Примерное время чтения: 8 минут
84

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. ФРАНЦИЯ-ФРГ: ОПАСНЫЙ МЕЗАЛЬЯНС

В ЯНВАРЕ 1983 г. в Париже и Бонне было торжественно отмечено 20-летие договора о франко-западногерманском сотрудничестве.

Договор детально регламентировал регулярность и уровень франко-западногерманских встреч и консультаций. Главы государств и правительств должны были "встречаться всякий раз, когда это будет необходимо, в принципе - не менее двух раз в год", министры иностранных дел и военные министры - раз в три месяца, а начальники штабов - каждые два месяца.

Однако, выступая за функционирование обширного и сложного механизма подписанного договора, Франция и ФРГ в то же время по-разному видели результаты его действия. Для Франции, в частности, они виделись в усилении ее лидирующей роли в "Общем рынке", в возрастании ее влияния на формирование внешней и военной политики ФРГ. Бонн, со своей стороны, рассчитывал с помощью Франции добиться отмены всех ограничений на производство и экспорт вооружений, установленных парижскими соглашениями 1954 г. об образовании Западноевропейского союза (ЗЕС), получения доступа к ядерному оружию.

"img src="36aif042.gif""

В связи с существенной рассогласованностью интересов сторон, военно-политический механизм договора длительный период времени работал вполсилы. Только спустя два десятилетия франко-западногерманское сотрудничество в военной области получило новый импульс. Это объясняется усилением проатлантических тенденций в политике Франции, укреплением военно-экономического потенциала ФРГ, обострением обстановки в Европе.

ВОЕННЫЙ ТАНДЕМ

Определяя цели своего военно-политического сотрудничества, Франция и ФРГ заявили, что будут стараться сблизить свои военные доктрины "с целью разработки совместных концепций", всемерно расширять встречи между военнослужащими двух армий, "в том числе преподавателями и слушателями штабных школ", создадут совместные институты оперативных исследований и организуют "общую работу уже на стадии разработки соответствующих проектов вооружений и подготовки плана их финансирования".

В октябре 1982 г. во исполнение положений договора была создана постоянно действующая "стратегическая комиссия", призванная выработать совместную стратегию на случай войны с применением ядерных и обычных вооружений. Уже проведено несколько совещаний этой комиссии. Под ее эгидой созданы три рабочие группы, занимающиеся вопросами сотрудничества военной промышленности, военно- политическими проблемами, военно-техническим обменом между французской армией и бундесвером.

Во франко-западногерманских военных связях, заявил президент Франции Ф. Миттеран, "произошел поворот: мы подробно информируем друг друга, координируем действия, согласовываем инициативы".

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ - ОПОРА НАТО

Открыто ратуя за более тесное военное сотрудничество с ФРГ, Франция рассчитывает с ее помощью "реанимировать", "пробудить от политической спячки" Западноевропейский союз, созданный еще в 1955 г. и объединяющий Францию, ФРГ, Англию, Италию, Бельгию, Голландию и Люксембург. ЗЕС, по мнению Парижа, должен стать основой "еврообороны" и одновременно надежной опорой НАТО в Европе.

Конкретным выражением намерения Франции вдохнуть жизнь в ЗЕС и расширить военное сотрудничество с ФРГ является ее решение о сколачивании 50-тысячных "сил быстрого действия" (СБД). Как отмечала "Вашингтон пост", "идея состоит в том, чтобы при переброске этих сил на поле боя немецкие самолеты обеспечивали их прикрытие".

Со своей стороны ФРГ с готовностью встретила французские шаги по "возрождению" ЗЕС, особо подчеркивая при этом важность его "тесного и нерушимого сотрудничества с Соединенными Штатами в рамках НАТО".

В июне 1984 г. на сессиях совета и ассамблеи Западноевропейского союза Франция, в целях активизации "оси" Париж-Бонн и сближения членов ЗЕС в области производства новейших систем оружия, предложила снять последние ограничения на производство наступательного оружия в ФРГ - тяжелых бомбардировщиков и ракет класса "земля- земля" с дальностью полета более 70 км.

Французские инициативы с воодушевлением были встречены военными концернами и крайне правыми кругами Западной Германии.

ПАРТНЕРЫ-СОПЕРНИКИ

Путем расширения военно-политических контактов с ФРГ и активизацией сотрудничества с ней в области производства новейших вооружений Франция пытается ослабить ее сильнейший натиск на свою экономику, которая существенно уступает западногерманской. Например, по объему промышленного производства в целом ФРГ превосходит Францию на 40 процентов.

О масштабах натиска свидетельствует быстро растущий дефицит Франции в торговле с ФРГ, который в 1982 г. достиг 38,1 млрд. франков (в 1970 г. - 3 млрд. франков), что составляет одну треть всего дефицита французской внешней торговли.

Вовлекая ФРГ в совместные военные программы, поддерживая ее заинтересованность в размещении новых американских ядерных ракет на западногерманской территории, Франция пытается добиться для себя от Бонна ответных уступок в политической и экономической областях, пробует закрепить Западную Германию в качестве своего главного партнера в строительстве "единой Европы".

Но если в Бонне с готовностью встречают те инициативы Франции, которые нацелены на консолидацию двусторонних военных связей, на оживление ЗЕС, то в других областях сделать ответные шаги навстречу Парижу Бонн явно не торопится.

Военно-промышленный комплекс (ВПК) Западной Германии не скрывает своих претензий на руководящую роль в активно формирующемся в Западной Европе мощном региональном ВПК, который уже выпускает 80 проц. всей продукции "западноевропейского крыла" НАТО.

В ходе встречи на высшем уровне в мае этого года Франция и ФРГ подписали соглашение о совместном производстве более 400 противотанковых вертолетов "второго поколения". Генеральным подрядчиком на их производство, стоимостью в 4 млрд. марок, будет западногерманский концерн "Мессершмитт-Бёльков-Блом", что является явной уступкой со стороны Франции, которая издавна занимает ведущие позиции в Западной Европе в области вертолетостроения.

Однако сама ФРГ уклоняется от сотрудничества с Францией в тех областях военного производства, в которых она занимает ведущие позиции. Это касается танкостроения и производства тяжелых бронированных машин. ВПК ФРГ, значительно расширив производство танков внутри страны, выступает с претензиями на роль основного поставщика танков во все страны блока НАТО. Речь идет о замене в 80-х годах около 10 тыс. танков в армиях стран НАТО. Захват этого заказа сулит западногерманским монополиям миллиардные прибыли.

За последние годы ВПК ФРГ, что особенно тревожит Францию, заметно нарастил экспорт обычных вооружений и боевой техники в развивающиеся страны. Военные концерны ФРГ пытаются проникнуть на традиционные для французского военного бизнеса рынки сбыта в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке.

Разработанный на базе танка "Леопард" новый западногерманский танк "Лабен", специально предназначенный для продажи развивающимся странам, угрожает стать серьезным конкурентом французскому танку "АМХ-30".

Стремясь удержать позиции второго государства капиталистического мира по производству и экспорту оружия, Франция пытается заинтересовать военно-политические круги ФРГ идеей создания "европейского космического сообщества", явно рассчитывая заработать на изготовлении пилотируемых космических станций (стоимость одной станции оценивается в 8 млрд. долларов).

ПРОТИВ КОГО НАЦЕЛЕН МЕЗАЛЬЯНС?

Выражая удовлетворение расширяющимся военно-стратегическим сотрудничеством Франции и ФРГ, США спешат использовать его для еще более ощутимого переключения сил и средств западноевропейцев в военный сектор, для усиления милитаристской деятельности НАТО в целом.

Поощряя военную активность Парижа и Бонна, Вашингтон пытается ослабить их как экономических конкурентов своих монополий, ощутимо сократить их вес в мировой политике, сковать самостоятельность, поглубже втянуть в собственные военные авантюры.

Военно-стратегический мезальянс Франции и Западной Германии крайне опасен, так как он активизирует участие ФРГ в наращивании военного потенциала НАТО, способствует ее продвижению к ракетно-ядерному оружию, что чревато серьезными последствиями не только для Европы, но и для всего мира.

Все эти шаги носят явно антисоветский характер. Достаточно напомнить что Париж активно поддержал развертывание нового американского оружия первого удара в Западной Европе, занимает негативную позицию в ряде вопросов разоружения, особенно ядерного, все теснее привязывает французские вооруженные силы к НАТО, стремится реанимировать проекты "еврообороны", которые усиливают общий военный потенциал Североатлантического блока.

Не менее опасен и курс Западной Германии. Ведь именно она выступает застрельщиком гонки вооружений, активнее всех реализует решение НАТО о размещении в Европе американских ракет средней дальности. С благословения союзников ФРГ добилась права производить тяжелое наступательное оружие: стратегические бомбардировщики, ракеты большой дальности и ракеты, управляемые на расстоянии. Сделан еще один крайне опасный шаг на пути дальнейшей милитаризации Западной Германии.

Попытки западных средств массовой информации успокоить встревоженную общественность, представить вооружения ФРГ в качестве "оборонительных", а то и "символических", не выдерживают никакой критики. Не случайно, что в условиях наращивания мощи бундесвера все наглее, агрессивнее ведут себя реваншисты.

"img src="36aif043.gif""

В. ОСИПОВ, кандидат исторических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно