Известно, что до сих пор у нас большая часть документов недоступна даже историкам. А как же можно знать историю, если, не опираешься на документы?
В связи с этим вопрос: будут ли открыты архивы, архивные документы - и для историков, и для нас, читателей?
М. Филатчев, Москва, С. Петренко, Киев, и др.
На этот вопрос наш корреспондент И. Солганик попросила ответить председателя Археографической комиссии АН СССР доктора исторических наук, профессора С. О. ШМИДТА.
ДОЛГОЕ ВРЕМЯ доступ ко многим архивам действительно был затруднен - эта тенденция особенно проявлялась начиная с 30-х годов, и до сих пор немалая часть документов недоступна даже специалистам-историкам. Недоступными для студентов- историков и тем более для читателей оказываются подчас книжные фонды крупнейших библиотек, хотя это противоречит принципу их общедоступности, сформулированному В. И. Лениным.
Ученые, естественно, ратуют за открытие архивов, потому что правдиво и объективно писать об исторических событиях, не используя в то же время все имеющиеся факты, вряд ли возможно. Об этом говорилось и на недавнем совместном заседании руководства отделения истории АН СССР и Главного архивного управления при Совете Министров СССР.
В. И. Ленин, хорошо понимавший значение архивов, в первые годы после гражданской войны неоднократно указывал на необходимость собирать все документы, в том числе и документы враждебных партий, так как все это важно для истории революции, "Прошу сделать распоряжение, чтобы наши государственные библиотеки немедленно начали собирать и хранить все белогвардейские газеты (русские и заграничные)", - говорится в письме В. И. Ленина, адресованном замнаркома народного просвещения М. Н. Покровскому в январе 1920 г. (Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 51, с. 118).
Есть у этой проблемы еще один ракурс. Сейчас с ростом международного престижа СССР за рубежом возрастает интерес к нашей истории. Причем некоторые западные историки, используя документы, в том числе дореволюционные, пытаются доказать, что история социализма состояла главным образом из ошибок, просчетов и злоупотреблений. Мы должны это аргументированно, опираясь на объективные источники и факты, опровергать.
Или такой пример, на этот раз относящийся к дореволюционной истории. На Западе вышло множество книг о Распутине и его влиянии на царскую фамилию, у нас же несколько книг, в какой-то мере связанных с личностью Распутина, вышло в 20 - 30-е годы, и с тех пор ничего не было, если не считать художественных произведений, таких, как фильм "Агония" Э. Климова. Но ведь историческое образование нельзя получить только по кинофильмам, какими бы талантливыми они ни были, или по художественной литературе.
- Предпринимаются ли какие-то конкретные шаги, чтобы открыть архивы, или нет? Будут ли издаваться новые, ранее не публиковавшиеся документы?
- В последнее время явно ощущается тенденция к открытию архивов, хотя изменения в этом плане происходят не так быстро, как того бы хотелось. Пока что создается специальная комиссия из авторитетных ученых, которые будут определять критерии допуска к архивам.
Многие документы, которые раньше относились к разряду закрытых, предполагается готовить к публикации, в том числе материалы партийных съездов, протоколы Совнаркома, материалы о работе наркоматов. Серийные издания, публикация которых началась раньше, - скажем, серии по истории культуры, истории рабочего класса, истории крестьянства - будут дополнены, в них будут включены более объективно отобранные материалы, с упоминанием исторических деятелей, имена которых раньше обходили молчанием.
По разным причинам в свое время не были опубликованы труды многих наших видных историков, в том числе С. Веселовского, М. Тихомирова, И. Кобленца, Н. Устюгова, - не только потому, что их направленность иной раз шла вразрез с действовавшими в то время официальными установками, но и потому, что некоторые из них остались незавершенными. Самые интересные из этих трудов должны стать достоянием широкого круга читателей, а пока что их обзоры регулярно печатаются в "Археографическом ежегоднике".
Археографическая комиссия готовит также "Сводный каталог личных фондов отечественных историков" (с XVIII века до наших дней), в который войдут данные и о личных фондах краеведов, работников музеев и архивов.
- Сигурд Оттович, вы говорили о личных архивах известных историков. А представляют ли для вас интерес личные архивы обычных людей, наших современников?
- Личные фонды, несомненно, могут оказаться ценными и для нас, и для наших потомков, хотя до сих пор им уделялось недостаточно внимания.
В последние годы удалось обнаружить, при большой помощи сотрудников музеев и архивов, советов ветеранов, школьников-следопытов, интересные документы по истории Великой Отечественной войны - солдатские письма и даже дневники, которые тем более ценны, что писать их в то время не разрешалось по вполне понятным причинам (некоторые из таких дневников уже были опубликованы в журнале "Юность"), а также составлявшиеся во время войны сборники материалов по истории военных частей.
Раз уже мы заговорили о войне, окажу, что удалось поднять целый пласт документов, собиравшихся в военное время комиссиями по истории Великой Отечественной.
И, наконец, последнее. Большую ценность для нас представляют данные об архивах потомков дворянских фамилий, которые некоторое время назад выявить было практически невозможно, так как о своем дворянском происхождении предпочитали помалкивать. Между тем в этих архивах зачастую сохраняются ценнейшие документы нашей истории - ведь было же так, что в архивах позднего лицеиста Миллера, влюбленного в поэзию Пушкина, сохранились подлинные материалы, рукописи Пушкина, переданные несколько лет назад во Всесоюзную государственную библиотеку им. В. И. Ленина. Вполне возможно, что такие вот документы, связанные с великими деятелями нашей культуры, до сих пор сохраняются в личных архивах, и теперь у нас появилась возможность открыть их, опубликовать.
ОТ РЕДАКЦИИ
Как сообщалось в газете "Известия", из 1 109 086 дел, находящихся на режиме ограниченного доступа в центральных государственных архивах, 767 195 теперь будут выдаваться исследователям по их запросам, разумеется, в читальных залах. Доступ к 341 891 делу сохраняется прежний.
Вот каково теперь соотношение между количеством дел, находившихся на режиме ограниченного допуска, и тех, с которых такие ограничения сняты. Из 154315, касающихся, например, ЦСУ СССР, открыты более 92 тыс. При этом управление наметило издать в 1988 - 1991 гг. 10 новых статистических сборников с большим информационным содержанием, расширить публикацию данных в ежегодниках "Народное хозяйство СССР" и "СССР в цифрах", журнале "Вестник статистики".
Полностью открыло свои архивы Министерство культуры СССР, вполовину - Госбанк СССР, на треть - Госплан СССР. Снято ограничение с 243 035 дел из 343 200, касающихся Министерств гражданской авиации и морского флота СССР.
Министерство внутренних дел СССР отныне считает возможным публиковать в печати статистические данные по численности и характеру преступлений, их раскрываемости.
МИД СССР облегчил доступ ученых к документам Архива внешней политики СССР и снял произвольно установленные сотрудниками этого архива ограничения в пользовании некоторыми делами. Подобным же образом пересмотрели свои документы, фиксирующие прошлое и сегодняшний день, многие другие министерства и ведомства.
* * *
Когда пишут о первом Советском правительстве, то всегда указывают, что его возглавил В.И. Ленин. А вот кто вошел в него, почему-то не называют. Кто они, первые советские министры?
А. Евдокимова, с. Леушкино, Калининская обл.
В ПОСТАНОВЛЕНИИ об образовании рабочего и крестьянского правительства, принятом 26 октября (8 ноября) 1917 г. Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, сказано: "Образовать для управления страной... рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров. (...)
В настоящий момент Совет Народных Комиссаров составляется из следующих лиц:
Председатель Совета - Владимир Ульянов (Ленин);
Народный комиссар по внутренним делам - А. И. Рыков;
Земледелия - В. П. Милютин;
Труда - А. Г. Шляпников;
По делам военным и морским - комитет в составе:
В. А. Овсеенко (Антонов), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко;
По делам торговли и промышленности - В. П. Ногин;
Народного просвещения А. В. Луначарский;
Финансов - И. И. Скворцов (Степанов);
По делам иностранным - Л. Д. Бронштейн (Троцкий);
Юстиции - Г. И. Оппоков (Ломов);
По делам продовольствия - И. А. Теодорович;
Почт и телеграфов - Н. П. Авилов (Глебов);
Председатель по делам национальностей - И. В. Джугашвили (Сталин).
Пост народного комиссара по делам железнодорожным временно остается незамещенным".
Цит. по: Ленин В. И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 35, с. 28 - 29.
* * *
Почему сейчас ставится задача развивать высокими темпами главным образом сферу платных, а не бесплатных услуг?
Н. Бобров, Харьков
ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОТОМУ, что бесплатные услуги (в сфере здравоохранения, образования), предоставляемые населению за счет общественных фондов потребления, развиты у нас достаточно высоко. Главная проблема здесь - существенное улучшение их качества. Решение этой задачи намечено в социально-экономических планах развития страны. Что же касается платных услуг, то, наверное, каждый из нас сталкивался не только с низким их качеством, сложностью получения, но и отсутствием тех или иных видов.
Необходимость ускоренного развития платных услуг определяется рядом факторов. Рассмотрим некоторые из них.
За последние 20 лет доля платных услуг в структуре наших расходов практически не изменилась и остается на уровне 10 и менее процентов, хотя средняя заработная плата за это время удвоилась. В то же время опыт европейских социалистических стран показывает, что удельный вес расходов на услуги там неизменно возрастает. Так и должно быть. В этом заключается непреложное требование закона возвышения потребностей, в соответствии с которым по мере роста денежных доходов трудящихся должно происходить преимущественное переключение спроса населения с товаров на услуги.
Тот факт, что доля платных услуг у нас остается на неизменном уровне, противоречит растущим потребностям советских людей, деформирует структуру потребления и спроса, перемещая его на товары. Развитие сферы платных услуг поможет в решении проблемы сбалансированности денежных доходов и расходов населения и удовлетворении его растущего платежеспособного спроса.
Дефицит услуг до введения Закона об индивидуальной трудовой деятельности отчасти покрывался за счет "шабашников", "леваков". По оценкам специалистов, ежегодно объем услуг, предоставляемых "частником", достигал 12 - 14 млрд. руб., что составляет примерно четвертую часть общего объема платных услуг.
Значение развития платных услуг возрастает еще и в связи с резким сокращением объемов производства и продажи населению винно-водочных изделий. Ведь от этого потери государственного бюджета составили миллиарды рублей. Безусловно, в будущем они обернутся экономическим выигрышем. Однако для этого требуется время, а убытки нужно возмещать сегодня.
В пятилетнем и годовых планах предусмотрен опережающий рост объемов платных услуг по сравнению с розничным товарооборотом. Общий объем платных услуг, реализованных населению за прошлый год, возрос на 10,2%. В то же время темп прироста розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли составил 6,4%, в том числе без объема реализации алкогольных напитков - 7,1%.
На сегодняшний день потребности в туристских услугах удовлетворяются всего на 27%, в курортном лечении - на 47%. Пока слабо организован семейный отдых. В серьезном улучшении нуждается и сфера досуга. Ведь, как свидетельствуют социологи, горожане проводят у телевизора четверть, а сельские жители более трети своего свободного времени.
Кроме того, существует настоятельная потребность коренным образом улучшить платное обслуживание населения непосредственно по месту работы, используя для этого в первую очередь возможности самих предприятий. В настоящее же время бытовые услуги трудящимся оказываются только на одной четверти всех предприятий.
Таким образом, высокие темпы роста платных услуг обусловлены не какими-то конъюнктурными соображениями, а вызваны заботой о человеке, необходимостью ускорения социально-экономического развития страны.
А. БОКОВ, кандидат экономических наук
* * *
Новые легковые автомобили оснащены электроникой. Это что - дань моде? Готов ли наш автосервис обслуживать эту технику?
А. Саруев, Оренбург
На вопрос отвечает начальник управления автоэлектроприборов Минавтопрома СССР А. КИСЛЕНКО.
ДОРОГОСТОЯЩАЯ ЭЛЕКТРОНИКА (микропроцессоры) на современном автомобиле - не дань моде. Это прежде всего средство заставить автомобиль потреблять как можно меньше горючего. ВАЗ-2108, например, потребляет бензина меньше, чем ВАЗ-2105, на 18%, хотя мощность двигателя у них одинакова. Электроника чутко реагирует на дорожные условия: при подъеме двигатель получит больше топлива, при движении по ровной дороге - меньше. И не только изменение крутизны трассы скорректирует микропроцессор. Он способен проконтролировать тысячи заложенных в его программу условий.
Хочу подчеркнуть, что электроника, которой оснащены автомобили новых семейств (ВАЗ- 2108, АЗЛК-2141, ВАЗ-1102), - отечественная.
Ремонт электронных устройств в автомашинах - дело новое. Чтобы приобрести опыт, принято решение начать эксплуатацию новых моделей автомашин сначала в Москве, в республиках Прибалтики и в Тольятти. На станциях техобслуживания этих регионов будет "обкатана" и технология ремонта электронных систем, создана серия диагностических приборов.
Специальное конструкторское бюро в Риге (СКБД) раз работало первые диагностические устройства для станций технического обслуживания. Изготовление таких устройств начато в поселке Октябрьский в Башкирии и в этом году будет доведено до 200 штук.
В стадии создания находится и более совершенный прибор. Чтобы поставить диагноз с его помощью, двигатель не нужно снимать с автомобиля - он может продолжать работать. Автомобилю нужно только подъехать к стенду диагностики.
Серия диагностических приборов, созданных для обслуживания новых моделей автомобилей, - это дорогостоящие устройства. Они предназначены не только для постов технического обслуживания, но и для мастеров (разработан переносной вариант). Выдавать диагноз они будут в двух формах: на экране дисплея и на специальном бумажном бланке. Такие приборы пока в стадии изготовления. Станции технического обслуживания получат их в конце текущего года.