Западная пропаганда нередко намекает на то, что в Индии дело идет к постепенному сворачиванию госсектора. Какова ситуация на самом деле?
С. Дятлов, Нарва
В ПОСЛЕДНИЕ дни октября 1985 г. в Индии было объявлено о решении правительства национализировать 12 частных текстильных фабрик в штате Гуджарат. Эта акция явилась еще одним шагом на пути к дальнейшему расширению государственного сектора индийской экономики.
Идея индустриализации Индии на основе преимущественного развития государственного сектора была выдвинута лидерами национально-освободительного движения Индии еще в 30-х годах. После получения в августе 1947 г. политической независимости эта идея была закреплена и развита в официальных правительственных документах, определяющих направления и формы экономического развития страны. В первую очередь - в "Резолюции о промышленной политике 1948 года" и "Промышленной политике 1956 года". В этих документах за государством было закреплено монопольное право на создание новых и расширение имеющихся предприятий в основных, наиболее капиталоемких отраслях индийской экономики.
Развитие, госсектора и повышение его роли в процессе индустриализации Индии стало неотъемлемой частью экономического курса страны еще со времен Джавахарлала Неру, который считается "архитектором госсектора Индии".
К середине 80-х годов в стране действовало около тысячи крупных государственных компаний. Хотя им принадлежит менее 7% всех действующих в стране предприятий, с числом нанятых более 16 млн. человек, они располагают приблизительно 70% всего основного капитала и производят более четверти объема всей выпускаемой индийской промышленной продукции. В настоящее время на долю госсектора приходится практически весь объем добываемых в Индии нефти и газа, более 95% угледобычи и производства электроэнергии, три четверти выплавки стали, 100% производства меди и свинца, а также судового, железнодорожного оборудования и оборудования связи, 80% металлургического оборудования, половина выпуска азотных удобрений, около 1/3 производства алюминия и т. д. Почти полностью национализировано страховое и банковское дело страны, В руках государства находится воздушный и железнодорожный транспорт. Государственная монополия распространяется также на радио и телевидение Индии.
Среди компаний, формирующих госсектор экономики Индии, особое место занимают корпорации, находящиеся в ведении Центрального правительства Индии. Именно эти госкорпорации являются основными проводниками правительственной политики индустриализации и решения сложных социально-экономических вопросов, стоящих перед страной.
В начале 50-х годов в состав центрального госсектора входило всего 5 госкорпораций. К середине 80-х их число возросло до 220. Общий объем капиталовложений в госпредприятия, в 1951 г. не превышавший 300 млн. рупий, к 1985 г. вырос до 354 млрд. рупий.
К середине 80-х годов ежегодный вклад госсектора в доходную часть бюджета Центрального правительства Индии достиг 66 млрд. рупий, весома его доля и в экспортной выручке.
Постоянное содействие развитию госсектора Индии оказывает СССР. За годы независимости в рамках госсектора при содействии СССР было построено около 60 объектов в важнейших отраслях экономики страны. В настоящее время советские организации оказывают содействие в сооружении в Индии двух крупных ТЭС, нового металлургического завода в Вишакхапатнаме, крупных угольных объектов. Это еще более укрепит позиции госсектора индийской экономики.
Составной частью государственного сектора индийской экономики являются около 700 компаний, контролируемых правительствами отдельных штатов. Хотя по размеру капитала они значительно уступают корпорациям центрального госсектора, тем не менее их роль в решении проблемы занятости и ускорения экономического развития страны достаточно ощутима.
Обострение в последние годы в Индии проблемы, дефицита финансовых средств повлияло на изменение общей стратегии государственного предпринимательства, что нашло свое отражение в развитии концепции "смешанного сектора". В компаниях этого сектора государство продолжает оставаться крупнейшим акционером и осуществлять контроль за их деятельностью, имея, однако, не свыше 51% пакета акций, как в госкорпорациях, а лишь 26%. Развитие "смешанного сектора" позволяет правительству привлечь в экономику дополнительные ресурсы и воздействовать на их использование в интересах страны в целом.
Расширение и укрепление позиций госсектора в индийской экономике постоянно подвергается нападкам со стороны кругов, связанных с монополиями и иностранным капиталом, пытающихся изменить независимый курс правительства Индии.
Однако усилия эти терпят неизменный провал. В ноябре 1985 г. Совет национального развития Индии под председательством премьер-министра Раджива Ганди утвердил седьмой пятилетний план социально-экономического развития страны на 1985- 1990 годы.
На его выполнение ассигновано 3 трлн. 223 млрд. рупий. Из них 1 трлн. 800 млрд. направляется на развитие государственного сектора.
Выступая в Совете национального развития, Раджив Ганди отметил, что в седьмом пятилетнем плане развитию государственного сектора придается особо важное значение. Он будет по-прежнему занимать командные высоты в экономике и играть решающую роль в техническом перевооружении промышленности.