Примерное время чтения: 9 минут
1291

Увлечение молодёжи рок-музыкой на протяжении последних 25 лет должно научить нас относиться с вниманием к ее духовным запросам. Кто и почему слушает "металл"

В РЕДАКЦИЮ поступает немало писем - откликов на статьи, посвященные рок-музыке. Сегодня мы хотели бы поговорить о "тяжелом металлическом" роке. Почему именно о нем? Причин несколько: во-первых, "хэви метал" имеет немало поклонников во всем мире, включая и нашу страну, во-вторых, именно вокруг "металла" сегодня возникают особенно горячие споры, и, наконец, "металлисты" первыми откликнулись на наши публикации.

У кого-то может возникнуть вопрос: а нужен ли такой разговор? Думаем, нужен. Сегодня уже мало кто будет отрицать, что рок-музыка стала заметным явлением в современной культуре. Запреты ее ни к чему не привели: рок слушали и продолжают слушать. Но только в поисках информации наши ребята невольно стали обращаться к различным "радиоголосам", в поисках пластинок и журналов - к дельцам и спекулянтам, а само увлечение норой стало принимать уродливые формы, вплоть до открытого пренебрежения к нормам социалистического образа жизни.

Кто в этом виноват? Наверное, не только молодежь. Ведь подчас это - ответ на пренебрежение, непонимание, отрицание ее запросов. Так, может быть, попробуем прислушаться и разобраться, чего хотят сегодняшние молодые, чего они ищут и находят в этой "тяжелой" музыке, кто и как ее слушает и почему именно ее?

ОТ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ЧУВСТВ К ПРОТИВОРЕЧИВОЙ МУЗЫКЕ

Для начала - о предмете разговора. Итак, "хэви метал рок" ("тяжелый металлический рок") - это сравнительно новое течение в современной музыке. Наиболее его яркие представители группы "Айрон мейден", "Эй-Си/Ди-Си", "Эксепт", "Металлика", "Мэноуор", "Скорпионз" и другие. Их музыку характеризуют жесткий и почти всегда однообразный ритм ударных, ревущие звуки гитар с продолжительными импровизационными соло, высокий вокал, огромная мощность аппаратуры. Первые же концерты - "металлических" групп музыкальная критика сравнивала с посещением аэродрома или кузнечного цеха металлургического комбината. Так новое течение получило название "тяжелый металл".

"Хэви метал" вобрал в себя почти все из того, что было накоплено за историю рок-музыки, доведя многое до крайности: звук, ритм, громкость. В нем, как в зеркале, отразился противоречивый характер всей современной молодежной культуры, где призывы к миру соседствуют с пропагандой расизма и насилия, различные прогрессивные акции - с вандализмом и беспорядками на концертах.

Теперь о "металлистах". Почитатели этой музыки - ребята в возрасте 15 - 20 лет, причем границы эти имеют тенденцию к расширению ("металлом" интересуются и 12 летние, и довольно взрослые люди).

15 - 20 лет - важный отрезок в жизни человека. Этот возраст сложен и почти всегда противоречив. Окончание школы, выбор друга, профессии, служба в армии, первая любовь, первые невзгоды и разочарования - проблем множество, и решать их зачастую приходится все сразу, вместе, одновременно.

Это время, когда происходит ломка и становление многих психологических установок и стереотипов, связанных и с физиологическими изменениями молодого организма. Все это, вместе взятое, определяет целый ряд специфических особенностей данной возрастной группы. С одной стороны, ей свойственна юношеская энергия, эмоциональность, тяга к новому, поиски своего места в жизни, своего "Я", поиски объекта для подражания, стремление к групповой сплоченности, а с другой - максимализм, переходящий в полное пренебрежение к авторитетам, пессимизм, желание выделиться из общей массы любым способом, агрессивность, возникающие по временам чувства одиночества и неустроенности, даже своей ненужности.

Эти чисто внутренние психологические моменты тесно переплетаются с внешними, например социальными. В последнее время все более четко ощущается возросший темп жизни, обусловленный, в свою очередь, научно - техническим прогрессом, увеличением потока информации. Психологические перегрузки, усиление шумового фона окружающей среды также играют немаловажную роль, как и увеличение контактов между странами с различным общественным строем, проникновение в нашу страну продуктов западной культуры. Все эти причины создают среду, в которой такое сложное и неоднозначное явление, как рок-музыка, получает широкое распространение.

"ТЯЖЕЛЫЕ" ИГРЫ НАШИХ ДЕТЕЙ

Рок-музыка воспринимается большинством молодых людей как музыка сегодняшнего дня, как неотъемлемая часть их жизни. Но почему они замкнулись именно на рок-музыке? На "хэви метал", в частности? Причина тут, видимо, в том, что, проявляя свою социальную активность в обществе порой лишь формально, определенная часть молодежи ищет выход своей нерастраченной энергии, своим духовным силам. И порой она, к сожалению, не находит ничего, кроме "металла" или другого модного увлечения.

Играет тут свою роль и то, что рок-музыка довольно проста по своей сути, воспринимаемости: для того чтобы ее играть, не обязательно быть профессиональным музыкантом, а чтобы знать - не нужно иметь солидный багаж музыкальных знаний. Немаловажно и то, что эта музыка утоляет жажду молодого человека в дружеских контактах: рок-концерты, особенно "металлические", или даже прослушивание записей собирают вокруг себя большое количество людей.

Добавим, что нынешние молодые - это дети века научно-технического прогресса, "хэви метал" их заинтересовал также и своим звуком. Использование музыкантами сложнейшей современной электроники со всеми ее синтезаторами, преобразователями звуков породило не только новый звук с разнообразнейшей гаммой оттенков, но и новое восприятие этой музыки. Приставки к гитарам, например, могут передавать тембровыми звучаниями различные чувства: от романтических грез до вспышек ярости. Наконец, широкое использование "металлическими" группами в концертах различных эффектов, элементов театра, кино, хореографии также способствует распространению этого течения в молодежной среде, так как подается все это неординарно, ярко и впечатляюще.

Надо сказать, что "металл" играет, в общем-то, неодинаковую роль в жизни молодых. И аудитория "хэви метал" также крайне разношерстна. Одни воспринимают "металлический рок" как нечто устоявшееся и непоколебимое, другие - как очередной этап развития современной музыки. Для кого-то прослушивание записей подобно психологической разрядке, способствует снятию умственного и физического напряжения, стрессов, кому-то, как это ни покажется парадоксальным, - отдыху, для других - это, наоборот, энергетическая: - подзарядка, встряска, поднятие тонуса, но и этим функции "хэви метал" отнюдь не исчерпываются.

П. СОЛДАТЕНКОВ

Продолжение следует...

* В 1970 - 1975 гг. доля стереофонических магнитофонов в общем объеме производства у нас составляла 0,2%. Сейчас - 47. Причем 70% выпускаемых магнитофонов - кассетные. Их массовость, доступность и способствовали распространению так называемой "кассетной" музыки, пишет журнал "Молодой коммунист".

* * *

"Родители не разрешают нам слушать "металл", но мы асе равно слушаем. "Металл" для нас - все" (Света М., Оксана В. и еще 13 подписей, Ульяновск).

"Я - "металлист". Мне нравятся "тяжелые группы" и что на их концертах все бесятся. Нам наплевать на все ваши статьи. Нас ~ легион! Пусть милиционеры и комсомол снимают с нас цепи и ремни. Металла в стране много - сделаем еще!" (Л, С., Москва).

"Если прочитать любую публикацию на эту тему, то перед глазами предстанет образ "металлиста" - вульгарный, агрессивный парень, которому для жизни нужно немного - наслушаться "металла" и пойти либо крушить витрины, либо издеваться над более слабым. Мол, "хэви метал" зовет и побуждает к этому - и только. Мы не согласны с этим стереотипным мнением. Нельзя по частным случаям судить о целом. Все мы любим "тяжелый металл". Но он не мешает нам с огромным удовольствием слушать "Юнону" и "Авось" Рыбникова, отдельные образцы русской народной музыки, восторгаться "Плахой" Айтматова. Поэтому не нужно думать о нас, как о чуть ли не формирующихся фашистах" (пятеро военнослужащих, Иркутск).

"Пишите, пишите ваши гнусные памфлеты, они еще более укрепят наши ряды любителей и почитателей "тяжелого металла", "британского нашествия" поп- и рок-индустрии. Посмотрим, сколько людей станет на мою сторону - миллионы!!!" (Анатолий, Рига).

"Для рок-музыки характерен ритм, динамика, экспрессия ~- то же, что и для современной жизни в целом. Именно поэтому рок привлекает молодежь" (А. Королев, военнослужащий).

"Мне 19 лет. Естественно, увлекаюсь музыкой "хэви метал". Но я не думаю, что "металл" должны полюбить все. Я хочу сказать, что у каждого возраста, у каждого поколения своя музыка. И не надо нас убеждать, даже при помощи компетентных людей, чтобы отвернулись от этого стиля. Это все равно что заставлять мою бабушку слушать "Эй-Си/Ди-Си", а меня - Утесова" (Д. Раздорожный, Владивосток).

"Говорят, будто все группы похожи одна на другую, - это бред. Так может говорить человек, мало слушавший подобную музыку. Тем более что сейчас уже много ее разновидностей - и каждая по-своему интересна" (Ю. Качур, военнослужащий).

"Порой бывает стыдно за иных ярых фанатов - "любителей музыки". Считая, что "хэви метал" - самая высшая стадия развития культуры, "потолок", они глубоко ошибаются. Каждый музыкальный стиль моден до поры до времени, пока кто-нибудь не придумает что-то сверх..." (Эдуард Мирошник, 18 лет, Черкассы).

"Для меня не удивительно, что многие из "металлических" пропагандируют насилие, жестокость. Ведь они живут в постоянной борьбе за существование. Если они любым способом не увлекут слушателей своей музыкой, то им, грубо говоря, нечего будет есть" (М. Краснояров, 20 лет).

"Конечно, можно говорить, что молодежь слушает сейчас все без разбора! Но, с другой стороны, кто в этом виноват? Только ли одна молодежь?" (Лавренов Д., Солигорск).

"Что же нам слушать? Под влиянием какой такой современной музыки - я имею в виду советской - формировать взгляды? Не Лещенко и не Пьеху, наверное. Неужели не видно, что молодежь тянется к современным группам, а не к певцам и певицам поколения наших отцов и матерей или старших братьев и сестер? Для них современно то, что было современно в период их молодости" (А. Макаренков, г. Львов).

"Мы с друзьями часто собираемся у кого-нибудь на квартире, когда нет родителей. Слушаем музыку, смотрим журналы, обсуждаем услышанное и прочитанное. В конце концов мы давно выросли из "юных техников" и "натуралистов" (Оля С. 15 лет, Москва).

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно