На очередном брифинге в пресс-центре МИД СССР, отвечая на вопросы о расследовании по делу гражданина ФРГ М. Руста, нарушившего воздушное пространство СССР, первый заместитель начальника Управления информации МИД СССР Б. Д. Пядышев сказал, что важно выяснить мотивы действий, М. Руста, определить, действовал ли он в одиночку или в сговоре, правильно квалифицировать его поступок с точки зрения уголовного законодательства. Если судить по западногерманским источникам, полет Руста готовился продуманно и тщательно. Советская сторона пока ничего не утверждает, мы хотим разобраться, а для этого требуется время.
Приводим в изложении статью из западногерманского журнала "Шпигель", в которой описываются некоторые факты, предшествующие и сопутствующие полету самолета, пилотируемого М. Рустом.
Матиас Руст, как рассказывает его отец - инженер одной из фирм, - пробыв год учеником банковского служащего, оставил это занятие и уже с 17 лет тренировался для получения любительских летных прав на самолетах гамбургского аэроклуба, предоставляющего такую возможность за относительно низкую плату. В 18 лет он сдал экзамен, налетав за год 40 летных часов, из них 15 - самостоятельно. Для оплаты обучения Руст подрабатывал в одной из фирм, а оплатить приобретение удостоверения летчика, стоящее 10 тыс. марок, помогли родители.
По свидетельству инструктора аэроклуба, пишет "Шпигель", Руст после получения летных прав налетал с августа прошлого года еще 50-60 часов, что значительно превышает норму. Обучающийся обладал способностью к летному делу, "схватывал все на лету" и сдавал экзамены без единой ошибки.
Родители утверждают, что Матиас был неспособен пускаться сломя голову в авантюры, "всегда обдумывал все совершенно точно". И никогда не интересовался политикой.
Последнее подтверждается и кельнским отделением ведомства по охране конституции, в памяти компьютеров этой службы фамилии Руста не содержится.
13 мая все было уже подготовлено к полету: нанесены опознавательные знаки, заполнен план-маршрут полета по странам Западной Европы. Самолет "Сессна-172" был арендован на две недели по цене 138 марок за полетный час.
Этот летательный аппарат американского производства, выпускавшийся с 1955 и вплоть до прошлого года, пользуется среди летчиков популярностью, несмотря на имеющиеся недостатки по сравнению с более новыми моделями. Это легкий самолет с поршневым мотором мощностью 100 л с. и максимальной скоростью 222 км/час. Оборудованный баками повышенной емкости (240 л), он способен летать 8 часов, преодолевая до 1500 км. Самолет легко управляем, что позволяет лететь на нем на высоте верхушек деревьев. Для посадки достаточно пробега в 150 м.
Обстоятельства подготовки Руста к полету выглядели для его коллег странно. Упомянув, что он готовится к 25-часовому перелету над морем, он ни с кем не обсуждал детали такого рода полетов. Самостоятельно демонтировал 3 из 4 сидений - как казалось, для ночевок в самолете из-за нехватки денег в пути.
Перелетев из Норвегии в Хельсинки, Руст обратил в аэропорту на себя внимание тем, что, обозначив в качестве следующего пункта близкий Стокгольм, он пожелал взлететь с полными топливными баками и явно торопясь. В 12.21 при ясной благоприятной погоде самолет взял курс сначала на запад, затем оказался над запретной военной зоной Финляндии, после чего исчез на некоторое время с экранов радаров. На расстоянии 25 км от Хельсинки был обнаружен вновь двигавшимся к побережью на юг, потом в восточном направлении. Вскоре он окончательно исчез с экранов радаров, что выглядело как падение в море. На поверхности воды было обнаружено масляное пятно, водолазы береговой охраны тщетно исследовали дно в поисках обломков.
Полет продолжался на высоте нескольких десятков метров. Граница была пересечена в районе эстонского города Кохтла-Ярве. Далее полет проходил, видимо, вдоль железной или автомобильной дороги Ленинград - Москва.
Эксперты НАТО утверждают, что современные военные радарные системы реагируют лишь на объекты, летящие выше 200 - 300 м и со скоростью более 200 км/час. В районах, через которые летел Руст, интенсивно работает сельскохозяйственная авиация, которая в большинстве своем не уведомляет детально о полетных планах службу воздушного движения.
В 19.21 самолет Руста сделал три круга над Красной площадью и Кремлем, выбирая место посадки. Через 6 мин. он приземлился на середине Москворецкого моста и "припарковался" к остановке автобуса недалеко от Кремлевской стены и храма Василия Блаженного.
Выбравшись из самолета, Руст представился собравшимся, посчитавшим, что они присутствуют при съемке фильма, "инженером из Западной Германии" и начал раздавать автографы на листочках бумаги. Свидетели утверждают, что некоторые были привезены уже подписанными...
Подготовил В. ЗАДЕРА