Понизились ли цены на нефть, экспортируемую Советским Союзом, в связи с падением цен на мировом нефтяном рынке?
В. Родичев, Москва
На вопрос читателя отвечает кандидат экономических наук А. ДОЛГОПОЛОВА.
КАК ИЗВЕСТНО, в начале 1996 г. мировые цены на нефть упали более чем в два раза - с 28 до 12 - 13 долл. за баррель (в 1 т примерно 7,4 барреля).
Для большинства экспортеров нефти резкое падение цен на нее - жестокая драма. Ведь этим большинством являются развивающиеся государства - члены Организации стран - экспортеров нефти. (ОПЕК), а также не входящие в нее Египет, Мексика и другие страны "третьего мира", для которых нефть является единственной "или одной из самых главных статей экспортной выручки. По приблизительным подсчетам, доходы развивающихся государств от экспорта "черного золота" в 1986 г. по сравнению с 1983 г. упадут со 190 млрд. до 80- 85 млрд. долл. Соответственно снизятся их расходы на нужды социального и экономического развития, существенно обострятся проблемы внешней задолженности для имеющих ее Венесуэлы, Индонезии, Мексики, Нигерии и ряда других богатых нефтью стран.
Рынок есть рынок. В число проигрывающих на сей раз попадают и промышленно развитые экспортеры значительного количества жидкого топлива - Великобритания, Канада, Норвегия, Советский Союз. Однако каждая из этих стран зависит от экспорта нефти в неизмеримо меньшей степени, чем, например, участники ОПЕК.
Ущерб от удешевления нефти, наносимый советской стороне, смягчается рядом обстоятельств.
Во-первых, нынешнее падение цен распространяется только на меньшую часть советского экспорта нефти и нефтепродуктов - на ту меньшую его часть, которая направляется в капиталистические страны и расчет за которую ведется по правилам капиталистического рынка - в зависимости от действующих здесь цен на сегодня. В частности, происшедшее падение мировых цен на нефть означает относительно нашего экспорта за 1985 г. потерю 6 - 8 млрд. руб. Сумма, конечно, немалая, но не обескураживающая. Она составляет примерно десятую часть общего экспорта СССР за тот же год. Советская сторона предпринимает усилия для мобилизации других своих экспортных ресурсов, чтобы удешевление нефти не повело к значительному падению покупательной способности СССР на мировом рынке. Показательно, что многие наши деловые партнеры, традиционно придерживающиеся долгосрочных, а не конъюнктурных критериев в отношениях с Советским Союзом, также изыскивают возможности для расширения круга закупаемых у нас товаров (помимо нефти), в том числе машин и оборудования.
Второй комплекс факторов, смягчающих для нашей страны удар от резкого удешевления нефти на мировом рынке, связан с принадлежностью СССР к содружеству государств - членов Совета Экономической Взаимопомощи. Как известно, больше половины советского экспорта поступает в страны социализма, ценообразование в торговле между которыми защищено от частых и резких колебаний цен капиталистического рынка. Ведь плановая экономика не может подставлять себя под удары конъюнктурных факторов.
Большинство стран - членов СЭВ давно уже договорились торговать между собой не по часто меняющимся ценам мирового рынка, а по его усредненным ценам. Цена на каждый год рассчитывается как средняя от мировых цен за предыдущие пять лет. Такое усреднение надежно гасит все состоявшиеся за пятилетие взлеты и падения цен, как бы "усмиряет" их стихийный нрав и делает приемлемыми для плановой экономики. Следовательно, и нынешнее резкое падение мировых цен лишь частично отразится на советском экспорте в социалистические страны в ценах на 1987 г., когда будет рассчитываться средняя цена за пятилетие (1982 - 1986 гг.), а полностью - в 1991 г., когда будет исчисляться средняя за 1986- 1990 гг.
Ценообразование на социалистическом рынке носит взаимовыгодный характер и в долгосрочном плане уравновешивает возникающие от резкого колебания цен потери или выгоды участников СЭВ. При этом следует отметить, что механизм ценообразования постоянно совершенствуется.
Сейчас это ценообразование словно бы защищает коммерческие интересы СССР, как, впрочем, и интересы другого поставщика жидкого топлива в СЭВ - Румынии, а также поставщика дешевеющего вслед за нефтью угля - Польши. В прошлом же десятилетии ценообразование в СЭВ защищало коммерческие интересы импортеров топлива. Когда на рубеже 1973 и 1974 гг. произошел трехкратный рост мировых цен на нефть, в мире капитала это вызвало тяжелейший по разрушительности энергетический кризис. Покупатели же советской нефти в СЭВ в 1974 г. почти не ощутили роста цен. Наши партнеры полностью почувствовали его только пять лет спустя, а когда в конце 70-х гг. произошел еще более резкий скачок цен на нефть, покупатели советской нефти среди стран СЭВ ощутили его целиком только в прошлом году.
Защищенное от крутых колебаний, наше плановое ценообразование позволяет партнерам по СЭВ заблаговременно приспосабливаться к долгосрочным тенденциям мирового рынка и избегать энергетических, сырьевых и других кризисов, которые так характерны для экономики капитализма. Подобно тому как в 70-х годах социалистические страны - покупатели советской нефти перенесли без кризисного драматизма ее многократное удорожание, так СССР благодаря наличию в его экспорте значительного социалистического сектора легче перенесет нынешнее удешевление нефти.
* * *
В последнее время много говорят об интенсификации сельского хозяйства. А как обстоит дело с выполнением Продовольственной программы, в частности с производством продуктов животноводства?
А. Савушкина, Тула
На вопрос отвечает член коллегии ЦСУ СССР Л. ВАЩУКОВ.
ПЕРЕДО МНОЙ сводка ЦСУ СССР о состоянии животноводства в колхозах, совхозах, межхозяйственных предприятиях и закупках продуктов животноводства на 1 июля 1986 г. Давайте попробуем проанализировать эти сухие на первый взгляд цифры.
Производство мяса в колхозах и совхозах по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличилось на 611 тыс. т. Оно выросло в хозяйствах всех союзных республик, кроме Узбекистана и Эстонии, и составило 9 млн. 422 тыс. т. Это результат улучшения откорма скота и повышения его среднесуточных привесов. Так, например, по крупному рогатому скоту и свиньям они выросли на 7%.
Хочу напомнить, что в Продовольственной программе поставлена задача довести среднегодовое производство мяса в XI пятилетке до 17 - 17,5 млн. т, в XII- до 20 - 20,5 млн. т. В 1985 г. было произведено 17,1 млн. т. А сейчас в среднем по стране результаты первого полугодия по сравнению с прошлым годом улучшены на 7%.
Молока с 1 января по 1 июля получено на 2 млн. 151 тыс. т больше, чем за тот же период 1985 г. За полугодие в нашей стране произведено 40 млн. 174 тыс. т молока. Это 145 кг на душу населения.
Выросло и производство яиц. С начала года их получено 29 млрд. 266 млн. штук. По сравнению с тем же периодом прошлого года в союзных республиках производство яиц выросло на 3 - 18%.
Посмотрим другие данные: в колхозах, совхозах, и межхозяйственных, предприятиях к 1 июля было 29 млн. 391 тыс. коров. Это 99% от уровня первого полугодия прошлого года. Казалось бы, ничего хорошего в этом нет: меньше коров - меньше будет получено и продукции животноводства. Однако другие данные свидетельствуют, что производство молока и мяса растет. Средний удой от одной коровы на 82 кг, или на 7% больше, чем в январе - июне 1985 г. Это одно из наглядных проявлений идущей сейчас интенсификации животноводства.
Когда хозяйство ориентируется на конечные результаты, когда главным становится не численность голов скота, а количество проданного государству мяса и молока, то выясняется, что колхозу или совхозу выгоднее содержать меньше коров, но с большей продуктивностью.
Это полностью соответствует установкам Продовольственной программы, где сказано, что "главное направление увеличения производства молока и молочных продуктов - повышение продуктивности коров".
Об интенсификации в животноводстве свидетельствуют и показатели, характеризующие падеж скота. По отношению к первому полугодию прошлого года он снизился по крупному рогатому скоту на 23%, по свиньям - на 12%, по овцам и козам - на 25%.
Однако было бы неправильным говорить о том, что все у нас в животноводстве обстоит хорошо. В редакции газет, партийные органы продолжают поступать письма с жалобами на перебои в снабжении отдельных районов некоторыми мясными и молочными продуктами. Об этом свидетельствует и полугодовая сводка ЦСУ СССР.
Так, например, несмотря на некоторые сдвиги в лучшую сторону, производство молока все же отстает от заданий Продовольственной программы. Не доведено до намеченных рубежей производство свинины и битой птицы.
Как свидетельствуют статистические данные, удельный вес колхозов, совхозов и других госхозяйств, не выполнивших план продажи государству скота и птицы в первом полугодии, составил 21%. Четверть хозяйств не выполнила план продажи государству молока. Всего же ими недодано государству почти 400 тыс. т мяса, более 800 тыс. т молока и более 200 млн. штук яиц.
Все эти данные говорят о том, что проблемы перед животноводством стоят большие и решать их необходима как можно быстрее. Интенсификация должна сыграть в этом ведущую роль.
* * *
Как известно, президент Французской Республики обладает большой властью. Почему же социалист Миттеран не может воспрепятствовать некоторым непопулярным действиям правительства Ширака?
В. Копытко, Москва
ПРОБЛЕМА взаимоотношений между президентом Ф. Миттераном, с одной стороны, премьер- министром Ж. Шираком и правительством - с другой, оживленно обсуждается и во французских политических кругах. Напомним, что после парламентских выборов, состоявшихся в марте с. г., во Франции сложилась своеобразная ситуация. Впервые с 1958 г., когда была принята конституция Пятой республики, президент и правительство опираются на поддержку различных политических сил. Такая ситуация с самого начала таила в себе потенциальную возможность конфликтов в верхнем государственном эшелоне, хотя и Ф. Миттеран, и Ж. Ширак заявляли, что намерены "сосуществовать" между собой в рамках конституции, уважать правила политической игры.
Непосредственным поводом для первого серьезного столкновения между президентом и премьер-министром послужил отказ Ф. Миттерана подписать правительственный ордонанс (указ) о денационализации, то есть передаче частному капиталу 65 государственных предприятий и банков. Значительная часть их была национализирована еще в конце 40-х годов, а остальные - в период пребывания у власти социалистической партии.
Ж. Ширак, как известно, объявил денационализацию краеугольным камнем своей экономической программы. Правительство исходит из того, что государственное регулирование хозяйства тормозит экспансию крупного капитала на внешних рынках, а также процесс втягивания Франции в западноевропейскую экономическую интеграцию. Чтобы ускорить денационализацию, которая рассчитана на пять лет, Ж. Ширак объявил о намерении провести ее путем ордонанса. Такая процедура позволяет осуществить передачу предприятий в частные руки без затяжных парламентских дебатов. Указ становится действительным, если будет скреплен подписью президента.
Выступая 14 июля - в день национального праздника, - президент Ф. Миттеран заявил, что; будучи "гарантом национальной независимости", не может допустить перехода в результате денационализации части французских предприятий в руки иностранного капитала. Этот аргумент главы государства не лишен оснований. В самом деле, в правительственных кругах вынуждены признать, что до 20% капитала государственных компаний имеется в виду распродать иностранным акционерам. Если принять во внимание, что общая стоимость предприятий и банков, подлежащих денационализации, составляет 200 млрд. франков, то очевидна опасность перехода под контроль крупных иностранных фирм ряда передовых направлений экономики, в первую очередь электроники, вычислительной техники, машиностроения. В печати широко высказывается мнение, согласно которому денационализация может ущемить национальные интересы страны.
Конфликт в связи с правительственным указом отражает нарастание противоречий между Ф. Миттераном и Ж. Шираком в перспективе президентских выборов, которые должны состояться, согласно конституции, в 1988 г. Решение президента заметно осложняет деятельность главы правительства. Чтобы провести в жизнь свой план, ему предстоит теперь вынести его на обсуждение парламента.
Определенные трения возникли между президентом и правительством в толковании полномочий в сфере внешней политики. Ссылаясь на традиции и практику Пятой республики, глава государства исходит из того, что он несет главную ответственность за международный курс страны. Премьер-министр Ж. Ширак намерен разделить с ним эту ответственность. Глава правительства присутствовал на встрече лидеров ведущих стран Запада в Токио.
Президент, будучи наделен широкими полномочиями (он может, в частности, распустить парламент и назначить досрочные выборы), пока не склонен, судя по всему, использовать эти мощные рычаги. Ни та, ни другая сторона не хочет вызвать политический кризис с непредвиденными последствиями. По мнению парижской газеты "Круа", "сосуществование Ф. Миттерана и Ж. Ширака будет продолжаться, но трудности и трения, видимо, будут усиливаться".
В. СЕМЕНОВ