Иногда приходится слышать, что рок в нашей стране находится чуть ли не под запретом. Это, на мой взгляд, неверно. Недавно я смотрел по телевизору передачу из Ленинграда "Музыкальный ринг", в которой звучала музыка в стиле рок. Передача мне очень понравилась. Будут ли эти передачи транслироваться по Центральному телевидению?
С. Мишин, Москва.
Наш корреспондент А. Горбачева встретилась с главным редактором главной редакции музыкальных передач ленинградского телевидения Ю. КУРГАНОВЫМ, ведущей "Музыкального ринга" Т. МАКСИМОВОЙ и режиссером передачи В. МАКСИМОВЫМ. Вот что они рассказали.
"МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИНГ" появился на ленинградском экране два с половиной года назад в молодежной программе "Горизонт". Без ложной скромности скажем, что он сразу завоевал популярность у участников и телезрителей. Вскоре в рамках "Горизонта" ему стало тесно и родилась самостоятельная передача.
Остановимся на технической стороне "Музыкального ринга". В центре телевизионного павильона установлена эстрада, называемая рингом. На ринг приглашаются эстрадные певцы, композиторы, музыкальные ансамбли и группы. Среди них и "звезды" советской эстрады Валерий Леонтьев и Анне Вески, композиторы Виктор Резников и Александр Морозов, пользующиеся большой популярностью группы "Аквариум", "Форум", "Машина времени" и пока малоизвестные рок-группа "Модель" и ансамбль старинной музыки "Барок-консорт".
Выступали на ринге и фольклорные коллективы под руководством А. Морозова и В. Мехнецова. Пришлось "сразиться" в открытом бою и Алле Пугачевой, представившей па суд зрителей участников молодой московской группы "Браво".
ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Заметим, что "Музыкальный ринг" - это живой диалог исполнителей с ленинградскими слушателями. Зал, рассчитанный на 450 мест, заполняется, как правило, до отказа. Среди участников - а таковыми являются все присутствующие - зрители, приславшие в музыкальную редакцию наиболее интересные письма, члены различных музыкальных объединений, клубов по интересам, представители творческих союзов. Идет острая дискуссия о современной эстрадной музыке. Любой из присутствующих может высказать суждение о путях развития советской эстрады, современных течениях рок- и поп-музыки. Такое общение весьма плодотворно и для исполнителей, это взгляд на свое творчество как бы со стороны. Они могут соглашаться или не соглашаться с оценками зрителей, но не задуматься над ними они уже не в состоянии.
Вопросы, которые задают "испытуемым" на ринге, самые разные. Они касаются профессионального мастерства, личного отношения к эстраде, творческой манеры и даже одежды исполнителей. Не всем удается выдержать "бой" на ринге, так как некоторые вопросы носят весьма острый, а иногда и каверзный характер. Страсти порой разгораются так, что ведущей приходится усмирять "восставших".
На "Музыкальном ринге" с участием ленинградских композиторов разгорелась дискуссия о самодеятельных рок- группах. Зрители обратились к музыкантам-профессионалам с просьбой помочь молодежным коллективам, встать рядом" а не над ними. Вопрос был поставлен очень остро: "Чем объяснить, что профессионалы пишут так мало песен, которые бы принимала молодежь? Кто нынче дальше друг от друга - молодежь от композиторов или композиторы от молодежи?" Четкого ответа никто из присутствующих на ринге композиторов не смог дать.
Уйти с ринга победителем очень престижно для исполнителей, но и очень сложно. Кроме высокого профессионализма, здесь нужна широкая эрудиция, да и большая выдержка.
Эти качества и продемонстрировал на ринге, к примеру, Валерии Леонтьев, к творчеству которого зрители и слушатели относятся неоднозначно.
В ОБЪЕКТИВЕ - В. ЛЕОНТЬЕВ
Интересным, на наш взгляд, был диалог, который хочется привести:
Зритель: "Правда ли, что вы сами шьете себе одежду, в которой выступаете?"
Леонтьев: "В начале своей работы на сцене я действительно сам конструировал и шил свои костюмы. Но уже несколько лет я этим не занимаюсь".
Зритель: "А почему ваш сценический образ отличается от вашего человеческого?"
Леонтьев: "Чем же?"
Зритель: "На сцене вы более капризный, более нескромный, что ли. Хотя в жизни, мы поняли, вы четко знаете, чего хотите, чего добиваетесь. Нам понравилось, что вы вышли и сразу "взяли" зал, "взяли" зрителя. Даже организовали нас на хорошую, плодотворную работу".
На это Валерий ничего не ответил. Но на лице его отразилась гамма чувств. Выло понятно, что встреча на ринге заставит певца о многом задуматься...
А вот как выразил В. Леонтьев свое отношение к рок-музыке. "Я понимаю тех людей, которые говорят, что рок нам не нужен. Очевидно, они мотивируют это тем, что рок исполняется на Западе, там он популярен. Я думаю, что ни Запад, ни Восток сами по себе не рождают какую-то музыку, которая нам нужна или не нужна. Рок-музыка - это течение времени. Мы в своей жизни, в развитии цивилизации ускоряем темп познания и восприятия информации. В связи с этим и появляется новая музыка. Все дело в том, какие тексты положить на нее. Вот есть такой термин - "оболванивание" массового зрителя рок- музыкой. Все ведь зависит от того, что петь, о чем петь, какие "вирши" петь. Существует антивоенный рок, рок в борьбе за мир. И я думаю, нам тоже нужен рок, потому что это современная музыкальная форма".
Когда его спросили, какое ощущение у него от ринга, Валерий ответил: "Такое, что я выиграл и приобрел новых сторонников".
Надо сказать, проблемам места и роли рок-музыки в жизни современной молодежи на "ринге" уделяется много внимания. Анализируются и тексты- представляемых песен, и музыка, и аранжировка. Идут горячие споры, в ходе которых медленно, но верно рождается истина.
Формированию музыкального вкуса, несомненно, содействуют и итоги социологических исследований, проводимых тут же в студии психологами, представляемые зрителям по окончании передачи.
Что касается трансляции "Музыкального ринга" на всесоюзном телеэкране, то слово за Центральным телевидением, на суд которого ленинградцы недавно привозили некоторые из своих передач.