Примерное время чтения: 6 минут
66

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Вокруг самолета-нарушителя

Что будет с западногерманским летчиком, нарушившим воздушное пространство СССР? Где он сейчас? Было ли это сделано намеренно? Как произошло, что ему дали долететь до Москвы?

Этими вопросами журналисты буквально атаковали на брифинге в пресс-центре МИД СССР начальника Управления информации Г. ГЕРАСИМОВА.

На многие вопросы, которые возникают в связи с этим делом, пока не выяснен ответ. Прокуратура ведет следствие, выясняя как обстоятельства самого полета, так и причины, по которым он не был своевременно пресечен. Статья 84 Уголовного кодекса РСФСР за нарушение правил международных полетов (влет в СССР без установленного разрешения, несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки) предусматривает наказание - до 10 лет тюремного заключения или штраф до 1 тыс. руб. с возможной конфискацией судна.

Представителям посольства ФРГ в Москве было разрешено встретиться с М. Рустом. Пока трудно сделать заключение, был ли его поступок хулиганством, или он был продиктован более серьезными намерениями. Однако из западногерманской, в частности гамбургской, печати (в авиаклубе этого города Руст проходил летную подготовку), стало известно, что он тщательно готовился к полету - прорабатывал по карте и макету маршрут, изучал особенности длительного полета на малых высотах, обсуждал с опытными летчиками возможности незаметного пересечения границы, готовил самолет, который был специально облегчен, но в который были вмонтированы дополнительные баки с горючим.

Советские истребители совершили облет вторгшегося самолета после пересечения им границы, но почему-то не пресекли его полет. Те, кто не выполнил служебный и воинский долг, понесут наказание.

* * *

В Москве, пишет близкая к ХДС "Рейнише пост", сейчас проверяют, не стоял ли кто- нибудь за спиной западногерманского пилота, не стал ли он легковерной жертвой далеко идущего плана. Одной из причин, по которой СССР мог бы придерживаться такой точки зрения, указывает газета, служит хотя бы тот факт, что полет нарушителя совпал по времени с двумя важными политическими событиями: совещанием Политического консультативного комитета государств - участников Варшавского Договора в Берлине и завершившимся в Москве VII конгрессом международного движения "Врачи мира за предотвращение ядерной воины", на которые ожидали широких откликов. Вместо этого, констатирует газета, в центре внимания западных средств массовой информации М. Руст.

"Рейнише пост" не сбрасывает со счетов и такого предположения: поскольку доверие к Советскому Союзу на Западе возросло, противники разрядки стремились спровоцировать СССР на пресечение нарушения границы боевыми средствами, что позволило бы взбудоражить общественное мнение, "изолировать Советский Союз и блокировать переговоры по разоружению в Женеве".

По всем телепрограммам ФРГ, да и других западных стран сейчас гоняют отснятые в Москве "одним туристом" кадры, запечатлевшие посадку самолета. По мнению "Аугсбургер альгемайне", эти кадры выполнены на хорошем профессиональном уровне. Не так просто поверить в то, указывает газета, что у места посадки самолета совершенно случайно оказался оператор-профессионал.

Между тем, как стало известно, гамбургский журнал "Штерн" заключил с родителями пилота контракт на публикацию материалов, связанных с инцидентом. Глава семейства наотрез отказался сообщить журналистам сумму сделки. Стоит отметить также, что непосредственно после того, как стало известно о нарушении воздушного пространства СССР, кельнская газета "Экспресс" так процитировала родителей М. Руста: "Вся эта история - не его заслуга".

"Бильд" помещает фотографию самолета Руста на фоне гостиницы "Россия" и репортаж о состоявшемся на месте посадки разговоре руководителя туристической группы из ФРГ Гюнтера Райхеля с пилотом. "Я подбежал к самолету и спросил Руста, откуда он прилетел.

- Из Хельсинки, летел пять часов.

- Знаете ли вы, что вас ожидают серьезные проблемы?

Руст пожал плечами".

"Вельт" сообщает, что видеофильм о посадке Руста, демонстрировавшийся по западному телевидению, был получен корреспондентом американской телекомпании Эн-би-си в Москве С. Гилмором от "неизвестного иностранного туриста", который сам позвонил ему и предложил купить видеокассету с 11-минутным фильмом. После того как с фильма была снята копия на профессиональной высококачественной аппаратуре, материал был отправлен в Нью-Йорк через Гамбург.

По материалам печати ФРГ

* * *

Комментаторы французских средств массовой информации отмечают, что авантюры, подобные нарушению воздушного пространства СССР самолетом, пилотируемым гражданином ФРГ, вполне возможны и в отношении других стран, располагающих самыми современными и совершенными средствами ПВО. В последние годы во Франции, пишет газета "Юманите", несколько летчиков, несмотря на запреты, смогли без помех либо облететь Париж, либо совершить посадки своих самолетов вблизи резиденции президента страны - Елисейского дворца. 18 октября 1981 г., напоминает газета, небольшой самолет, принадлежавший частному лицу, пролетел под сводами Триумфальной арки в самом центре столицы, а 10 августа прошлого года спортивный одномоторный самолет приземлился прямо на Елисейских полях.

* * *

От подобного случая не гарантирована ни одна страна. Несмотря на всю ультрасовременность противовоздушной обороны и применение самолетов - радаров АВАКС над своей территорией. США не всегда перехватывают самолеты контрабандистов, пробирающиеся с юга, со стороны Рио-Гранде и Мексиканского залива. Во Франции туристские самолеты обманным образом садятся на Елисейских полях, в двух шагах от президентского дворца, а недавно из столичной тюрьмы "Санте" был организован побег заключенного с помощью зависшего над крышами вертолета. Когда речь идет о полете на низкой высоте, радары либо вообще слепы, либо лишены возможности просматривать значительные секторы пространства, чем может воспользоваться любой нарушитель.

"Монд", Париж

* * *

Збигнев БЖЕЗИНСКИЙ:

"Русские проделали то, на что у американского военного и политического руководства не хватало мужества, а именно: наказать военных руководителей, когда допущен существенный провал. Мы потеряли морских пехотинцев в Бейруте, фрегат "Старк" подвергся обстрелу, в результате которого было убито почти 40 человек, но тем не менее никто за это уволен не был. Я думаю, что русские показали нам пример, как надо брать на себя ответственность и как отвечать на такие вещи".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно