Западные пропагандисты как одну из привилегий "райской жизни" преподносят баснословные заработки разного рода "независимых звезд" - артистов, писателей, художников. Хотелось бы узнать, а как в нашей стране оплачивается труд музыкантов, артистов, литераторов, ведь порой и об их доходах среди населения ходят легенды.
О. Булыгина, Москва
НАЧНЕМ с "райской жизни", при этом отметив, что творчество писателя или артиста в обществе, где определяющим критерием личности являются деньги, всегда подвергается серьезному испытанию на твердость позиции, убеждений. Далеко не все его выдерживают.
Американский писатель М. Пьюзо, автор бестселлера "Крестный отец", к примеру, долгое время не получал признания и вел полунищенское существование. Такое положение, естественно, тяготило Пьюзо: "Мне надоело быть неудачником. Я устал быть художником. Настало время вести себя по-взрослому, то есть продаться". Продаться - это и означает отказаться от своей творческой индивидуальности, разменять ее на повышенный гонорар, переориентироваться в своих творческих взглядах и жизненных принципах.
Позиция М. Пьюзо имеет немало сторонников на Западе среди представителей других видов художественного творчества. Американский киноактер Ч. Бронсон сыграл роль П. Керси в фильме "Жажда убийства". На вопрос о том, что же заставило его сыграть эту роль, Ч. Бронсон ответил: "Поначалу мне не хотелось ее играть. Но режиссер обещал кучу денег. И тогда я согласился... В конце концов, я такой же товар, как кусок мыла, который нужно продать как можно выгоднее".
Гонорары таких "деятелей от искусства" достигают порой фантастических сумм. Ставка на "звезду", безудержная реклама требуют больших затрат, но и продюсеры не остаются внакладе. Они, чтобы привлечь внимание к будущему фильму, дают различные сомнительные интервью прессе, со смакованием реальных и выдуманных скандальных историй из похождений "звезды". Так было, в частности, с Э. Тейлор во время съемок нашумевшего фильма "Клеопатра".
И все-таки было бы ошибочным утверждать, что каждый художник Запада превращает творчество в средство личного обогащения. Социально- экономическое и политическое положение художника сложно и противоречиво. Скажем, немало на Западе насчитывается писателей, чье творчество объективно служит передовым идеалам, борьбе за мир, социальный прогресс. И многие писатели не идут на компромисс со своей совестью в отношениях с издателем, а приобретают новые специальности, чтобы прокормить свою семью.
В нашем обществе, где каждый труд оплачивается, художник получает за свою работу соответствующее вознаграждение. Дело лишь в том, чтобы при оплате творческого труда учитывался неравномерный вклад, мастерство, успех или неудача.
Теперь давайте посмотрим, какие оклады получают работники искусства в нашей стране. Выдающимся деятелям, имеющим почетное звание "Народный артист СССР", должностные оклады решением Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры устанавливаются в размере 300, 325, 350 руб. В сфере кино - 450 руб. при условии 8 съемочных дней в месяц. Но на то они и особо яркие таланты, гордость народа.
Приведем также зарплату некоторых артистов высшей категории. В театрах оперы и балета артисты-вокалисты получают от 200 до 250 руб. при норме 9 выступлений в месяц. Солисты балета от 225 до 300 руб. при такой же нагрузке. Артисты симфонических оркестров, как, впрочем, и артисты ансамблей песни и танца, - 150 - 200 руб., солисты ВИА 1-й категории (высшей нет) имеют оклад 120 - 160 руб. Но и для всех них существуют нормы выступлений. Главные режиссеры музыкальных театров страны - 250 - 300 руб., цирка - 200 - 250 руб., при этом им необходимо поставить не менее 2 спектаклей в год.
Но известно, что артисты выступают и с сольными концертами, имея артистическую ставку. За одно отделение оперный солист высшей категории, имеющий оклад 350 руб., получает 45 руб., за два - соответственно 90 руб. Артисты балета высшей категории - соответственно 35,5 и 71 руб., а солисты ВИА - 19 руб. и 30 руб. Существуют для них и гастрольные надбавки, в зависимости от дальности и района поездки.
Правда, в повседневной практике бывают случаи, когда артисты заметно превышают гастрольную норму выступлений. У нас осуждается такая практика. Однако надо иметь в виду, что зритель не всегда проигрывает, если хороший артист, выезжая в отдаленные районы, много и охотно выступает.
Отметим и то, что сегодня назрели вопросы, связанные с совершенствованием системы оплаты творческого труда.
Главное, чтобы вознаграждение отвечало справедливым принципам материального и морального стимулирования. Основные затруднения в этом деле проистекают из того, что ныне действующие формы оплаты творческого труда с ее окладами, гонорарами, тарифными ставками, надбавками, премиями, коэффициентами и т. д. сложились разновременно, главным образом на основе действующей практики. Сейчас стоит задача многое изменить, чтобы не было нивелирующей уравниловки.
Судите сами: часто заработок того или иного автора при написании книги в конечном счете не соответствует его затратам. Возьмем, к примеру, труд поэта. При активной работе он создает в год от семисот до тысячи стихотворных строк. Наиболее типичный сборник в три авторских листа (72 с.) требует трех лет работы. И после того, как книга выходит в свет, автор получает гонорар в размере 3150 руб. Несложные подсчеты показывают, что это совсем не много.
Много слухов рождается о баснословных гонорарах певцов при записи на пластинки. Об оплате труда певцов на фирме "Мелодия" писал на страницах "Литературной газеты" ее директор В. Сухорадо. Процитируем его слова. "Скажите, сколько может разучивать какой-то опус пианист с мировым именем? День, неделю, месяц, год? Но получит он 12 руб. за минуту записи. И все...
- Сколько бы София Ротару ни билась над записью, она получит 9 руб. за минуту записи.
- Клавдия Ивановна Шульженко как-то рассказывала, что над "Тремя вальсами" она работала год: все не получалось, как ей хотелось. Сколько звучит романс? Минуты четыре? И за них она получила 36 рублей".
Примерно 170 руб. в месяц средний заработок члена Союза писателей СССР. Но талантливый литератор, пользующийся популярностью, естественно, печатается чаще, значит, и получает больше.
Конечно, многие писатели, кроме того, трудятся на штатной работе в редакциях, издательствах, получая определенный оклад. По поручению своего Союза литераторы, проявляя свою гражданскую позицию, нередко выступают в рабочих, научных аудиториях, естественно, также получая за свой труд вознаграждение. Не работающим в штате писателям иногда оказывает помощь Литфонд СССР. В конечном счете средний ежемесячный заработок активно работающего литератора по стране сопоставим с заработком рабочего высокой квалификации.
В заключение отметим, что социализм обеспечил не только небывалое общественное признание творческой деятельности интеллигенции, но и создал писателям, художникам, музыкантам возможность спокойно и творчески работать, не боясь остаться без средств к существованию ни в период творческой зрелости, ни когда подойдет старость.
В. ВОЛКОВ
* * *
Недавно я натолкнулся на наименование "Коммунистическая партия народов Испании". Речь идет о какой-то новой партии?
В. Петров, Новосибирск
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ народов Испании (КПНИ) - это новое наименование Коммунистической партии (Испания), образованной в 1984 году и возглавляемой Игнасио Гальего.
Причиной переименования явилось решение мадридского суда от 18 января этого года по ходатайству Коммунистической партии Испании (Генеральный секретарь Херардо Иглесиас), запрещающее КП(И) использовать это наименование, чтобы не создавать путаницу. Учредительный съезд новой испанской коммунистической партии предусмотрел подобную возможность, поэтому в ее уставе записано: "В случае возникновения трудностей юридического характера в отношении легализации символа КП(И) съезд постановляет, что партия будет именоваться "Коммунистическая партия народов Испании". В соответствии с этим решением партия официально зарегистрирована под новым наименованием.
* * *
Много раз слышал, что пресса в США зависит от "большого бизнеса". В чем конкретно это проявляется?
Н. Сизов, Куйбышев
В КОНЦЕ АПРЕЛЯ Американская ассоциация издателей газет выпустила в свет брошюру, содержащую данные о положении дел в периодической печати США.
В 1985 г. в США издавалось 1674 ежедневные газеты с общим тиражом 62723 тыс. экземпляров.
Подавляющее большинство выходящих в США газет издается малыми тиражами. Тиражом 250 тыс. и больше экземпляров в прошлом году расходилось всего 35 газет.
Данные ассоциации свидетельствуют, что большая часть доходов газет приходится на поступления от публикуемой в них коммерческой рекламы. Поступления от рекламных объявлений корпораций составили в 1985 г. 25,5 млрд. долл. по сравнению с 23,4 млрд. в 1984 г. А поступления от реализованной части тиража газет составили всего 6 - 7 млрд., долл.. Иными словами, владельцы газет обязаны примерно на 78% своими доходами бизнесу и лишь на 22% - читателям.
* * *
Процесс в Риме по делу о покушении на папу Иоанна Павла II закончился. С. Антонов, Т. Айвазов и Ж. Василев оправданы. Однако письма, связанные с этим беспрецедентным судом, продолжают поступать в редакцию. На некоторые вопросы наших читателей ответил в беседе с корреспондентом "АиФ" А. Горбачевой доктор юридических наук А. ЛАРИН.
КОРР. Судебный процесс закончился провалом. Следствию, видимо, задолго до его окончания было ясно, что именно так все и произойдет. Почему же он был таким долгим?
ЛАРИН. Не надо на это дело смотреть упрощенно, усматривать в нем просчеты итальянской судебной машины. За всем были продуманные акции, которые дали определенный эффект. Это прежде всего пища для антисоветской, антиболгарской, антисоциалистической пропаганды в течение всего процесса.
Заметим попутно, недешево обошелся этот процесс и для Италии. Пострадал не только престиж итальянских органов юстиции. На почве процесса расторгнуты контракты о строительстве в НРБ итальянскими фирмами завода сельскохозяйственных машин и атомной электростанции. Болгария разместила эти заказы соответственно во Франции и Швейцарии, а Италия потеряла на этом 2 трлн. лир и немалое количество рабочих мест при своей трехмиллионной армии безработных.
Резко снизился товарооборот между НРБ и Италией. До процесса Народная Республика Болгария занимала во внешней торговле Италии второе место среди Балканских стран, а теперь - шестое.
И еще одну любопытную деталь надо отметить. Руководители ЦРУ раньше других поняли, что дело кончится скандалом. Глава ЦРУ Кейси еще в 1983 г. заявил во всеуслышание, что он сомневается в причастности болгар к покушению на папу. Французский публицист Андре Вюрмсер в связи с этим подметил, что американцы поторопились отмыть пальцы от каши, в которой погрязли их итальянские коллеги. Однако разогнанную во всю мощь машину не захотели остановить.
КОРР. В ряде стран, в том числе и в СССР, были созданы комитеты в защиту Антонова. Но это общественные организации, а почему не было выступлений на государственном уровне? Почему не было заявления правительства Болгарин?
ЛАРИН. С одной стороны, это вопрос о взаимоотношениях между Болгарией и Италией, с другой - внутренней юриспруденции Италии. В Рим была направлена группа наблюдателей из числа квалифицированных болгарских юристов, представлявших на процессе интересы своих сограждан. Это, пожалуй, все, что можно было сделать по государственной линии. Вмешиваться в деятельность органов правосудия Италии правительство Болгарии не могло.
КОРР. Будут ли наказаны виновники незаконного ареста и многолетнего содержания под стражей С. Антонова? Человека облыжно обвинили, подорвали ему здоровье, нанесли тяжелейшие моральные травмы. За это же надо отвечать. И почему все-таки оправдание не полное?
ЛАРИН. Вопрос очень сложный. Дело в том, что в большинстве современных государств, не только социалистических, но и капиталистических, есть два вида приговора: обвинительный и оправдательный. Причем оправдательный приговор, независимо от того, по каким мотивам он вынесен, означает полную реабилитацию, признание невиновности подсудимого. Италия в этом отношении составляет исключение. В этой стране действует уголовно-процессуальный кодекс, принятый в 1930 г., в период господства фашизма. Итальянские фашистские юристы наряду с безусловным оправданием возродили и оправдание за недостаточностью доказательств, которое было известно еще средневековому инквизиционному процессу, так называемое оставление в подозрении.
Итальянские фашисты воспроизвели этот анахронизм в своем кодексе, во-первых, как средство, облегчающее судебный террор, во- вторых, как вызов демократическим государствам и их правовым системам. Такой вид оправдания противоречит принципу презумпции невиновности, закрепленному во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., в Международном пакте о гражданских и политических правах и в статье 27 конституции самой Италии.
Такое противоречие, когда конституцией провозглашаются демократические принципы, а в прямом законодательстве эти принципы сводятся к нулю, характерно для буржуазной правовой системы. В данном процессе была применена такая мотивировка, чтобы затушевать вопрос об ответственности за грубейшие нарушения итальянского законодательства, которые были допущены по этому делу. Вопрос о привлечении виновных к ответственности за все содеянное остается открытым.