Примерное время чтения: 6 минут
171

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН. ЗА УПРОЧЕНИЕ МИРА

Судя по сообщениям, прессы капиталистических стран, мирные предложения СССР для азиатско-тихоокеанского региона не нашли там отклика. Так ли это?

Л. Волкова, Москва.

НАПОМНИМ, что в речи во Владивостоке М. С. Горбачев назвал пять направлений движения к тому, чтобы оздоровить обстановку в Азии и на Тихом океане. Советский Союз предлагает:

- решить вопросы регионального урегулирования;

- поставить заслон на пути распространения и наращивания здесь ядерного оружия;

- ограничить активность военных флотов в тихоокеанском бассейне;

- радикально сократить вооруженные силы и обычные вооружения в Азии;

- приступить к практическому обсуждению мер доверия и неприменения силы в регионе.

КТО - ЗА И КТО - ПРОТИВ

Реакция на советские предложения за рубежом была, конечно, не однозначной. Активно выступили в поддержку советских инициатив социалистические страны Азии, что наглядно подтвердили советско-вьетнамская, советско- монгольская и советско-корейская встречи на высшем уровне в Москве. Позитивно откликнулись на советские инициативы ЛНДР и НРК. О своем полном одобрении линии СССР на азиатско-тихоокеанском направлении заявило руководство Демократической Республики Афганистан. Высокая оценка советским предложениям была дана в ходе визита в Москву делегации Компартии Японии, в заявлениях Национального совета Компартии Индии.

Отмечают важность владивостокских инициатив СССР средства массовой информации Японии, Индии, Индонезии, Филиппин, политические, общественные и государственные деятели этих и других стран.

Привычное же исключение составляют администрация США и ряд ближайших ее партнеров в азиатско-тихоокеанском регионе. У них сработал своего рода безусловный рефлекс: раз предложения по обеспечению азиатской безопасности исходят от Советского Союза, то их нужно либо безоглядно отвергать, либо всячески замалчивать.

Все это еще раз подтверждает ту истину, что достижение главной цели советской политики - безопасного и справедливого мира для всех народов - задача долговременная, сложная и многотрудная. "...Одним-двумя, даже очень интенсивными мирными наступлениями, - говорится в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии, - проблемы международной безопасности решить нельзя. К успеху может привести лишь работа последовательная, планомерная и настойчивая".

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ - АЗИИ

Именно такая работа сделала в свое время возможным развитие общеевропейского процесса. Путь к достижению в 1975 г. хельсинкских договоренностей по безопасности и сотрудничеству в Европе тоже ведь не был гладким и ровным. Так что те надолбы, которые пытаются нагромоздить сегодня на пути развития общеазиатского процесса его противники, не следует рассматривать как раз и навсегда данное непреодолимое препятствие. Тем более что для создания системы международной безопасности в Азии и на Тихом океане уже существуют важные и значительные предпосылки.

Главные из них в том, что в отличие, скажем, от Европы в азиатско-тихоокеанском регионе нет какой-то четкой разграничительной линии между двумя противостоящими военно-политическими группировками. Более того, после развала СЕАТО, СЕНТО, АЗПАК и других подобных организаций здесь, по существу, нет и самих военных блоков в их традиционном виде, за исключением, пожалуй, АНЗЮС. Впрочем, в связи с отказом Новой Зеландии допускать в свои порты американские корабли с ядерным оружием будущее его тоже под вопросом.

Значительное число стран региона, в том числе влиятельные "три И" - Индия, Индонезия и государства Индокитая, - активные участники движения неприсоединения, провозгласившего своей целью обеспечение мирного сосуществования и разоружения.

Следует учитывать и такое обстоятельство, как сохраняющееся пока явное "отставание" азиатско- тихоокеанского региона от Европы по масштабам милитаризации, прежде всего в ее наиболее опасной ракетно- ядерной форме.

Характерно и наличие в странах Азии и Тихого океана широких антиядерных настроений.

Как конкретный, миролюбивый шаг СССР было воспринято решение нашей страны о выводе из Афганистана шести советских полков. Смысл этой акции в том, чтобы ускорить политическое урегулирование вокруг Афганистана, дать новый импульс идущим в Женеве через представителя генерального секретаря ООН афгано-пакистанским переговорам.

Крайне важно, что в вопросах устранения угрозы войны в Азии две ядерные державы континента - Советский Союз и Китайская Народная Республика выступают с весьма близких позиций. КНР, так же как и наша страна, взяла на себя обязательство не применять ядерное оружие первой и призвала к этому другие ядерные государства. Китай - против вывода стратегических объектов в космическое пространство, он - за существенное сокращение ядерных вооружений США и СССР, с тем чтобы создать условия для созыва международной конференции по ядерному разоружению.

Немало конструктивных идей по ослаблению международной напряженности выдвинуто Индией, в том числе и совместно с другими участниками "делийской шестерки". Бесспорную практическую ценность имеют три ядерных принципа Японии (не размещать, не производить и не ввозить ядерное оружие), а также предложение КНДР о создании безъядерной зоны на Корейском полуострове. В странах Индокитая и среди участников АСЕАН обсуждается вопрос о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии. В 1985 г. заключен "договор "Раротонга" о создании безъядерной зоны в южной части Тихого океана.

ДИАЛОГ ВО ИМЯ МИРА

Важное значение для реализации советских инициатив по обеспечению мира и безопасности в азиатско-тихоокеанском регионе имеет укрепление наших двусторонних связей и контактов с расположенными здесь государствами. Динамично развиваются отношения СССР с Индией: между двумя странами в 1971 г. заключен Договор о мире, дружбе и сотрудничестве, советский Союз готов к активному диалогу со странами-участницами АСЕАН. Встречи между государственными и общественными деятелями все больше входят в практику взаимоотношений между СССР и Китайской Народной Республикой. Укреплению советско-китайского добрососедства способствовал официальный визит в КНР кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС, первого заместителя Председателя Совета Министров СССР Н. В. Талызина. Между СССР и Японией в нынешнем году состоялся плодотворный обмен визитами министров иностранных дел. На повестке дня обмен визитами на высшем уровне.

Состоявшиеся в октябре советско-корейские переговоры, как отметил М. С. Горбачев, "...еще раз подтвердили обоюдное желание всемерно развивать сотрудничество и обмен опытом социалистического строительства, взаимодействовать в борьбе за оздоровление обстановки в Азии и бассейне Тихого океана...".

В целом можно сказать, что в странах Азии и Тихого океана растет понимание того, что ни в одном из вопросов, поставленных М. С. Горбачевым в его владивостокском и других выступлениях по проблемам безопасности в регионе, Советский Союз не стремится добиться для себя каких-то односторонних преимуществ или кого-либо перехитрить. Наши предложения учитывают идеи, выдвинутые в разное время самими странами региона и различными международными форумами: движением неприсоединения, Генеральной Ассамблеей ООН.

Советская инициатива актуальна и реалистична. В этом ее сила.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно