Р. БОГДАНОВ, заместитель директора Института США и Канады, доктор исторических наук.
ГЕНИАЛЬНЫЙ А. Эйнштейн как-то заметил; что освобожденная энергия атома изменила все, кроме способа нашего мышления. Как актуальны эти слова и сегодня, когда люди живут в качественно новом мире, однако нередко продолжают пользоваться устаревшими представлениями и понятиями о нормах поведения и о взаимоотношениях между государствами.
ДВЕ ЭПОХИ ОДНОГО ВЕКА
Действительно, появление ядерного оружия поделило человеческую историю на два периода - доядерный и ядерный. Причем многое из того, что было нормой и правилом для доядерной эпохи, оказалось совершенно неприемлемым для ядерного века. Война и мир, победа и поражение, превосходство и уязвимость, угроза и безопасность, стратегия и сила, силовой баланс и международная стабильность, национальное и интернациональное - эти и многие другие понятия приобретают сегодня новое звучание.
Так, например, с появлением ядерного оружия радикально изменился сам характер воины, ее роль в современном социально-историческом развитии. В новых условиях такая война перестала быть средством решения каких бы то ни было международных противоречий и конфликтов. В ней не может быть победителя (концепция "ядерной зимы" хорошо показывает, что самоубийственной была бы даже гипотетическая "победа" в ядерной войне), она не может быть контролируемой и ограниченной, не существует рациональной ядерной стратегии и т. д.
Ядерная эпоха заставляет критически переосмыслить и понятие силы как таковой (и военной силы в частности). Гонка вооружений теряет какой бы то ни было военный смысл, ибо она может дать лишь иллюзорное и опасное психологическое ощущение безопасности, подрывает реальную безопасность. Большая военная сила не только не дает большей безопасности, но, напротив, ослабляет ее, так как безопасность в наше время вообще не может быть основана на силе. Соответственно изменяется и смысл понятия обороны, которая в новых условиях перестает быть только военной проблемой.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДЛИННАЯ И МНИМАЯ
Абсолютная (или максимальная) национальная безопасность, обеспечиваемая в первую очередь превосходством военной силы, к чему на протяжении истории стремились многие государства, теперь стала не только недостижимой, но и дестабилизирующей международную обстановку целью. Невозможным оказывается и традиционный баланс сил, поскольку отныне каждая сторона способна уничтожить противника, но не может склонить чаши весов военного противоборства на свою сторону. Так возникает "парадокс безопасности", когда уровень безопасности в современном мире прямо противоположен количеству и качеству накопленных вооружений.
Безопасность в ядерный век возможна лишь как безопасность для всех. Ее нельзя обеспечить за счет ущемления интересов друг друга. Это должны понять те политики на Западе, которые по прежнему делают ставку на концепцию ядерного "устрашения" на основе "равновесия страха" и, в конечном итоге, на проведение политики "с позиции силы".
Безнадежно устарел и стал как, никогда опасен до сих пор находящийся в ходу на Западе политический принцип, согласно которому "то, что плохо для врага, хорошо для нас". В эпоху ядерного оружия стремление к созданию такой ситуации, в которой противник чувствовал бы себя уязвимым, испытывал страх и неуверенность, чревато серьезными последствиями.
Выработка и принятие новых норм и критериев политического мышления ядерной эпохи - процесс сложный, а для иных лидеров на Западе - просто болезненный. Ведь он требует, отказа от претензий на мессианство, доминирование и военное превосходство.
Верные ориентиры в этом направлении указывают многие документы, принятые Организацией Объединенных Наций. Пристальное внимание вопросам выработки системы норм и принципов поведения ядерных государств на международной арене уделяет Советский Союз. В этой связи следует прежде всего напомнить о тех нормах взаимоотношений ядерных держав, которые были выдвинуты СССР в марте 1984 г.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ СССР
Выдвигая их, Советский Союз ставил перед собой задачу в первую очередь не допустить ситуации, чреватой ядерным конфликтом. На это направлено прежде всего обращенное к ядерным державам требование рассматривать предотвращение ядерной войны как главную цель своей внешней политики.
Предложенная Советским Союзом система норм предусматривает и отказ от пропаганды ядерной войны в любом ее варианте - глобальном или ограниченном.
Важнейшей нормой поведения ядерных держав могло бы стать обязательство не применять первыми ядерного оружия, которое Советский Союз торжественно принял на себя на второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению.
Советский Союз обращается также к другим ядерным державам с призывом ни при каких обстоятельствах не применять ядерного оружия против неядерных стран, на территории которых такого оружия нет, уважать статус уже созданной и поощрять образование новых безъядерных зон в различных районах мира.
Ядерные державы должны также не допускать распространения ядерного оружия в любой форме; не передавать кому бы то ни было ядерного оружия или контроля над ним; не размещать его на территории стран, где его нет; не переносить гонку ядерных вооружений в новые сферы, включая космос.
В силу особой актуальности СССР особо выделяет вопрос о недопущении гонки ядерных и любых других вооружений в космическом пространстве, предлагая для этого принять ясное и единое политическое обязательство - вообще не использовать космос в военных целях. Действуя в этом направлении, СССР в одностороннем порядке объявил мораторий на вывод в космос противоспутникового оружия до тех пор, пока другие государства будут поступать таким же образом.
Наконец. Советский Союз подчеркивает, что в современных условиях необходимо шаг за шагом, на основе принципа равенства и одинаковой безопасности добиваться сокращения ядерных вооружений вплоть до полной их ликвидации во всех разновидностях.
ВО ИМЯ МИРА НА ЗЕМЛЕ
Еще одним свидетельством готовности СССР добиваться прогресса на этом магистральном направлении международной политики стали новые мирные инициативы нашей страны, выдвинутые М. С. Горбачевым в беседе с редактором газеты "Правда". Советский Союз, как было заявлено, предлагает, чтобы СССР и США ввели на весь период переговоров в Женеве мораторий на создание, включая научно-исследовательские работы", на испытания и развертывание ударных космических вооружений, заморозили свои стратегические наступательные вооружения. Одновременно должно быть прекращено развертывание американских ракет средней дальности в Европе и, соответственно, наращивание наших ответных мер. Этот жест доброй воли нашей страны и является воплощением конструктивного подхода к закреплению норм поведения и взаимоотношений между государствами. Претворение в жизнь всего комплекса мер, предлагаемых Советским Союзом в этой области, стало бы достойным ответом на тот вызов, перед которым оказалось человечество в наш ядерный век.
И последнее. Необходимо, чтобы системе норм, кодексу взаимоотношений между ядерными государствами был придан обязательный характер. Обсуждение и согласование их возможно провести при консультативном участии других членов мирового сообщества. Последние мирные инициативы Советского Союза подтверждают тот факт, что именно нашей стране принадлежит первенство в борьбе за обеспечение безопасности народов и устранение угрозы ядерной войны.