Примерное время чтения: 4 минуты
95

Честные деньги

По некоторым данным, в Москве 20 тыс. миллионеров, а в стране их до 100 тыс. Откуда они берутся, где работают?

С. Крупенько, Новосибирск.

Свое мнение по этому вопросу высказывает писатель Леонид ЖУХОВИЦКИЙ.

Я ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЮ, сколько у нас в стране миллионеров и есть ли они на самом деле. Но, конечно, есть люди, которые имеют гораздо большие доходы, чем средний труженик. Будем называть их условно "миллионерами".

Есть случаи, когда это бесспорно несправедливо. Скажем, если состояние нажито нечестным путем. Тогда - неважно, сколько украдено у государства и народа - 100 рублей или 100 тыс., - это дело милиции и судебных органов.

Есть люди, которые, может быть, и не миллионеры, но живут за чужой счет, как миллионеры. Это разного рода должностные лица, которые, злоупотребляя служебным положением, получают "натурой": используют казенную машину как свою, заводской профилакторий как личную дачу или гостевой дом для приятелей и "нужных людей". Практически все это тоже кража, хотя и не прямая.

В то же время есть целый ряд людей, получающих большие доходы за свой труд. Скажем, капитаны рыболовных сейнеров где-нибудь на Дальнем Востоке, чей заработок в течение рыболовного сезона составляет тысяч десять или что-то в этом роде; композиторы и поэты-песенники, которые порой за одну очень широко поющуюся песню могут получить в общей сложности несколько тысяч рублей; драматурги, которые за одну пьесу в течение 5-6 лет могут получить 10-20 тысяч, а то и больше, - пока исполняется песня, пока идет пьеса в разных театрах, автору идут какие-то отчисления; писатели, которые много пишут или часто издают свои книги, хотя по авторскому праву фактически существует прогрессивный налог - за каждое новое их издание автор получает все меньше; эстрадные актеры и популярные певцы, которые зарабатывают порой более тысячи в месяц, давая много концертов, хотя существуют предельные нормы количества этих концертов в определенный период времени; изобретатель за удачное изобретение получает какой-то процент от экономии - это могут быть значительные деньги, и т. п.

Я считаю, что это заработки честные, трудовые. Можно, конечно, поставить какой-то верхний ограничитель, чтобы капитан, композитор, популярная певица получали не больше какой-то суммы в месяц или за одно произведение. К чему это может привести?

К тому, что рыба превратится в предмет роскоши, потому что капитан рыболовного сейнера, наловив, скажем, сельди или трески на свои предельные 700-800 руб., будет не заинтересован в дальнейшей работе. К тому, что мы с вами будем слушать песни в исполнении не Аллы Пугачевой или Юрия Антонова, а тех певцов, которых, может быть, слушать не захотим. Потому-то система ограничения платы за труд кажется мне порочной.

Есть и еще одна сторона дела. За одну песню - 10 тыс. руб., конечно же, много. Но с другой стороны, если эта песня - "День Победы"? Можно ли и нужно ли стимулировать авторов этой песни вместо одной такой писать несколько, пусть похуже? Нельзя, чтобы им было материально выгоднее писать много плохих песен, а не одну хорошую. Кстати, таких песен, которые поет вся страна, очень мало, а у каждого поэта или композитора в жизни может вообще быть только одна такая песня. Когда речь идет, скажем, о хлебе, о ботинках, о том, что нужно всем и каждому, там, может быть, нужно количество. Ведь одной парой ботинок не обуть двоих, а одну песню могут петь 20 и 100 млн. людей. В искусстве нужно стимулировать только качество, только талант.

Хочу все же оговориться, что и в искусстве, культуре, помимо действительно талантливых, очень напряженно работающих людей, есть немало литературных, музыкальных, театральных и прочих чиновников, которые используют свое служебное положение, сами себя издают, сами себе назначают повышенные гонорары, сами себя переиздают, сами себе раздают всевозможные премии. Это вопрос абсолютно другой. Если песня поется, а автору за это идут отчисления, то кто его по существу вознаграждает? Народ, который поет или раскупает пластинки с его записями. Попробуйте купить пластинку Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Новеллы Матвеевой или современного барда Вероники Долиной! А ведь среди лауреатов бесчисленных конкурсов и премий этих имен не видно. Вот это безобразие, когда люди зачитываются, поют и любят одно, а награждается совсем другое...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно