Нельзя утверждать, что значение спорта в нашей жизни снизилось. Увеличивается количество любителей оздоровительного бега, растет число поклонников аэробики, тон в моде задает спортивный стиль... Однако большинство этих и подобных явлений носит сегодня околоспортивный характер, все больше уходит в тень главное - воспитание физической культурой.
Активность населения в сфере физической культуры и спорта стала темой статьи кандидата философских наук В. А. ПОНОМАРЧУКА и кандидата педагогических наук С. В. МОЛЧАНОВА, опубликованной в журнале "Социологические исследования". Она подготовлена по материалам ряда выборочных исследований, проведенных в Москве и Минске.
Согласно полученным результатам исследований, физической культурой и спортом занимается треть взрослого населения и половина школьников.
У читателей, естественно, возникает вопрос: а каковы критерии активности? Еще не так давно бытовала установка считать физкультурником человека, который хотя бы раз в год участвовал в спортивных соревнованиях (хотя даже для сдачи норм комплекса ГТО нужно стартовать по крайней мере 6 - 7 раз). Соответственно в отчетности и статистике складывалась впечатляющая картина.
Нынешний подход - посетить в год не менее 50 организованных занятий - также мало обоснован. Ибо одного занятия в неделю (в пересчете) недостаточно даже для поддержания бодрого настроения, не говоря уже о здоровье. Для этого нужно обычно 2 - 3 занятия.
ПОЧЕМУ СТАЛО МЕНЬШЕ ФИЗКУЛЬТУРНИКОВ?
В настоящий момент, по сравнению с прошлым, численность регулярно занимающихся физическими упражнениями уменьшилась у взрослых на 39% и у школьников на 16% (без учета обязательных занятий). Здесь необходимо подчеркнуть следующее. Еще два десятилетия назад социологи высказывали обоснованную тревогу, что подчинение массовой физической культуры спорту высших достижений отрицательно скажется на ее развитии. К сожалению, мнение специалистов осталось без внимания, и их опасения подтвердились.
Установка на узкую специализацию и ориентация на воспитание спортсменов высокого класса имела несколько отрицательных последствий. В секциях появились так называемые бесперспективные. И число их постоянно росло.
Попавшим в "отсев" наносилась неоправданная психологическая травма, они нередко теряли интерес к физической культуре. Оставшиеся же приобретали умения и навыки в каком-либо одном виде спорта, что далеко недостаточно для формирования индивидуальной физической культуры.
Среди взрослых, занимавшихся ранее самостоятельно, в настоящее время сохранили в той же форме физкультурную активность 36,7%, а среди тех, кто посещал спортивные секции, сегодня самостоятельно занимаются лишь 29%. Словом, наиболее велики потери среди бывших спортсменов.
У школьников аналогичная картина. Те, кто упражняется самостоятельно, вдвое реже "сходят с дорожки" по сравнению с бывшими воспитанниками секций.
Почему же среди детей и подростков число физкультурников невелико, почему оно снижается с переходом из класса в класс? Прежде всего - из-за нехватки времени. Учащиеся не только бывают на уроках труда, выполняют многочисленные домашние задания, посещают кружки, но они еще дополнительно занимаются с преподавателями, в музыкальных, художественных студиях.
Физкультурная активность опрошенных в принципе может быть повышена, ибо большинство позитивно относится к занятиям спортом. При этом доминирует ориентация на улучшение здоровья (у 72% взрослых и 60% детей). На соревновательный момент как основной указали соответственно 10 и 17%.
СПОРТ КАК ЗРЕЛИЩЕ
Интерес к физической культуре в значительной мере формируется под воздействием спортивных соревнований, многократно тиражируемых средствами массовой информации. Феномен активного отношения к спорту как зрелищу широко распространен.
Обобщение результатов показало, что безразлично относятся к спорту всего 3% опрошенных. Основная же масса ответов концентрируется вокруг пункта "болельщик". Более подробная картина такова. Считают себя активными болельщиками 17%, в том числе среди мужчин 25,7%, женщин - 9,1%; относят себя к болельщикам, поскольку любят спорт, часто смотрят соревнования, 30,6% (соответственно 39,9 и 24,6); затрудняются точно определить, болельщик он или нет, 25,3% (20,5 и 28,3); не считают себя болельщиками, хотя иногда наблюдают за соревнованиями, 21,7% (9,0 и 31,5); никогда не были болельщиками 5,4% (4,9 и 6,5).
Какие же причины влекут человека на стадион или к экрану телевизора? Мотивы можно разделить на три группы:
1) личностные - сам или кто-то из членов семьи занимался спортом; разбираюсь в тонкостях, знаю правила игры; желание своим присутствием помочь спортсменам;
2) познавательные - интересно посмотреть выступление сборной команды; просто приятно смотреть на физически развитых людей; желание посмотреть на любимую команду;
3) эмоциональные - красота, жизнерадостность спорта; возможность стать свидетелем, "соучастником" достижений; развлечься, отдохнуть; отвлечься от повседневных забот.
Первое место заняли причины познавательного характера. Далее идут эмоциональные и личностные.
Существенно различаются оценки у мужчин и женщин. У последних доминируют мотивы "просто приятно смотреть на красивых, физически развитых людей", "красота, жизнерадостность спорта", "возможность отвлечься от повседневных забот". Словом, преобладает стремление к эстетическому наслаждению. Отношение же мужчин носит более утилитарный характер. Их привлекает не просто спорт, но выступления сборной страны и любимой команды, а также "желание стать свидетелем - соучастником достижения" (кстати, этот мотив женщины оценили в 2,5 раза ниже).
Наши исследования ставят под сомнение пропагандируемое в качестве непреложной истины положение "спортивное зрелище - важнейший фактор, который побуждает население к активным занятиям физической культурой". Созерцание, пусть даже сопровождаемое бурными эмоциями, само по себе не может стимулировать интенсивную деятельность. Не бегут же театральные зрители немедленно после спектакля записываться в кружки художественной самодеятельности или театральные училища!
КТО ТВОЙ НАСТАВНИК?
И последнее. Развитие физической, как и других элементов культуры личности, предполагает повышение ее нравственного потенциала. К сожалению, не все здесь обстоит благополучно. Обратимся в данной связи к результатам опроса студентов МВТУ им. Н. Э. Баумана и одного из институтов физической культуры (ИФК).
Негативно воздействует на облик спортсменов то, что для многих их наставников (кстати, как правило, бывших спортсменов) характерно пренебрежение к нравственным ценностям. Лишь 44,6% выпускников институтов физической культуры считают своего тренера образцом педагога, а 24,6% не видят в нем ни настоящего спортсмена, ни педагога.
Упомянутые тревожные явления возникли не только из-за недостатков в идейно-воспитательной работе. Сегодня в большой спорт приходят все более юные. Нередко они в силу своего возраста не отдают отчета в подлинной ценности рекордных результатов. К их достижению молодые спортсмены зачастую побуждаются (если не принуждаются) внешними для физической культуры обстоятельствами. Оправданна ли с социальной точки зрения ранняя специализация в спорте, если она негативно сказывается на нравственности личности?
В программных документах партии подчеркиваемся, что необходимо вести постоянную работу по формированию гармонически развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Как свидетельствуют проведенные исследования, проблема физического совершенства стоит чрезвычайно остро. Дело упирается прежде всего в недостаточное развитие материальной базы. Кроме того, у населения необходимо сформировать глубокую и устойчивую потребность в занятиях физкультурой и спортом. Пока что интерес к ним в значительной мере реализуется за счет зрелищной активности.