1 АПРЕЛЯ 1979 г. Иран был провозглашен Исламской Республикой. К этому времени многолетняя борьба иранского народа против поддерживаемой США шахской диктатуры завершилась победой: шах бежал из страны, вслед за ним Иран были вынуждены покинуть свыше 50 тыс. американских военных советников. Пожизненным руководителем страны стал лидер иранской революции аятолла Рухолла Мусави Хомейни.
Беспрецедентная в истории Ирана политическая революция, однако, так и не переросла в революцию социальную. На смену шахской диктатуре пришло господство высшего шиитского духовенства, законодательно закрепленное в принятой затем конституции.
ОБЕЩАНИЯ, НЕ СТАВШИЕ РЕАЛЬНОСТЬЮ
В первые месяцы после прихода к власти духовенство, усиленно культивируя лозунги "исламской справедливости" и "равенства всех мусульман", приняло некоторые меры, направленные на улучшение положения отдельных категорий трудящихся. В 2 раза была повышена заработная плата рабочим и служащим, отменена плата за электричество, отопление, общественный транспорт, а также квартплата для неимущих слоев населения.
Было объявлена о программе строительства дешевых жилых домов, о подготовке проекта "справедливой" аграрной реформы и т. п.
Это не затронуло, однако, сущности теократического правления: доступа к управлению государством трудящиеся так и не получили. Позднее - с началом войны с Ираком - были ликвидированы даже и эти льготы.
Война в значительной мере усугубила начавшуюся в конце 70-х годов дезорганизацию хозяйственной жизни в целом. Некоторое представление о состоянии экономики страны дают такие цифры: промышленные предприятия в Иране сегодня работают лишь на 25- 40% своей мощности, армия безработных составляет около 5 млн. человек.
Аграрная реформа, обсуждение которой в иранском парламенте растянулось на много лет, так и не была принята. По-прежнему 2 млн. иранских крестьян почти или совершенно не имеют земли. В тоже время в стране насчитывается около 10 тыс. помещичьих хозяйств - от 100 гектаров земли и выше.
"ИСЛАМИЗАЦИЯ"
Откровенное игнорирование интересов широких народных масс не могло не вызвать сужение социальной базы правящего режима. Обеспечению контроля над политической ситуацией в таких условиях, по замыслам шиитского духовенства, должна была способствовать политика "исламизации", охватившая все стороны жизни иранского народа.
В законодательном порядке были запрещены все виды деятельности, "несовместимые с исламской этикой". К ним была отнесена любая политическая и общественная деятельность, противоречащая нормам ислама, а также многие формы светского досуга, включая прослушивание эстрадных мелодий, танцы, азартные игры (в том числе шахматы и шашки). Разрешенным фактически осталось лишь участие в запланированных правительством манифестациях и посещение мечети.
Мечеть, служившая еще во времена шахской диктатуры центром не только религиозным, но и идеологическим, за последнее время укрепила свое политическое значение. По существу, разработана целая система привлечения населения к религиозным мероприятиям: например, только в мечетях иранцам сегодня раздают карточки на получение основных видов продовольствия, распределение которого лимитировано.
Находясь в мечети, иранец подвергается мощной идеологической и психологической обработке. Чтению текстов из корана уделяется сравнительно небольшое время. Основной упор делается на толкование в духе ислама экономических и политических событий, происходящих в Иране или за его пределами.
В мечетях регулярно выступают руководители государства и теоретики ислама - их выступления, равно как и торжественные богослужения, транслируются по радио и телевидению. Все средства массовой информации Ирана находятся в монопольном владении духовенства. Надзор за проведением политики "исламизации" осуществляют шариатские суды и несколько сотен тысяч членов "корпуса стражей исламской революции" - главной карательной силы режима.
ПО ЗАКОНАМ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Учитывая демографическую структуру населения Ирана (средний возраст иранцев не превышает 30 лет), главным объектом "исламизации" духовенство избрало молодежь. Взяв под контроль образование, досуг и политическую активность молодежи, теократическая верхушка рассчитывает воспитывать молодых иранцев в духе абсолютной преданности исламскому режиму, обеспечивая себе сейчас и в будущем массовую поддержку.
Принятие крайне реакционного кодекса в области брачно-семейных отношений коренным образом изменило социальный статус иранской женщины, превратив ее в "человека второго сорта". Мужчина официально получил статус главы семьи.
В соответствии с кодексом, женщина - независимо от возраста - должна получить разрешение на первое замужество у отца или деда. Муж вправе запретить жене работать. Женщины не могут работать геологами, с археологами, судьями, заниматься спортом или пением.
Женщина-мусульманка не может выйти замуж за немусульманина, тогда как брак мужчины-мусульманина с немусульманкой не возбраняется. В случае смерти мужа или развода женщина теряет право на своих детей, которые переходят под опеку семьи мужа.
Закон об уголовных и гражданских наказаниях предписывает вынесение женщине за нарушение исламских канонов таких наказаний, как бичевание, отрезание конечностей, побитие камнями. Приговоры, вынесенные шариатским судом, не подлежат обжалованию и приводятся в исполнение немедленно.
В то же время ни женщины, ни дети не защищены законом от участия в военных акциях иранского режима. Так, на ирано-иракский фронт уже были направлены десятки тысяч подростков - от 12 лет и старше. С 1986 г. в Иране создаются специальные центры для военного обучения женщин.
Курс на "исламизацию", так же как и отсутствие реальных успехов экономической политики правительства, вызывает растущее недовольство народных масс, что находит свое выражение в забастовках на предприятиях, столкновениях с представителями власти в деревне и т. д. Однако правящий режим по-прежнему поддерживают широкие слои мелкой буржуазии, в наибольшей степени поддающиеся религиозной обработке. Объективно мероприятия исламского правительства устраивают также крупную буржуазию, поскольку предоставляют ей возможность господствовать в экономической сфере, хотя и с урезанными политическими правами.
БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
За послереволюционные годы иранскому духовенству удалось расправиться как с буржуазной, так и с леводемократической оппозицией. С политической арены исчезли десятки партий, групп и организаций, активно участвовавших в революции. Прекратила существование крупнейшая организация иранской буржуазии - Национальный фронт. Перейти на нелегальное положение или эмигрировать из страны были вынуждены члены леворадикальных организаций "Моджахедины иранского народа" и "Федаины иранского народа".
Большие потери - несмотря на готовность сотрудничать с шиитским духовенством для совместного отпора империализму и установления демократии - понесла запрещенная ныне марксистско-ленинская Народная партия Ирана (НПИ). В феврале 1983 г. в Иране были арестованы Первый секретарь ЦК НПИ Н. Киянури и 30 других руководящих работников партии. Им было предъявлено фальсифицированное обвинение в подготовке заговора против исламской республики и шпионской деятельности в пользу СССР.
Руководителей НПИ подвергли пыткам, некоторых из них заставили выступить по телевидению с раскаянием в своей "преступной деятельности". Затем последовали нападения на жилища членов НПИ и новые аресты. Всего было арестовано около 10 тыс. человек.
В феврале 1984 г. закрытый военный трибунал, так и не доказав обвинения, предъявленные 101 члену партии, приговорил тем не менее 10 человек к расстрелу, остальных - к различным срокам тюремного заключения.
Несмотря на репрессии, НПИ продолжает борьбу. Платформу НПИ сегодня разделяет вставшая на марксистски-ленинские позиции организация "Федаины иранского народа (большинство)".