Примерное время чтения: 11 минут
125

[Есть ответы] Ваши вопросы от 18.12.1987

Несколько лет я работал на тракторе для лесного хозяйства Алтайского завода. Очень неудобная машина! А потом появилась возможность поработать на японском тракторе. Сравнение явно не в нашу пользу. Почему наши конструкторы мало думают о людях, которым на их технике работать?

С. Кулиш, Хабаровск

На вопрос читателя отвечает заместитель директора ВНИИ технической эстетики В. М. МУНИПОВ.

МНЕ, как специалисту по эргономике, обидно, когда отечественная техника проигрывает зарубежной именно по своей ориентации на человека. Ведь эргономика именно нашей социалистической стране обязана своим рождением. Появление ее в 1921 г. - это реализация в технике социальных идей революции. Триединая цель эргономики - повышение производительности труда, сохранение здоровья работающего и создание предпосылок для развития личности с помощью конструкции машины. У нас есть блестящие теоретические и практические разработки 20 - 30-х гг. Но в последующие годы, когда человеческий фактор отошел на второй план, это было забыто.

Наши конструкторы сегодня либо вообще не знают о существовании эргономики, либо пытаются как-то учесть требования ее, когда в принципе проект машины готов. Но ведь эргономика не добавляется механически к конструкции или проекту, а во многом определяет их. По воплощению эргономических рекомендаций в промышленном изделии сегодня судят о его техническом уровне. Их игнорирование приводит к серьезным социально-экономическим издержкам. Сегодня выявилось, например, что советские дисплеи нельзя поставить в школе, так как они не отвечают требованиям эргономики и потому небезопасны для здоровья детей - ухудшают зрение, провоцируют некоторые заболевания. Минздрав СССР принял в этом году постановление об организации совета по гигиеническим проблемам компьютеризации. Совет проводит экспертизу и организовывает исследования по гигиеническим аспектам внедрения бытовых, школьных и профессиональных ЭВМ. Пока отечественные дисплеи не будут доведены до уровня необходимых требований, принято решение о закупке партии японского оборудования для школ.

Я далек от намерения все видеть в мрачных тонах. У нас есть и достижения. Оборудование кабин новых советских самолетов, которые в этом году демонстрировались в авиационном салоне во Франции, отвечает современным эргономическим требованиям. Некоторые станки завода "Коммунарас" находятся на уровне мировых достижений эргономики.

Однако я не склонен и приукрашивать сложившуюся ситуацию. К сожалению, по масштабам и темпам практического развития эргономики мы существенно отстаем от промышленно развитых стран. Прежде всего это относится к разработке эргономических проблем электронизации народного хозяйства, гибких производственных систем и автоматизированных систем, операторских пунктов атомных электростанций.

Катастрофы и аварии на АЭС в различных странах, причиной многих из которых являются ошибки операторов, резко обострили проблему надежности человеческого звена при эксплуатации, техническом обслуживании и испытании АЭС. Сейчас в мире все больше внимания уделяют анализу состояния пунктов управления АЭС, чтобы определить соответствие их требованиям эргономики.

Наш институт совместно с Киевским институтом автоматики завершил первый этап цикла работ по эргономической оценке и проектированию оборудования пунктов управления АЭС. Мы поняли, какие у нас есть недостатки, теперь будем переходить к исправлению их.

В целом в стране принята программа по разработке и внедрению в промышленность системы эргономического обеспечения проектирования, созданию и эксплуатации машин и оборудования. В ее осуществлении участвуют свыше 100 организаций 32 министерств.

За счет учета требований эргономики, по данным Госкомитета СССР по науке и технике, будет повышена на 20% эффективность создаваемых систем "человек-техника". Резко сократится число аварий и несчастных случаев на производстве. На 20 - 30% сократится время, необходимое для профессиональной подготовки специалистов. Научно - техническая программа органично увязана с программой научно-технического сотрудничества стран - членов СЭВ по проблемам эргономики.

Правда, высказываются опасения, что после перехода на самофинансирование и самоокупаемость предприятия могут начать экономить на эргономике. Попытки добиться за счет этого кратковременного улучшения экономического положения предприятия неизбежно приведут к трудностям в долговременном плане. В новых условиях, как подчеркивалось на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, предприятия не смогут успешно функционировать, не опираясь на научно-технический прогресс, - их продукцию просто не примет потребитель. Сегодня бессмысленно выходить на внешний рынок, не обеспечив высоких эргономических характеристик продаваемой продукции.

* * *

Говорят, что положение с сахаром будет еще хуже. И в то же время в газетах и по телевизору утверждают, что в этом году получен большой урожай сахарной свеклы, что склады переполнены сахаром.

В. Степочкина, Ставрополь

СЛУХИ о дефиците сахара усугубили и без того непростую ситуацию в торговле. В октябре реализация сахара в целом по стране увеличилась на 25%. В отдельных регионах цифры еще выше: в Эстонии - на 70%, в Армении - на 57%. В некоторых московских магазинах суточная продажа сахара возросла в 2 - 3 раза. Выстраиваются очереди, кое-где введены ограничения на продажу.

Как нам сообщили в Главпродторге Минторга СССР, выделенные республикам рыночные фонды сахара полностью покрывают необходимость в нем. Причем не только ту, что диктуется нормами рационального потребления не более 37 кг в год на человека (учитывается и сахар, содержащийся в кондитерских изделиях, вареньях и т. д.), но и соответствующую сложившемуся до 1986 г. спросу.

Однако решить проблему бесперебойного снабжения сахаром в условиях деформированного спроса нелегко: сколько бы его сейчас ни поступало в продажу, все будет тут же раскуплено. В третьем квартале этого года торговля дополнительно получила 200 тыс. т сахара. Решением Совета Министров РСФСР в четвертом квартале выделено для продажи еще 170 тыс. т. И все же далеко не везде положение удалось стабилизировать.

Первопричина сложившейся ситуации, конечно, самогоноварение. Усугубило положение в этом году то, что из-за погодных условий урожай сахарной свеклы - действительно богатый - был собран позднее обычного. Соответственно сдвинулась вся технологическая цепочка по ее переработке, так что в сентябре в некоторые регионы сахара поступило меньше, чем полагалось. Это способствовало слухам о дефиците сахара в стране. Вот почему в октябре и произошел такой резкий скачок в спросе.

Так к самогоноварению прибавилась еще одна причина перебоев в торговле - накопительство сахара под влиянием слухов. Рост ожидаемой в 1987 г. продажи сахара составляет 24% к уровню 1985 г. Сегодня годовое потребление сахара на одного человека у нас в стране - 44,3 кг (для сравнения: в США - 30 кг, ФРГ - 33,1 кг, Японии - 20,7 кг, Италии - 26,2 кг, во Франции - 34,7 кг).

Какой видят выход из создавшегося положения в Главпродторге? Как сказал заместитель начальника главка С. В. Воробьев, в 1988 г. сахара в продажу поступит на 10% больше, чем в нынешнем. Если он будет использоваться по своему прямому назначению, то его хватит на все - и на приготовление кондитерских изделий, и на варенья, и на консервирование. А для этого необходимо прежде всего усилить борьбу с самогоноварением.

По данным МВД СССР, в 1987 г. за нарушения, связанные с самогоноварением, привлечено к ответственности 390 тыс. виновных, более 100 тыс. осуждено. Это в 5 раз больше, чем в 1985 г. Велики и хищения сахара. За два года возбуждено около 1,6 тыс. "сахарных" уголовных дел. Но только силами милиции успешно бороться с самогоноварением очень трудно. Как говорил в одном из своих выступлении министр МВД СССР А. В. Власов, необходимо противопоставить самогоноварению, хищениям широкий гражданской фронт.

Т. КОРОСТИКОВА

* * *

Во время экскурсии по Москве гид рассказывал, что некоторые действующие церкви имеют годовой доход более миллиона рублей. Интересно, где они хранят такие крупные суммы? Если в банке, то, наверное, имеют с этого еще и проценты?

А. Селезнева, Ростов-на-Дону

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, в таких городах, как Москва, Ленинград, Воронеж, Куйбышев и другие, денежные поступления крупнейших действующих там православных церквей составляют около 1 млн. рублей. И у религиозных обществ, как упомянутых, так и с меньшим денежным оборотом, возникает потребность в хранении той части средств, которая остается после отчислений в органы духовного управления, выплаты зарплаты обслуживающему персоналу, закупки необходимой религиозной литературы и предметов культа и покрытия других нужд. В связи с этим всем им предоставлено право открывать текущий счет (беспроцентный) в учреждениях Госбанка СССР, а там, где их нет, в сберегательных кассах.

М. ЧЕРНОВ

* * *

Когда же от дискуссий о переводе футбольных клубов на хозрасчет Госкомспорт перейдет к практике?

С. Афанасьев, Москва

На вопрос отвечает ответственный секретарь федерации футбола СССР Госкомспорта СССР А. А. ПАРАМОНОВ.

ПЕРЕХОД футбольных команд на хозрасчет - дело сложное. Тут одного желания недостаточно, ведь речь идет о деньгах, и многое зависит от реальных возможностей той или иной команды.

Что же касается сегодняшнего положения дел, то совсем недавно была удовлетворена просьба перехода на самофинансирование команды "Днепр" (Днепропетровск), рассматриваются заявки еще нескольких команд, среди которых "Динамо" (Киев), "Спартак" (Москва), "Зенит" (Ленинград). По всей вероятности, они будут удовлетворены уже к концу этого года. Переход остальных будет осуществляться в последующем постепенно, по мере их финансовых возможностей.

* * *

Какие модели ВАЗ выпускаются сейчас и какие сняты с производства?

В. Дмитриев, Челябинск,

Л. Тузов, Киев,

В. Шишкин, Арзамас

КАК СООБЩИЛИ нам в пресс-центре Министерства автомобильной промышленности СССР, в 1985 г. сняты с производства ВАЗ-2101, ВАЗ-21011, ВАЗ-2103. В следующем, 1986 г. прекращен выпуск ВАЗ-2102. В 1988 г. будет выпущен последний автомобиль марки ВАЗ-21013.

В настоящее время выпускаются следующие модели: ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-2121 ("Нива"). В 1988 г. начнется производство "Оки" (ВАЗ-1111). Автомобиль марки ВАЗ-21099 планируется выпускать в конце этой пятилетки - начале следующей. В стадии проектирования находится автомобиль ВАЗ 2110.

* * *

Будут ли с 1 января 1988 г. предоставляться дополнительный оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет и неоплачиваемый - до двух лет?

Н. Проценко, Винница, и др.

КАК НАМ СООБЩИЛИ в Госкомтруде СССР, введение оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет и неоплачиваемого - до двух лет с 1 января 1988 г. не планируется. Это мероприятие предусмотрено на конец пятилетки.

* * *

В апреле этого года "Правда" сообщила, что среди сирийских коммунистов возникли разногласия, приведшие к расколу. Выражалась надежда, что это временное явление. А каково положение сейчас?

Л. Сухоруков, г. Кинешма

К СОЖАЛЕНИЮ, Сирийская компартия по-прежнему переживает нелегкие времена. А ведь это одна из самых старых и опытных партий арабского мира. Она была основана в 1924 г. и в отдельные периоды (до 1958 г.) объединяла как сирийских, так и ливанских коммунистов. Велик был вклад партии в развитие страны на различных этапах новейшей сирийской истории. И сейчас она входит в Национально-патриотический фронт Сирии, правительство, парламент (Народный совет), ее представители избраны в местные органы власти.

Однако в последние годы в партии, особенно в ее верхнем эшелоне, возникали довольно острые дискуссии по ряду теоретических, тактических, а также организационных вопросов. Речь шла, в частности, об оценке конкретных этапов развития страны, изменении структуры руководящих органов партии и т. д. В общем, возникающие разногласия удавалось преодолевать. Хотя кое-кто и отходил от партии, в целом единство ее рядов сохранялось.

Положение осложнилось, когда началась подготовка к созыву очередного съезда (предыдущий V съезд состоялся в 1980 г.). Попытка выработать единую позицию по составу руководящих органов не удалась. В результате обозначились две группы, каждая из которых провела в 1986 г. "свой" VI съезд. Во главе одной группы стоит Халед Багдаш, который был избран Генеральным секретарем СКП. Во главе второй - Юсеф Фейсал, многие годы занимавший пост его заместителя.

Факты свидетельствуют о том, что никаких идеологических или серьезных теоретических и даже тактических расхождений у них нет. Хочется выразить надежду, что раскол этот временный и сирийские коммунисты, обладающие немалым опытом работы в сложных условиях, сумеют объединиться.

П. ДЕМЧЕНКО, член редколлегии "Правды"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно