Даже по материалам нашей печати ясно, что в большинстве стран существует открытая моральная статистика, которая отражает, наряду с позитивными, и негативные явления и процессы, происходящие в обществе. Не совсем понятно: почему ее незаслуженно "забыли" в нашей стране, будет ли она возрождена?
В. Иванов, Ленинград
ПРЕЖДЕ чем ответить на этот вопрос, хотелось бы привести выдержку из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по коренному улучшению дела статистики в стране" (1987 г., ст. 117). "Вследствие установления необоснованных ограничений при публикации статистических материалов заметно ухудшилось информирование общественности, ослабла пропагандистская деятельность статистических органов, сузились возможности обществоведческих исследований... В целях коренного улучшения дела статистики в стране ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановляют: 21. Существенно расширить гласность статистической информации как одно из крайне необходимых направлений демократизации советского общества, вовлечения трудящихся в управление делами государства, развития самоуправления на предприятиях и в организациях...".
Таким образом, как видим, письмо т. Иванова затрагивает, при ближайшем рассмотрении, далеко не простой, но очень важный вопрос: какова роль статистики, в том числе и моральной, в социалистическом обществе?
ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
Мне кажется, в первую очередь необходимо конкретизировать само понятие - моральная статистика. Сегодня под ним понимается статистика социально-опасных явлений, связанных с поведением и образом жизни людей, которое отклоняется от социальных норм общества.
Действительно, моральная статистика существовала в нашей стране в 20-е годы в соответствии с "Положением о государственной статистике", утвержденным Совнаркомом в 1918 г. по инициативе В. И. Ленина. Однако в 30-е годы сбор и анализ любой статистической (не только моральной) информации об экономическом и социальном положении нашей страны в силу субъективных причин был упразднен, что привело как к искажению объективной картины жизни общества, так и к умолчанию негативных тенденций, особенно ярко проявивших себя в 70-е годы.
Поскольку задача моральной статистики заключается не в том, чтобы служить индикатором общественной нравственности, а в обобщении антиобщественных явлений, позволяющем провести более глубокий анализ причин и условий, способствующих возникновению правонарушений и расширению сферы их воздействия, моральную и правовую статистику нельзя рассматривать изолированно, они тесно связаны между собой.
Исходя из того, что моральная статистика не ограничивается описательной функцией, а позволяет проникнуть в социальные причины преступности и иных правонарушений, бессмысленно включать в сферу моральной статистики все уголовные преступления. Следует выделить основные, наиболее характерные для данного общества в данный период.
В мировой юридической практике выделяются три группы показателей, составляющих основу моральной статистики. Во-первых, это основные показатели уголовной статистики, во-вторых, некоторые показатели гражданско-правовой статистики, в-третьих, показатели, характеризующие социально опасные явления (аморальное поведение).
Наиболее ясно обстоит дело с кругом показателей, характеризующих уголовную статистику и аморальное поведение, к которому традиционно относят данные о потреблении алкоголя, наркоманию и проституцию, паразитический образ жизни и детскую безнадзорность, самоубийства и венерические заболевания. В эти группу не входит информация о психических заболеваниях.
ЧТО ОТНОСИТСЯ К МОРАЛЬНОЙ СТАТИСТИКЕ?
Гораздо меньше ясности сегодня в использовании показателей гражданско-правовой статистики. Браки и разводы открывают список явлений, регистрируемых моральной статистикой, почти во всех ранних работах западных исследователей. Но они не могут быть отнесены к ней, поскольку не дают оснований для суждения о причинах социально- опасных явлений. Думается, что браки и разводы не характеризуют и нравственность населения.
Так, например, уровень браков в нашей стране в 1980 - 1983 гг. стабилизировался и составлял 10,3 - 10,4, а в последующие годы снизился до 9,6 на 1000 человек населения. Исходя из этого, нужно, вроде бы, сделать вывод о нравственном торможении нашего общества. Абсурдность такого заключения еще раз подтверждает ошибочность посылки о взаимосвязи численности заключенных браков с нравственностью населения.
Например, меньше всего разводов в республиках Закавказья и Средней Азии, где в пересчете на 100 тыс. совершеннолетнего населения их соответственно в 2 и 1,5 раза меньше, чем в целом по стране. Но это объясняется не более высокими моральными устоями, а национальными и иными традициями, в силу которых женщины этих республик менее склонны, чем, например, женщины Прибалтики, быть инициаторами развода даже в том случае, когда брак превратился в одностороннюю обязанность.
Таким образом, показатели разводов, отражая экономическую, культурную и другие стороны жизни общества, являются показателями не моральной, а, скорее всего, демографической статистики.
ЗАКОН И ДЕТИ
На заре возникновения статистики отдельные ученые включали в объект ее наблюдения случаи внебрачного рождения. Однако будет более справедливым включить их в систему исключительно демографической статистики. Один из первых декретов Советской власти - декрет ВЦИК и СНК РСФСР "О гражданском браке, о детях и о введении книг актов состояния", принятый в декабре 1917 г., снял все ограничения в отношении внебрачных детей.
Следует отметить, что по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. внесение в метрическое свидетельство фамилии отца ребенка, рожденного вне брака, не допускалось даже при наличии фактического отца. Вследствие этого в обиход вошло понятие "мать-одиночка", противоречащее моральным принципам нашего общества. На страницах печати неоднократно отмечалось, что материнство не может быть узаконенным или неузаконенным. Ныне действующее семейное законодательство уравняло во всех отношениях детей, рожденных вне брака, с другими детьми.
Вне пределов моральной статистики остается показатель внебрачных рождений и в том случае, когда речь идет о несовершеннолетних родителях. Так, в СССР в настоящее время большинство беременностей (61,7%) у нерожавших женщин всех возрастов имеет место вне брака. При этом, в возрасте 25- 29 лет внебрачных зачатий немногим более половины (54,9%), а в возрасте 16 - 17 лет этот показатель возрастает до 95,6%. Приведенные данные, по нашему мнению, не дают оснований для включения их в моральную статистику, но свидетельствуют о необходимости пересмотра возраста, дающего право вступить в брачные отношения.
В заключении хочу еще раз подчеркнуть: моральная статистика является инструментом гласности, что, в свою очередь, несомненно, предполагает и широкую публикацию ее данных. Наряду с этим сбор и обобщение сведений моральной статистики позволит глубже проанализировать причины и условия, способствующие возникновению в социалистическом обществе преступлений и иных правонарушений.
Е. ПАВЛОДСКИЙ, кандидат юридических наук