В мае 1987 г. в польском городе Собешове состоялся симпозиум на тему "Социальная справедливость и социальная политика правящих партий социалистических стран", организованная журналом "Проблемы мира и социализма" и ЦК ПОРП. От Советского Союза в его работе принял участие доктор философских наук В. З. РОГОВИН. Мы попросили его рассказать о проблемах, обсуждавшихся на симпозиуме.
* * *
УТВЕРЖДЕНИЕ социальной справедливости всегда рассматривалось коммунистами как приоритетная задача социальной политики при социализме, воплощение чаяний и стремлений широчайших масс трудящихся. Такое понимание проблемы отразилось в приведенном участником из Вьетиама Доунг Нгок Кы выразительном высказывании Хо Ши Мина: "Несправедливость страшнее нехваток, народное негодование страшнее бедности".
С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИВАТЬСЯ
Как показала развернувшаяся на симпозиуме дискуссия, в научной литературе социалистических стран принципы социальной справедливости трактуются не всегда однозначно. В одних сферах социальной жизни они понимаются как равенство жизненных условий всех граждан, в других - как равенство жизненных возможностей, в третьих - как принцип "каждому - по заслугам".
В этой связи участники дискуссии сосредоточили свое внимание на реальных сложностях, которые возникают при воплощении в жизнь коренного принципа социализма - "от каждого - по способностям, каждому - по труду". Как подчеркнул профессор АОН при ЦК ПОРП С. Видершпиль, осуществление первой части этого принципа - "от каждого - по способностям" - затрудняется в силу того, что материальные и социальные условия жизни людей пока не позволяют в одинаковой степени выявить способности всех членов общества и реализовать их в конкретной трудовой деятельности.
Это неравенство во многом определяется тем, что выходцы из разных социальных групп на практике не всегда обладают равным доступом к высшему образованию. Так, в 60 - 70-е годы в Польше дети интеллигентов попадали в высшие учебные заведения чаще, чем дети рабочих и крестьян, что вызывало известную социальную напряженность. В последние годы, однако, здесь наметилось определенное снижение престижа высшего образования в результате отставания роста оплаты труда специалистов по сравнению с работниками физического труда. Сейчас, например, в Польше зарплата молодого врача почти втрое ниже средней заработной платы в сфере материального производства.
Это лишь один из примеров, свидетельствующих о реальных трудностях в осуществлении распределения по количеству и качеству труда. Эти сложности связаны с большим разнообразием конкретных видов труда, соизмерить которые весьма непросто. Четкие критерии оценки эффективности труда, как правило, отсутствуют в непроизводственных отраслях, где распределение на деле часто происходит не по конечному результату труда, а по должности, что не стимулирует работника к повышению знаний и профессионального мастерства, а порождает лишь стремление занять высокооплачиваемую должность.
Нарушает принцип распределения по труду, отметил профессор Видершпиль, и сохранившееся с периода индустриализации деление отраслей на более или менее "важные" для общества. Следствием такой системы является разная оплата за одинаковый труд в разных отраслях народного хозяйства, в силу чего разделение на ведомства и отрасли становится дополнительным группообразующим фактором.
В выступлении заведующего кафедрой социальной политики АОН при ЦК ПОРП Б. Пшивары в качестве причин, препятствующих утверждению социальной справедливости, были названы, во-первых, уравниловка в оплате труда, во-вторых, чрезмерная дифференциация в доходах и потреблении, в-третьих, групповые привилегии в обеспечении натуральными благами. Эти тенденции оказывают негативное влияние на всю общественную жизнь и не одобряются общественным мнением. Особенно остро, как это показал кризис в Польше, общественное мнение реагирует на привилегии для представителей власти.
На протяжении последних 15 лет в Польше на основе изучения семейных бюджетов рассчитывается так называемый социальный минимум доходов. В 1986 г. в расчете на члена семьи он составлял 10400 злотых в месяц. Семьи, душевой доход которых ниже этого уровня, рассматриваются как находящиеся в "зоне угрозы". Таких семей сейчас в Польше примерно 20%. Оказание помощи этим категориям населения ПОРП считает приоритетной задачей социальной политики. Эта установка в последние годы успешно претворяется в жизнь. Так, если два года назад в "зоне угрозы" находилось свыше половины пенсионеров, то сейчас - 30%.
НУЖНО ЛИ ОГРАНИЧИВАТЬ ДОХОДЫ?
В социалистических странах активно обсуждаются и практически решаются проблемы, связанные с регулированием дифференциации доходов населения.
Как сообщил член ЦК Компартии Кубы А. Диас Руис, минимум заработной платы на Кубе сейчас составляет 100 песо, а средняя заработная плата - 180 песо в месяц. Что же касается наиболее высоких доходов, то здесь они в 2,5 раза выше средних. Такое соотношение, подчеркнул он, будет выдерживаться и впредь.
В Польше преобладает точка зрения, согласно которой максимум душевых доходов должен в 5 раз превышать социальный минимум. Вместе с тем здесь проходят дискуссии по вопросу о том, должен ли существовать социально допустимый потолок доходов. В этой связи обнаруживаются две тенденции. Первая сводится к тому, что не следует ограничивать максимальные заработки, как бы высоки они ни были, а вторая - к тому, что социалистическое общество должно ограничивать чрезмерную роскошь независимо от источника доходов с помощью налоговой политики.
Смягчению неизбежного при социализме неравенства в материальном положении различных социальных групп служат общественные фонды потребления. В ходе дискуссии об их социальных функциях была показана несостоятельность предложений о переводе на платную основу удовлетворения потребностей, обеспечиваемого при социализме за счет общественных фондов потребления. Наряду с этим участники симпозиума признали целесообразным расширение платности в сферах здравоохранения, организованного отдыха и, в особенности, жилья.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
На симпозиуме были затронуты также вопросы о разнообразии форм социалистической собственности и их эволюции в ходе проводимых ныне экономических реформ.
По мнению профессора Г. Ника (ГДР), кооперативная собственность должна играть ведущую роль в сельском хозяйстве. В этой связи он сослался на пример своей страны, где госсельхозы составляют всего 4% сельскохозяйственных предприятий, остальная часть приходится на кооперативные. Кооперативы и предприятия, основанные на индивидуальной трудовой деятельности, преобладают также в сфере ремесла и бытовых услуг. Принципиально иная линия проводится в промышленности, где государство к настоящему времени выкупило практически все частные предприятия, причем их руководителями в большинстве случаев стали их прежние владельцы. В ГДР реализуется курс на высокую степень централизации в управлении промышленностью.
Иные принципы в этой сфере действуют в других социалистических странах, где осуществляется линия на широкое развертывание хозяйственной самостоятельности и самоуправления трудовых коллективов. В этой связи профессор Т. Пачев рассказал о пересмотре в Болгарии ряда теоретических концепций и практических подходов, связанном с более четким разграничением функций владения и распоряжения социалистической собственностью. Он отметил, что на первых этапах строительства социализма упор делался на усиление роли государства в экономической жизни. Это была необходимая тенденция, но она породила и негативные последствия, которые особенно остро стали ощущаться в последние годы. Чрезмерное развитие государственного централизма, выражающегося в директивном планировании и необоснованном административном вмешательстве в дела предприятий, приводит к тому, что социалистическая собственность приобретает анонимный характер, утрачивается такая связь работника со средствами производства, которая обеспечивает ему реальную возможность быть сохозяином социалистической собственности. При этом принцип социальной справедливости не может быть реализован в полной мере. Поэтому на современном этапе общественного развития государство, продолжая оставаться единственным владельцем социалистической собственности, передает функции пользования и распоряжения ею трудовым коллективам.
О специфике проведения принципов самоокупаемости, самофинансирования и самоуправления трудовых коллективов в Румынии рассказал заведующий кафедрой АОН при ЦК РКП К. Моисук. Здесь общему собранию трудового коллектива предоставлено право увольнять директора предприятия, рабочие могут приобретать акции своего предприятия, за счет которых они получают часть его прибыли. Таким образом, рабочий выступает и коллективным, и личным собственником средств производства. В результате этого повышается ответственность трудящихся как за свою работу, так и за коллективную собственность.
В Румынии отказались как от низшего, так и от высшего предела заработной платы. В зависимости от личного трудового вклада и от достижений предприятия дифференциация заработков здесь достигает весьма значительных размеров.
Если предприятие работает убыточно, то государство, не допуская, чтобы оно обанкротилось, изменяет с этой целью его профиль. В соответствии с этим для многих предприятий установлен текущий и резервный профиль производства.
Характеризуя проблемы, возникающие при переходе предприятий на полный хозрасчет и самофинансирование, профессор В. Заставный (Польша) отметил, что в этих условиях должны активно действовать не только позитивные, но и негативные стимулы, связанные с жестким экономическим принуждением, вплоть до банкротства слабых предприятий. По его мнению, не должно вызывать тревогу и то обстоятельство, что в новых хозяйственных условиях одинаковый труд на разных предприятиях будет оцениваться по-разному и в результате этого будет нарушаться, как он выразился, романтически понимаемая справедливость.
В условиях осуществляемых ныне экономических реформ возникают новые аспекты проблемы полной и эффективной занятости населения. Связанные с этим коллизии вызывают неоднозначную оценку со стороны различных слоев трудящихся. Так, в Польше увольнение с работы, вызванное требованиями рационализации производства, признается допустимым в основном работниками высшей квалификации, в то время как профсоюзы, отражая настроения основной части рабочего класса, зачастую высказываются против таких увольнений.
НЕ ОГРАНИЧИВАЯСЬ "МИРСКИМИ РАДОСТЯМИ"
Выступая в ходе дискуссии, я обратил внимание на то, что, расширяя права трудовых коллективов, социалистическое государство не может допустить слепую игру экономических сил на рынке труда, ослабление планового начала в управлении социальными процессами в сфере производства. В этой связи важно подчеркнуть, что стимулы к труду, выступающие движущими силами социалистической экономики, отнюдь не исчерпываются потребительскими стимулами. Сосредоточение внимания исключительно на материальных интересах может приводить к тому, что работник ради более высокого вознаграждения станет жертвовать интересной работой, хорошими условиями труда, благоприятным социально-психологическим климатом в трудовом коллективе, возможностями реального участия в управлении делами общества и предприятия. Между тем, эти факторы в совокупности составляют то, что можно назвать "стимулирование труда трудом", и что служит первоосновой превращения труда в первую жизненную потребность личности.
Развертывающаяся в нашей стране перестройка, всесторонняя демократизация общества призвана вести к повышению роли моральных стимулов труда, падение которых в застойный период явилось неизбежным следствием разрушения нравственных ценностей, присущих нашему народу.
Именно романтической приподнятости, устойчивого нравственного воодушевления людей, чьи интересы не ограничиваются рублем и нехитрыми "мирскими радостями", нашему обществу так недоставало в застойный период, когда стали нарастать предкризисные явления - настроения социальной апатии и равнодушие к нравственной стороне жизни, вседозволенность и круговая порука перерожденцев, возрастание прослойки людей, для которых цель жизни свелась к материальному обогащению, наживе любыми способами.
Поэтому восстановление таких "архаичных", по мнению некоторых публицистов, ценностей, как преданность высоким общественным идеалам, трудовой энтузиазм, кровная заинтересованность в торжестве справедливости и готовность делом отстаивать ее принципы, является необходимым условием революционного обновления социализма и подъема на этой основе социалистической экономики.
Важно, чтобы эти ценности, вновь пробуждающиеся в советских людях под влиянием перестройки, бездумно не эксплуатировались и не заглушались, а получали широкий простор на почве все более полного утверждения социальной справедливости, коллективизма и демократизма во всех сферах общественной жизни.