207

Игорь Кио. Цирк будущего - не рекорды, а чудеса!

"Цирк и зритель - как мужчина с надоевшей любовницей. Хочется чего-то нового, помоложе и поярче..."

ДВА года назад в "АиФ" впервые прозвучал диагноз: наш цирк болен. Тогда мы написали об одном из его недугов - жестокости дрессуры. Первым отреагировал Игорь КИО. Маг и "король волшебников" из знаменитой династии иллюзионистов вступился за честь мундира коллег по манежу ("Живодёрня или цирк?", N 6 за 2003 г.). А недавно Кио позвонил в редакцию снова. И сказал: "Цирк обречён. Отжили своё не только номера с животными, но и всё, что происходит на арене. Пора сворачивать эту лавочку!"

Джекпот на манеже

- МАНЕЖ дышит на ладан. Цирк - умирающее искусство. Жанр вчерашнего дня! Призыв к запрету дрессуры - лучшее тому подтверждение. И нечего тут в отчаянии заламывать руки. Поезд ушёл: знаменитый российский цирк почил, как и весь Союз. А то, что есть, - по сути, живой труп. Его нельзя реанимировать, а можно лишь отпеть по обычаю и проводить с почестями.

- А как же зрители, Игорь Эмильевич? Аплодисменты в зале?

- Аплодируют - да, но по привычке. А по сути зритель уже проголосовал ногами. Ему скучно на представлении. Ряды кресел зияют пустотой: цирк стал неинтересен даже детям! Взгляните, какой ажиотаж по выходным в зоопарке и дельфинарии. К кассе не протолкнуться! А у дверей любого нашего цирка даже во время премьеры жизнь едва теплится. Прошла былая слава. Директора крутятся, как могут: шапито сдают в аренду мебельной фирме, владельцам джекпота. Или под отели - плохие, но дешёвые. Последним заведением с аншлагом был цирк на Цветном бульваре, но после смерти Юрия Никулина народ перестал ходить и туда. Да, Никулин в последние годы уже не выступал, но его обаяние влекло зрителя. Люди шли "в гости" к любимому артисту. А сейчас большинство цирков работают по выходным. Не до жиру! Сам цирк как искусство превратился в балаган. А огни манежа стали "красными фонарями".

Сгоревший клоун

- А САМИ артисты? Их имена знали во всём мире!

- Да, наш цирк блистал именами и династиями. Но их наперечёт: укротители Дуров, Эдер, Бугримова и Назарова. Три клоуна - Попов, Енгибаров и Куклачёв. Иллюзионисты - мой отец Эмиль Кио и я, как наследник. И всё! И то - иных уж нет, а те далече. "Солнечный клоун" Олег Попов живёт в Германии и дарит немцам за евро свои репризы. И кстати, на родину его не зовут, да он и сам не хочет. Он и так уж сгорел под солнцем нашего манежа... Цирку давно нечем нас удивить. Прошли времена, когда наши цирковые лилипуты были самыми высокими в мире! Произошла переоценка. Сегодня никто из цирковых, мягко говоря, не преисполнен веры в светлое будущее. Почти все работают на автопилоте, а зрителей не трогают даже трюки на пределе человеческих сил. То же можно видеть и на стадионах. А в цирк люди по привычке идут за зрелищем. Но их уже не проведёшь! Это не гладиаторские бои, а цирк - не Колизей.

Факир на панели

- ПРО вашего отца в своё время тоже писали: "Балаган на Невском"...

- А он в начале карьеры выдавал себя за индийского факира. И вот в газете появился фельетон с таким названием... Ещё в то время он сказал мне, что цирк себя изжил и должен исчезнуть. Я верил с трудом, а сейчас дошло. Отец всегда говорил, что его место не на манеже. Он мечтал о сцене. Обрести свободу! Но его не отпустил цех. Он был вынужден играть по чужим правилам, шёл через себя, совершал над собой насилие - а я осуществил его мечту.

- Когда вы сами поняли, что "цирк приплыл"? Что стало последней каплей?

- Мои недавние гастроли на Украине. Залы оказались полупусты. Я был в шоке: такое чувство, что имя Кио ещё помнят, но я сам для зрителей стал фантомом. В сравнении с прежними аншлагами это провал. А первое фиаско случилось, когда я уходил из Союзгосцирка. Меня даже не спросили: "Почему?". Уже тогда в цирке исчезло творчество, родник вдохновения иссяк. И я искал новые возможности - ибо на сцене легче обманывать публику, чем на арене.

- Если цирк умер, то как выживают артисты?

- Они там отыгрывают часы, а на жизнь зарабатывают в ночных клубах. Кто-то жонглирует в табачном дыму, девочка-акробатка на подиуме гнётся... Я сам выступал на тех вечеринках и ощущал себя отвратно. За пьянкой на тебя - ноль внимания. Но могут в угаре и выскочить на сцену, "помочь" показывать фокусы... А за сто баксов за вечер и не так раскорячишься! В цирке та же сумма, но в месяц. Выйдешь за порог, и мысль одна: цирк слёг, как больной медведь за кулисами у дрессировщика. Мы вновь стали бродягами в разрисованных кибитках, и из окон нам кидают гроши... А главная мечта - своё шоу за рубежом. В любой иностранной программе две трети артистов - наши. Правда, и там платят столько, чтоб не падали штаны.

- Вы выступали в защиту дрессировщиков. Их любят на Западе?

- Уже давно нет. Почти везде номера с животными запрещены по инициативе "зелёных". И не сказал бы, что это кого-то волнует. Всё жёстко: мне, например, в Германии на гастролях запретили показывать фокус с уткой. Номер такой: я собираю столик с ящиком, кладу внутрь утку, разбираю ящик, а её нет... Сочли, что происходит издевательство над птицей! Скажу больше: там уже почти нет даже клоунов. И это тоже не трагедия. Хороших клоунов и так меньше, чем космонавтов. А по большому счёту можно обойтись и без них.

- Так вы предлагаете закрыть все цирки?

- А почему нет? А то, что выживет, пусть будет частным. Под чиновниками манеж так и будет прозябать, а директора цирков - с тем же "эффектом" доить государство.

Феерия и собачки

- ВЫ С ПОХВАЛОЙ отзывались о Дэвиде Копперфилде, но подчёркивали, что его феномен - результат усилий ТВ-проектов и грамотного пиара...

- И вообще - капиталов, вложенных в технологию трюка. Суть раскрутки: зрителя тщательно готовят к встрече, а сам Копперфилд преподносится в имидже мессии. Это сильный ход. Ещё деталь: Копперфилд - не из мира цирка, но его шоу - цирковое зрелище завтрашнего дня. И зрители чуют, что он так же отличается от иллюзионистов, как сами фокусники - от факиров. Копперфилд долго будет "живее всех живых". А я - нет. Потому что я из прежней когорты и не представляю на Первом канале трюк с исчезновением Мавзолея или Останкинской башни... Он вовремя понял: пора удивлять сверхнеобычным - и стал впереди планеты всей. Но зрителю может быть интересен и простой факир - как изящный экзотический штрих к супершоу.

- Представим, что цирк на замке. Где свет в конце тоннеля?

- Сейчас, увы, за океаном. Там я видел "цирк будущего": канадский цирк "Де Солей". Его феерические представления - не то, что навязываем зрителям мы. Перед входом в их шапито - стеклянная бочка типа аквариума, где резвятся акулы и обнажённые девушки. В чем фокус - секрет фирмы. Но это финансовая основа её существования. Так же, как производство цирковых сувениров и ширпотреба. У них нет проблем, как бы забить зал. Или представьте: ночной ресторан, где каждый официант - незаурядный цирковой артист. И вы теряете ощущение реальности...

- Так это же вечеринка в ночном клубе. Те же столики, тот же номер, как с цыганами...

- Тот "ресторан" - театр высочайшего класса. А забавы наших богатых - позвать лилипутов с ряженым мишкой. И вся фантазия! Цирк будущего - синтетическое искусство. Нечто похожее показал режиссёр Григорий Александров в незабываемом фильме "Цирк"... А сейчас вы на Цветном бульваре видите номер с дрессированными собачками. А через месяц снова тех же собачек. И ещё через месяц то же... И вы сами завоете от тоски. На каких-то шавках держится весь спектакль! А для цирка будущего вообще не важно, есть ли собачки. Там работают не просто ремесленники, а творцы. Зритель участвует в представлении XXI века. Это интригует и берёт за душу каждого.

- А в чём интрига? Что поражает взгляд?

- Каскад впечатлений! Лазерное шоу, водная феерия и т. д. Артисты же украшают действо, а не показывают личные достижения. Публике нужен шоумен, а не рекордсмен. Не важно, сколько кеглей у жонглёра, насколько рискует канатоходец. Комик в чистом виде не востребован. Иллюзионист - лишь приправа к главному блюду. Главенствует не трюк, а режиссёр.

- А в вашем "цирке будущего" шоу может заменить мастерство. За лазерами спрячут посредственность, всё превратится в фокус...

- Прибыль от цирка будущего - не иллюзия. Когда на Западе наших цирковых берут на работу, в контракте оговаривают ДВА месяца репетиций ДО начала выступлений! По нашим меркам это звучит дико. А режиссёр не издевается, таким образом он вводит актеров в ткань шоу. И ещё нюанс. Владелец того же "Де Солей" - продюсер, его сотрудники - топ-менеджеры. Цирк - тоже жёсткий бизнес, который со всеми своими эмоциями подчиняется диктатуре рынка. И нынешние "Тигры на шарах" в это игольное ушко не пролазят.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно