, а будут уверены, что их ум будет оценен не в Силиконовой долине, а в России.
Мы сможем гордиться, что мы русские, когда русский капитал, русские банкиры и бизнесмены будут умножать богатство своей страны, а не тикать из России с мешками неправедных долларов.
А если мы еще и хотим, чтобы русскими оставались наши дети, нам нужно наконец потребовать от власти, от Министерства культуры, от Государственной думы, чтобы в стране прекратилось публичное телеизмывательство над русской культурой, русским языком, над душой русского народа.
Только когда мы станем требовательными к власти, к депутатам, к президенту и прежде всего к самим себе, нас будут уважать в мире. И не потому, что мы русские и у нас есть ракета "Сатана", а потому, что мы граждане свободной страны, а не безликие члены очередной "партии власти" или подданные очередного царя.
Настоящий русский националист и патриот - это не тот, кто подстерегает в темном переулке таджика или китайца с битой в руках, а тот, кто требует от своей российской власти, чтобы она думала не о расширении своих полномочий и привилегий, а о благе народа. Всего, российского.