ИСТОРИЯ рок-музыки насчитывает уже 30 лет, и родоначальником ее считается американец Элвис Пресли, "кинг", "король рока", как прозвали его поклонники (были до Пресли и другие, но они не оставили сколь-нибудь заметного следа в истории рок-музыки). Благодаря этому одаренному парню из Миссисипи рок-н-ролл, сокращенно - рок, завоевал молодежь, стал силой, действие которой ощущалось далеко за пределами собственно музыки.
Рок влиял на вкусы, язык, поведение, стиль одежды, а порой и стиль жизни молодых людей трех поколений - 60-х, 70-х, 80-х; именно поэтому мы вправе считать его явлением социальным.
МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Для начала попробуем разобраться, почему рок пользуется успехом у многих молодых людей и в чем, собственно, его сила.
Рок строится на элементарном ритме, состоит из повторяющихся блоков, иначе - "квадратов". Собственно, именно в этом и заключается секрет его популярности и мгновенной схватываемости.
И еще одно немаловажное обстоятельство.
Рок-музыка по природе своей громкая и ритмичная; между тем давно известно, что громкая музыка, в основе которой лежит жесткий ритм, порой действует как наркотик: она парализует золю, вводит в состояние транса.
В свое время этим пользовались шаманы: они громко и ритмично били в бубен во время ритуальных действ. Таким образом они вводили своих слушателей в состояние прострации или, скажем, предельного возбуждения.
Рок действует примерно так же; именно поэтому, кстати, его часто обвиняют в агрессивности.
И все же дело тут не в том, что рок сам по себе агрессивен, а в том, скорее, что он от природы эмоционален, способен волновать, будоражить и поэтому крепко держит молодежь.
Благодаря этим своим качествам - эмоциональности и энергичности - рок сплачивает тысячи, десятки тысяч молодых людей.
Справедливости ради скажем, что в некоторых случаях его эмоциональность действительно трансформируется в агрессивность, и тогда рок - злобный, подстрекательский - доводит своих слушателей едва ли не до состояния психоза, подзуживает, провоцирует их на буйные поступки.
Выходит, все дело в том, как использовать природные особенности рока, куда их направить.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Удивительный, феноменальный рок! Экспериментаторы многих стран мира ставили над ним опыты; исследовали его вдоль и поперек. Австрийцы, к примеру, испробовали рок на коровах. Надо сказать, те восприняли его без энтузиазма и даже резко уменьшили в надоях; зато к классике, как оказалось, коровы явно неравнодушны: под вальсы Штрауса они надои прибавили.
Экспериментаторы сделали вывод: коровам рок вреден для здоровья. Впрочем, не только коровам.
Принято считать, что музыка лечит; в нашей стране и многих западных странах уже существуют специальные центры музыкотерапии, в которых неврозы, бессонницы, мигрени лечат классикой: Бетховеном, Чайковским, Шуманом.
Рок, как оказалось, при неврозах и бессонницах противопоказан: он вообще противопоказан людям со слабой нервной системой. Взрывы петард, рев танков и вопли, которыми сопровождаются выступления многих западных рок- групп (от некоторых отечественных, правда, шуму не меньше), могут доконать и здорового человека.
Рок, помимо того, плохо действует на барабанные перепонки: те, кто слушает его помногу и часто, рискуют заработать себе "шумовую" болезнь или даже оглохнуть - это мнение медиков.
Что же получается: классика лечит, рок калечит? Не совсем так: рок может причинить вред только в том случае, если им злоупотреблять, изо дня в день слушать его часами; тут все дело в мере.
И все же рок-музыка, пожалуй, единственный музыкальный жанр, который, как сказали бы медики, имеет "противопоказания к применению".
МУЗЫКА ДЛЯ НОГ?
Наши ученые провели сравнительное исследование рока и классической музыки: его участникам было предложено сначала прослушать классику - Моцарта и Шопена, потом - вокально-инструментальный ансамбль "Дип перпл" и певицу Донну Саммер и при этом записывать свои ощущения.
Во время выступления "Дип перпл" и Саммер участники опыта отметили, что их состояние напоминает опьянение: "ни о чем не думаешь, полностью выключаешься, хочется двигаться".
В это же время ученые с помощью специальных приборов определяли двигательные реакции и степень концентрации внимания испытуемых. Вывод, который они сделали: "Дип перпл" и Саммер стимулируют двигательную активность, Моцарт и Шопен - ассоциативную деятельность мозга. Проще говоря, рок дает стимул к движению, классика - к мышлению.
Именно поэтому, кстати, греческий композитор Микис Теодоракис назвал рок "музыкой для ног" в отличие от классики, которая предназначена "для души".
Рок действительно музыка для ног, а точнее, для танцев: если классику надо слушать, то рок - танцевать. Каждый из этих жанров нужен по-своему, и, думается, каждый из них имеет право на существование.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОЛИТИКИ
Как, наверное, уже поняли наши читатели, рок по сути своей явление неоднозначное. Он может быть разным, каким угодно - отупляющим или возвышающим, агрессивным или зовущим к активности.
Все зависит от того, куда повернуть.
Этим качеством - податливостью рока - воспользовались западные коммерсанты от музыки; они повернули рок туда, куда было выгодно им - вправо. Рок зарычал и загрохотал. "Будем бороться против красных, которые стали для Америки опасностью пострашнее Гитлера", - провозгласила американская рок-группа "Мотор-Сити-5". К ней присоединились другие - "Кисс", "Эй-Си/Ди-Си", "Молли Хатчет" и прочие.
Злобный, агрессивный, разнузданный рок этих групп в то же время сохранял всю свою колдовскую силу: он действовал на молодежь неотразимо; он ее гипнотизировал, как удав кролика; будоражил настолько, что молодые люди и подростки, взвинченные, возбужденные, во время рок- концертов буянили и ломали кресла, свистели и топали ногами - в общем, давали выход своим молодым нерастраченным силам. Да что там кресла! После концерта рок-группы "Саксон" в ФРГ, как сообщала западная печать, ее поклонники убили случайного прохожего.
Конечно, случай этот из ряда вон выходящий; но он как нельзя лучше иллюстрирует проявляющееся подчас разрушительное действие рока на человеческую психику - рока тупого, примитивного, обращенного к самому простому, темному, подсознательному в каждом из нас.
Чтобы не нарушать в нашей статье баланс положительных и отрицательных примеров, приведем еще один, на этот раз - из практики отечественной рок-музыки.
Мы, безусловно, не возьмемся утверждать, что вся без исключения советская рок-музыка отличается высоким качеством: среди наших ансамблей и рок-групп, к сожалению, не так мало примитивных в художественном отношении и даже просто бездарных, копирующих, подражающих западным группам. Но много и талантливых, таких, как "Автограф", "Диалог", "Машина времени", "Интеграл", "Земляне". Эти группы пропагандируют рок-музыку более высокого порядка, нежели та, о которой мы говорили раньше; поднимают темы самые серьезные и глубокие (вспомним композиции А. Журбина на стихи М. Цветаевой и В. Хлебникова).
Пример этот, так же, впрочем, как и все остальные, мы привели с единственной целью - показать, как много зависит от того, в чьих руках находится рок. Ведь сама по себе рок- музыка нейтральна; "плохой" или "хорошей", агрессивной или прогрессивной ее делают люди.