Примерное время чтения: 5 минут
61

В дозор на светлую голову

РАЗОГРЕТЫЙ жёсткой рекламой и шампанским народ, словно зомби, все новогодние праздники выстраивался в очереди на "Дневной дозор". Отгремели праздничные фейерверки, а фильм продолжает высасывать деньги из карманов зрителей. Светлые и темные мысли, навеянные картиной, высказывают известные кинокритики.

Виктор МАТИЗЕН, президент Гильдии кинокритиков: Золотая жила российского ноу-хау

- ПОХОЖЕ, сага о "Дозорах" - это первый продукт за всю историю российского кино, который действительно может пользоваться коммерческим успехом во всем мире и побьет успех "9-й роты" в СНГ, собрав не менее 30 млн. долл. В советские годы мы могли коммерчески использовать на Западе только экранизации классики, как, например, "Война и мир", или американизированные сказки про золушек - "Москва слезам не верит" и пр. Сейчас появился новый продукт.

Я всегда разделял мнение, что в России можно устроить второй Голливуд. Россия так же как и США, является многокультурной страной, но у нас этим мало кто пользуется. Команда "Дневного дозора" нашла золотую жилу, которую можно эксплуатировать. Как сказка, как сага "Дневной дозор", на мой взгляд, интереснее, чем, скажем, "Властелин Колец" или "Хроники Нарнии". Основываясь на древней мифологии магии и вампиризма, "Дозор" сочетает в себе национальную самобытность и интернациональность. Это та смесь, которая должна иметь спрос во всём мире. Кроме того, в фильме причудливым для иностранного глаза образом переплетаются высокие технологии с нашим грязным, обшарпанным миром. Полагаю, этот контраст, соединение гламура с грязью, является российским ноу-хау.

С точки зрения кино "Дозор" - прекрасное зрелище, хотя по уровню спецэффектов видно, что бюджет картины составляет всё-таки порядка 10 млн. долл., а не 100, как выделяется на проекты подобного уровня на Западе. А что касается упрёков по поводу отсутствия чёткого сюжета, то это тот же случай, что и с оперой. Оперу слушают, держа перед глазами либретто. Вот и на эту сагу надо идти, зная сюжет заранее. Это нормально. Ну а рассчитывать на глубокую игру актёров при клиповой стилистике монтажа просто глупо. Игра должна быть эффектная, а не психологическая.

В любом случае "Дневной дозор" - это история не отупляющая, а развивающая. Кроме того, эта сага уже стала неким брендом. То, что многие зрители чувствуют себя обязанными посмотреть национальный блокбастер, само по себе хорошо. Появление десятка таких картин способно вытолкнуть наше кино на совершенно иной, коммерческий уровень. По статистике, средний россиянин ходит в кинотеатр реже, чем раз в два года. И если фильмы, подобные "Дневному дозору", смогут увеличить число посещений хотя бы до нескольких раз в год, то уже за это им надо поставить памятник.

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинокритик: Невнятное кино про вампиров

- СО всевозрастающим изумлением слежу я за тем, как усилиями общенационального канала раскручивается вампирская сага сначала про ночной, а теперь уже и про дневной дозор. Добро бы, пиарщики с Первого канала впаривали свой продукт под сколько-нибудь реалистичными слоганами, что это, дескать, не очень большое искусство, но зато на нём можно славно "оттянуться", впрыснуть порцию адреналинчика в разжиженную новогодними каникулами кровь. Тем более что кинематографической клюквенной крови, трупов, апокалипсических ужасов в "Дозорах" действительно хватает...

Нет же, сначала криком кричали, что вот сейчас с этим фильмом мы "догоним и перегоним Америку", "дадим прикурить Голливуду". Теперь же усиленно напирают на философскую глубину фильма. Поскольку из сумбурного, мутного сюжета ничего толком понять невозможно, притихший народ озадаченно думает, что там и впрямь скрываются некие непознаваемые глубины. А их-то там и нет, вот ведь в чём фокус! Есть, простите, элементарное неумение выстроить сюжет, внятно рассказать историю, вылепить характеры. Ничего этого клипмейкер Тимур Бекмамбетов, по определению, делать не умеет. Актеры просто появляются в его фильмах на пять-десять минут, подставляя кинокамере свои узнаваемые лица. Других творческих задач у них нет. Поэтому "Дозоры" и кажутся мне набором более-менее умелых клипов, шоковых аттракционов, кое-как сцепленных сюжетной логикой.

"Дневной дозор" выглядит в этом смысле слегка покрепче "Ночного дозора", да и компьютерных чудес тут в десятки раз больше, он энергичнее, "круче". Вот народ, разогретый рекламой, и валит в кинотеатры. Продюсеры фильма, они же руководители Первого канала, особо напирают на этот факт, день за днем оглашая в программе "Время" результаты триумфального шествия "Дневного дозора" по российским городам и весям. Вред от агрессивной рекламной раскрутки этого невнятного по мысли фильма, в котором категории добра и зла нарочито спутаны, прихотливо перемешаны, для меня очевиден. Народ наш простодушен, он ведь может действительно поверить, что не "Кукушка" Александра Рогожкина, не "Возвращение" Андрея Звягинцева, не "Свои" Дмитрия Месхиева, а именно "Дозоры" Бекмамбетова и есть вершинное достижение современного искусства. Но если "Дозоры" есть вершина, то где же тогда дно той бездны, в которую погрузилось родное кино?

Фильм в цифрах
Вороны, кровь и ё-ё

  • По официальной информации, на съёмки фильма было потрачено 4,2 млн. долл. 30% бюджета ушло на спецэффекты.

  • 160 человек на 17 российских студиях трудились над созданием эффектов. Для этого было использовано 300 компьютеров.

  • 8325 ворон появляются в течение двух с лишним часов экранного времени. На самом деле ворона была одна (дрессированная), которую затем при помощи высоких технологий клонировали.

  • 3300 литров крови выпивают персонажи фильма.

  • 36 тыс. игрушек ё-ё (шарик на резинке) уничтожают Москву, размножившись из одной безобидной бирюльки и разлетевшись по районам. Максимум разрушений пришёлся на районы ВДНХ, ст. метро "Павелецкая", переулки Цветного бульвара, Смоленскую площадь, Кутузовский проспект.

  • Самым зрелищным трюком фильма стало гигантское колесо обозрения, которое сорвалось с "места постоянной прописки" - ВДНХ и покатилось по городу, давя людей и машины. Каким образом компьютерщикам удалось нарисовать столь правдоподобную картину - секрет фирмы-производителя.

    Сергей ГРАЧЁВ
    Кадр из фильма с сайта www.kinokadr.ru

  • Оцените материал

    Также вам может быть интересно