Примерное время чтения: 6 минут
106

НА ВОЛНЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ. ПРОТИВ "ЧЕРНОГО ЭФИРА" (часть 1)

В текущем году издательство "Искусство" выпустило книгу В. Н. ЯРОШЕНКО "Черный" эфир. Подрывная пропаганда в системе буржуазного внешнеполитического радиовещания". Автор на обширном фактическом материале показывает, как империалистическая пропаганда активно использует канал радио для проведения широкомасштабных идеологических диверсий против прогрессивных сил современности, прежде всего против Советского Союза и других социалистических стран. Одна из глав посвящена путям и методам борьбы против подрывной радиопропаганды, раскрывает юридические и технические аспекты этой борьбы.

ГЛУШЕНИЕ

Технические средства противодействия подрывной радиопропаганде - радиозащита - существуют в нескольких формах. Одна из форм такой защиты - глушение - известна давно. Существующее на Западе и распространяемое буржуазной пропагандой мнение о том, что глушение радиопередач является якобы прерогативой социалистических стран, - не что иное, как тщательно взращенный миф.

В докладе о переговорах с Духониным на заседании ВЦИК 10 (23) ноября 1917 г. В. И. Ленин говорил: "Мы имеем сведения, что наши радиотелеграммы доходят в Европу Так, наша радиотелеграмма о победе над Керенским была перехвачена австрийским радиотелеграфом и передана. Германцы же посылали встречные волны, чтобы задержать ее".

За первыми последовали многочисленные опыты, направленные на противодействие внешним радиопередачам. В 1933 г. Австрия начала глушить передачи фашистской Германии. Это была попытка правительства Дольфуса противостоять нацистской пропаганде, направленной на принудительное присоединение Австрии к Германии. В предвоенный период Италия глушила радиопередачи Эфиопии и Англии на арабском языке, Германия - передачи Московского радио и т. д.

Технические, технико-экономические методы противодействия враждебной радиопропаганде тесно связаны с политическими аспектами борьбы с подрывной деятельностью.

Известно, что эффективность пропаганды зависит от успешного и согласованного функционирования звеньев коммуникационной цепи: коммуникатор - вещательный канал - аудитория. Правильный подбор и сочетание характеристик радиостанции (коммуникатор) могут обеспечить успех пропагандистской работы. Каковы эти характеристики?

РАДИОСТАНЦИИ ВСЕ МОЩНЕЕ

Важнейшие из них, безусловно, мощность радиопередающих станций и их количество. История развития радиовещания является историей роста этих параметров радиопередатчиков.

В 1930 г. в мире действовало всего пять коротковолновых передатчиков. К 1939 г. число коротковолновых передатчиков разной мощности превысило 100. К 1969 г. число мощных (200 кВт) станций увеличилось до 131. В 1970 г. таких передатчиков стало 180, к началу 80-х годов - более 400. Только в Европе, Восточной Азии, на Ближнем Востоке и в Африке в 1968 г. было 47 мощных радиопередатчиков, в 1971- м их стало 73, то есть за три года количество мощных передатчиков, предназначенных для внешнеполитической радиопропаганды, увеличилось практически вдвое.

В капиталистических странах количество коротковолновых сверхмощных (свыше 200 кВт) радиопередатчиков за последние пять лет увеличилось на 255%.

Ведущее место среди стран, участвующих в гонке радиовооружений и наращивающих мощность передатчиков, занимают Соединенные Штаты, которые имеют в своем распоряжении мегаваттные радиопередатчики, и ФРГ, построившая 12 мощных радиопередатчиков в самой стране и ряд передатчиков за рубежом.

Таким образом, мощность и количество радиопередатчиков в капиталистических странах возрастают, создавая условия для проникновения во внутренний эфир других стран.

РАДИОВОЛНЫ ВСЕ КОРОЧЕ

Второе звено коммуникационной системы - канал, радиоволны; в нашем случае - определенная частота, на которой ведется вещание. Длинные и средние волны, принятые первыми на вооружение радиовещанием, имеют сравнительно ограниченный радиус действия и потому редко используются для дальнего международного радиовещания. В последнее время средневолновое вещание радиопропагандистские центры Запада ведут через передатчики-ретрансляторы, находящиеся не на территории страны-коммуникатора, а на территории другой страны. Так, США выносят свои ретрансляторы далеко за границу, например в Африку (Либерия), Азию (Окинава, Тайвань), ведут ретрансляцию через специальное судно, стоящее на якоре у побережья страны - объекта вещания, и т. д. Великобритания ведет передачи через огромную сеть ретрансляторов, охватывающую практически весь земной шар. Эта техническая экспансия намного повышает эффективность "местного" вещания.

Для прямого межконтинентального вещания на средних и длинных волнах необходима такая мощность передатчиков, что ни с экономической, ни с технической точек зрения обеспечить ее сейчас немыслимо.

Значительно меньшим радиусом действия обладают ультракороткие волны, на которых ведется телевизионное вещание, а также внутреннее радиовещание местного значения. Вещание на этих частотах получило широкое распространение в последнее время благодаря тому, что по качеству оно нисколько не уступает проводному вещанию Вследствие ограниченного радиуса действия подобные радиопередачи не создают помех другим станциям. Стоимость таких передатчиков по сравнению со средневолновыми, длинноволновыми и коротковолновыми очень невелика. Передачи на ультракоротких волнах обладают еще одним качеством, используемым империалистическими странами в идеологических целях, - для отвлечения слушателей от информации из зарубежных источников. Ведь прием на коротковолновых приемниках хуже, да и стоят они гораздо дороже. К тому же и выпускается их гораздо меньше. Способность проникать на дальние расстояния делает короткие волны основным средством межконтинентального пропагандистского воздействия, главным инструментом международной радиопропаганды.

РАДИОПРИЕМНИКИ ВСЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНЕЕ

Наконец, третье звено коммуникационной цепи - радиоприемник - является чрезвычайно важным, если не определяющим звеном в коммуникационном процессе.

Тираж газеты зависит от количества подписчиков, его определяет его сама редакция. "Тираж" радиопередач станции определяется количеством радиоприемников, имеющихся у слушателей и настроенных на волну этой станции. Потенциальная аудитория радиостанции, таким образом, включает всех владельцев радиоприемников, которые в состоянии принять передачи конкретной станции.

Замечено, что слушатели, как правило, выбирают не отдельную программу определенной станции, а предпочитают ту или иную конкретную станцию, составляя ее фактическую аудиторию. Но для того, чтобы слушатель мог выбрать ту или иную станцию, он, разумеется, должен иметь радиоприемник, способный принять эту станцию.

Поэтому способность радиослушателя достаточно четко принять на свой радиоприемник ту или иную конкретную радиостанцию приобретает первостепенное значение при выборе средств оказания влияния на аудиторию за рубежом.

История развития международного радиовещания знает немало примеров борьбы за аудиторию радио. В конечном итоге вся радиопропагандистская деятельность направлена на борьбу за аудиторию, в данном случае массовую аудиторию радио.

Окончание следует.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно