Читая партийные документы, касающиеся нашей экономики, нельзя не обратить внимания на тот факт, что в них затрагиваются не только вопросы стратегических направлений ее развития, но фигурируют и проблемы отдельных отраслей производства, предприятий. Не подменяют ли таким образом партийные органы министерства и ведомства?
В. Руймин, г. Тольятти.
РУКОВОДЯЩАЯ роль КПСС как авангарда советского народа предопределена самой историей нашего государства, она закреплена Конституцией СССР. Вооруженная марксистско- ленинской теорией, партия определяет генеральную перспективу развития общества, обеспечивает научное руководство созидательной деятельностью народа, планомерное и всестороннее совершенствование социализма, дальнейшее продвижение советского общества к коммунизму.
Чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо, как известно, создать соответствующую материальную базу, обеспечить наиболее полное удовлетворение материальных и духовных запросов каждого человека. Этого можно добиться лишь на основе высокоэффективной экономики. Вот почему партия всегда уделяла и уделяет экономическим проблемам постоянно растущее внимание.
Весь опыт социалистического строительства в нашей стране свидетельствует: руководство народным хозяйством - это сердцевина всей деятельности партии и государства, один из ключевых вопросов политической власти рабочего класса, всего трудового народа.
Такое руководство особенно важно теперь, когда перед нашим народом стоят огромной сложности задачи. Современный этап - поистине переломный в жизни нашей страны, этап социально-экономического ускорения. "Сегодня первоочередная задача партии, всего народа - решительно переломить неблагоприятные тенденции в развитии экономики, придать ей должный динамизм, открыть простор инициативе и творчеству масс, подлинно революционным преобразованиям", - подчеркивается в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии.
За 15 лет предстоит увеличить национальный доход страны почти в 2 раза, поднять производительность общественного труда в 2,3-2,5 раза. А в итоге создать производственный потенциал, равный по своим масштабам накопленному за все предшествующие годы Советской власти.
Повое общество растет и развивается не стихийно, а в результате сознательных усилий народа, направляемых его политическим авангардом. Стало быть, возрастает значение эффективного политического руководства, сознательного воздействия на ход ускорения. Это воздействие пронизывает все сферы нашей жизни - и подъем творческой активности масс, и широкое вовлечение их в управление производством, государственными и общественными делами, и углубление социалистического самоуправления, дальнейшую демократизацию общества, и, конечно, нашу экономическую стратегию.
Ныне стратегический курс партии состоит в том, чтобы осуществить переход к экономике высшей организации и эффективности со всесторонне развитыми производительными силами, зрелыми социалистическими производственными отношениями, отлаженным хозяйственным механизмом.
Понятно, что для решения столь сложного комплекса взаимосвязанных задач нужны усилия всех государственных, хозяйственных, научно-технических органов и организаций. А объединить эти усилия может лишь партия - авангард народа.
НЕ ПОДМЕНЯЯ, А НАПРАВЛЯЯ
Проводя свою экономическую политику, решая проблемы научно-технического прогресса, КПСС не подменяет при этом государственные и хозяйственные органы. Об этом со всей определенностью было сказано на съезде. КПСС считает необходимым тщательно учитывать специфику функций партийных, государственных и общественных органов, эффективно координировать их работу, искоренять проявления бюрократизма, очковтирательства, нарушения партийной и государственной дисциплины.
К сожалению, бывают и нарушения такого принципа. Мелочная опека хозяйственников снижает их активность, ответственность за конкретные дела, порождает иждивенчество, попытки спрятаться за спину партийных органов. А это в итоге приводит к срывам в работе. Вот почему партия решительно борется с подобными фактами, которые, кстати, широко используют наши недруги.
Осуществляя свою направляющую роль в обществе, в том числе и в руководстве народным хозяйством, КПСС не командует всем и вся, как это пытаются доказать наши идейные противники, она осуществляет руководство не силой власти, а политическим авторитетом и идейным влиянием в массах, методами убеждения, воспитания и организации людей на практические дела.
Возьмем, к примеру, важнейший партийный документ - Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года. В его разработке участвовали партийные и советские органы, министерства, предприятия. Проект документа был Рассмотрен на октябрьском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС и одобрен им. Затем он обсуждался всенародно. После дополнений и поправок документ был представлен XXVII съезду КПСС и утвержден им.
Не партия, а государство непосредственно осуществляет руководство экономикой.
Важнейшая роль в выполнении плана государственными и всеми хозяйственными органами принадлежит Совету Министров СССР, который, используя все атрибуты власти, призван настойчиво работать над совершенствованием планирования, обеспечением сбалансированного и комплексного развития народного хозяйства, укреплением нашей финансовой системы, следить за обеспечением взаимодействия на стыках различных отраслей, заботиться о совершенствовании системы государственного управления.
РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР
Жизнь учит: даже самые хорошие научные концепции и лозунги, объективно отражающие закономерные потребности общественного развития, не приносят желаемых результатов, если они не обеспечиваются активной организаторской, идеологической, идейно-политической работой в массах. Выработав стратегию ускорения, партия сосредотачивает усилия на практической организации дела, на расстановке кадров, на перестройке деятельности всех своих звеньев. Ныне свою главную задачу партия видит в том, чтобы повернуть общество на практическую организацию своей генеральной линии, мобилизовать, во имя этого весь творческий потенциал народа.
О том, какую важную роль в развитии экономики играет кадровая политика партии, свидетельствует пример Грузни. Здесь за последние 15 лет экономический эффект от внедрения разработок научно-исследовательских институтов республиканской Академии наук вырос почти в 60 раз. Сделать такой скачок удалось главным образом благодаря тому, что партийная организация республики сумела изменить к лучшему отношение к научно-техническому прогрессу и руководителей, и рядовых работников.
Важную роль в этом сыграли подбор, расстановка и воспитание партийных, хозяйственных и научных кадров. На руководящие должности выдвинуты люди компетентные, инициативные, способные повести за собой других. Укреплены знающими дело специалистами Госплан республики, республиканский Комитет по науке и технике. Были созданы службы, ответственные за научно-технический прогресс в министерствах и ведомствах, в районах, в агропромышленных объединениях.
Не беря на себя административно-распорядительных функций в управлении экономикой, партийные органы в то же время держат в центре внимания решение хозяйственных задач. Обладая политической властью, партийные комитеты и первичные парторганизации координируют деятельность государственных и хозяйственных органов. При этом они ведут решительную борьбу с проявлениями узковедомственных интересов, местничества, волюнтаризма, командными методами управления, нарушениями производственной и плановой дисциплины.
Практика знает множество примеров гибкого политического руководства хозяйством, проведения экономической "политики партии в жизнь. При многих обкомах, горкомах, райкомах партии созданы и активно работают советы, занимающиеся вопросами ускорения научно-технического прогресса. Прочно входит в практику партийного руководства экономикой программно-целевой метод управления процессом интенсификации производства, превращения науки в непосредственную производительную силу. На Украине, например, сегодня наряду со 160 союзными действует 340 программ республиканского и отраслевого уровня.
Однако не везде еще партийные организации ведут работу так, как того требует время. На XXVII съезде КПСС серьезной критике, например, были подвергнуты парткомы некоторых министерств, ведомств, объединений, слабо занимающиеся воспитанием масс, решением важнейших социально- экономических проблем, допускающие нарушения принципов кадровой политики партии.
С подобными недостатками следует вести решительную борьбу.
Партия, сказал на закрытии съезда М. С. Горбачев, "вступает в послесъездовский период более организованной, сплоченной и боеспособной, с продуманной долговременной политикой. Она полна решимости действовать целеустремленно, видя всю сложность, масштабность и новизну стоящих перед ней задач, не страшась трудностей и препятствий".