Как только наступает пора проталкивать в конгрессе очередной, чудовищных размеров, военный бюджет, со стороны американской администрации нанимают раздаваться стенания об из рук вой плохом состоянии во-оружейных сил США, о "расширяющейся советской военной угрозе". Образчик этого - радиообращение Р. Рейгана, в котором он стращает военным "отставанием США от СССР". Отметим, что президент выступил со своим радиообращением 9 мая с. г., когда мы отмечали День Победы.
Воспроизводим это радиообращение, чтобы читатели сами могли увидеть, сколь рьяно отстаивает президент интересы Пентагона.
Приводимые на полосе фактические данные свидетельствуют, какова истинная цена оценкам и высказываниям Р. Рейгана.
СОХРАНИТЬ МИР, устранить угрозу мировой войны - самая настоятельная задача нашего времени. Ядерное оружие грозит уничтожить не только все, что было создано цивилизацией на протяжении веков, но и саму жизнь на Земле. Что привело мир к этой опасной грани? Откуда исходит угроза миру?
Ясный и объективный ответ на эти вопросы дает недавно выпущенная книга"sup"*"/sup": угроза миру исходит от военной машины США, от милитаристского курса американской администрации, ее попыток вершить международные дела с позиции силы.
В четвертом издании книги на основе данных советских компетентных органов, официальных американских источников. Лондонского и других международных институтов стратегических исследований раскрываются новые тенденции международного развития, приводятся свежие данные о состоянии военной машины США и НАТО.
Основу военной мощи и ядерного потенциала США составляют стратегические наступательные силы.
На 1 января 1987 г. стратегические ракетные силы наземного базирования имели на вооружении 540 пусковых установок (ПУ) МБР "Минитмен-3", 450 ПУ МБР "Минитмен-2", 10 ПУ МБР "Титан-2". Кроме того, поставлены на боевое дежурство 10 МБР MX и готовятся к развертыванию еще 40 таких ракет. Все наземные МБР США - средства нанесения первого ядерного удара способны поднять в одном пуске 2180 ядерных боеприпасов.
В стратегических ракетных силах морского базирования насчитывается 38 атомных ракетных подводных лодок (ПЛАРБ) с баллистическими ракетами "Трайдент-1" (384 ПУ), "Посейдон С-3" (256 ПУ), "Поларис А-3" (32 ПУ), на которых размещено около 50% всех стратегических ядерных боеприпасов.
В боевых частях стратегической авиации имеется 291 тяжелый бомбардировщик В-52 и В-1В, вооруженный ядерными бомбами, управляемыми ракетами СРЭМ и крылатыми ракетами АЛСМ-В.
Планами США и НАТО, как известно, предусматривается в 1988 г. завершить развертывание в Европе 464 крылатых ракет (КР) наземного базирования (в Великобритании - 160, Италии - 112, ФРГ - 96, Бельгии - 48, Нидерландах - 48). Уже развернуты все 108 ПУ баллистических ракет средней дальности (БРСД) "Першинг-2" на территории ФРГ. И хотя эти КР (с дальностью действия 2600 км) и БРСД (2500 км) не имеют межконтинентальной дальности полета, однако по отношению к СССР являются стратегическим оружием, так как способны наносить ядерные удары и поражать объекты на значительной части его европейской территории.
Наряду с программами наращивания стратегических ядерных вооружений США ведут дело к развертыванию широкомасштабной системы ПРО с элементами космического базирования (программа СОИ). При этом ставка делается на принципиально новые виды ударного оружия: высокоэнергетические лазеры, пучковое оружие, электромагнитные пушки, а также противоракеты (включая многозарядные) с ядерными или обычными боеголовками.
Ударные космические средства по своим возможностям являются наступательным глобальным оружием, поэтому программа СОИ опасна не только в военном, но и в политическом плане. В случае ее реализации может быть навсегда перечеркнуто то, что создавалось десятилетиями. Вашингтон уже начал разрушать договорную систему, отказавшись от Временного соглашения 1972 г. и Договора ОСВ-2 1979 г. На очереди - Договор по ПРО 1972 г., которому программа СОИ противоречит в корне.
По предлагаемому ныне Белым домом "широкому толкованию" Договор по ПРО допускает не только проведение всех исследований, но также создание, испытания и развертывание систем ПРО или ее компонентов любого вида базирования, если они основаны на новых физических принципах.
Расширенное толкование советско-американского соглашения практически означает слом Договора по ПРО, этого главного тормоза на пути к бесконечной гонке вооружений.
Большое внимание США уделяют повышению боевых возможностей сил общего назначения.
Строительство сухопутных войск осуществляется по программе "Армия- 90". Основное направление - наращивание ударно-наступательной мощи, повышение маневренности на поле боя. С этой целью обновляется парк бронетанковой техники (всего планируется поставить около 7500 танков "Абраме" и до 7000 боевых машин "Брэдли"), модернизируется артиллерия (в настоящее время все орудия калибра 155 и 203,2 мм в Европе способны применять ядерные снаряды).
В строительстве тактической авиации основное внимание уделяется дальнейшему наращиванию ее ударной мощи. В части ВВС уже поступили все 727 штурмовиков непосредственной авиационной поддержки А-10 "Тандерболт" и 116 специализированных самолетов F-4C "Уайлд уизл"; полностью развернута система АВАКС (34 самолета Е-ЗА); завершена программа поставок 42 самолетов РЭБ EF-111; идет закупка (ежегодно до 270 единиц) всепогодных истребителей F-15 и истребителей- бомбардировщиков F-16.
В проведении глобальной агрессивной политики особую роль США отводят военно-морским силам. Общее число кораблей в регулярных ВМС должно быть к концу 80-х годов доведено до 600 единиц. В боевой состав уже введено 175 новых кораблей, в том числе 5 ракетных крейсеров нового типа "Тикондерога", 36 ударных атомных подводных лодок типа "Лос-Анджелес". В состав регулярного флота вошли три из четырех линейных кораблей типа "Айова" с КР "Томахок". Завершено строительство пятого атомного авианосца "Теодор Рузвельт". Идет оснащение надводных кораблей и подводных лодок КР "Томахок" в ядерном и обычном снаряжении (дальность полета 2600 км).
Соотношение военных сил между Востоком и Западом. Следует сразу же отметить основополагающий факт: как в мире в целом, так и в Европе, где друг другу противостоят мощные группировки военных сил, сложилось и сохраняется в настоящее время примерное военное равновесие между СССР и США, между Варшавским Договором и НАТО.
Как выглядит сегодня соотношение сил в Европе по ракетам средней дальности (РСД)? Всего НАТО имеет в Европе 542 РСД (США - 364, Англия - 64, Франция - 114).
У СССР в европейской зоне 373 РСД (243 СС-20, 112 СС-4, 18 СС-Н-5). Число ракет и количество боеголовок на них у стран НАТО больше, чем у Советского Союза.
Страны НАТО и Варшавского Договора имеют примерно равную численность вооруженных сил общего назначения. По резервным контингентам превосходство на стороне стран НАТО, поскольку численность населения у них в 1.5 раза больше, чем у стран Варшавского Договора (620:375 млн. человек). В Европе имеется у НАТО (с учетом Франции и Испании) - 94 боеготовые (не требующие проведения мобилизационных мероприятий) дивизии (включая около 60 отдельных бригад), у Варшавского Договора - 78 дивизий. При этом численность дивизии США составляет 16 - 19 тыс., а дивизии ФРГ - более 23 тыс. человек, в то время как дивизия армий стран Варшавского Договора насчитывает не более 11 - 12 тыс. человек. В войсках стран НАТО находится около 30 тыс. танков, из них на складах в Европе сосредоточено 10,5 тыс. танков. У государств Варшавского Договора танков несколько больше. Но НАТО имеет в несколько раз больше противотанкового оружия. В области тактической авиации соотношение в пользу НАТО: по боевым самолетам 1,2:1, по вертолетам 1,8:1.
Итак, если брать не выборочные, а комплексные оценки, то вывод может быть только один - боевые возможности группировок вооруженных сил стран НАТО примерно равны боевым возможностям группировок войск государств Варшавского Договора.
Принципиальный курс Советского Союза - неустанно искать развязки, открывающие дорогу к равной безопасности, к взаимоприемлемым договоренностям.
Руководствуясь этими целями, М. С. Горбачев 28 февраля с. г. выступил с новой важнейшей инициативой, создающей реальные возможности освободить Европу от значительной доли ядерных вооружений. Он предложил выделить проблему ракет средней дальности в Европе из блока вопросов, заключить по ней отдельное соглашение, причем сделать это безотлагательно. Соответствующие указания на этот счет были переданы советской делегации на переговорах по ядерным и космическим вооружениям в Женеве.
Однако сложилась парадоксальная картина. Те, кто еще недавно в странах НАТО выступал за нулевое решение по РСД, теперь ищут любые предлоги, чтобы затруднить достижение договоренности.
США, например, настаивают на своем праве переоборудовать ракеты "Першинг-2" в ракеты с меньшей дальностью, что оставляет возможность их обратного переоборудования всего за 48 часов. Кроме того, американцы предлагают на первом этапе сокращать только советские ракеты средней дальности, оставляя за собой право лишь инспектировать действия СССР. Наконец, американская сторона не желает отказаться от размещения оставляемых РСД на территории Аляски, что означало бы по существу увеличение ядерной угрозы Советскому Союзу.
Если Соединенные Штаты на деле готовы решить проблему ракет средней дальности, двинуться по пути сокращения ядерных вооружений, они должны отказаться от курса на получение односторонних преимуществ, на продолжение гонки вооружений.
ОТ РЕДАКЦИИ
Мы не ставили перед собой цели показать в материалах этой полосы несостоятельность всех "доводов" радиообращения Р. Рейгана. Например, оставим на его совести утверждение о том, что в США "...появились самолеты, которые не взлетали из-за нехватки запчастей, корабли, которые не могли выйти из порта, силы быстрого развертывания, которые на деле не были ни быстрыми, ни особенно пригодными к развертыванию, да и вообще никакие "то были не силы".
Достаточно вспомнить Гренаду. Ливан, Ливию...
___
"sup"*"/sup" Откуда исходит угроза миру. - 4-е изд. - М.: Воениздат и Изд- во Агентства печати Новости, 1987. - 112 с.: ил.