Примерное время чтения: 7 минут
162

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. "БОИНГ" ДАЕТ ТРЕЩИНЫ

"ПРОШУ РАЗРЕШЕНИЯ на аварийную посадку", - запросил в 18.25 диспетчеров токийского аэропорта Ханэда пилот рейса 123 японской авиакомпании ДЖАЛ Масами Такахама. Через три минуты он доложил, что его "Боинг-747" неуправляем. А через 20 минут самолет рухнул в горах в окрестностях Токио...

С начала этого года, сообщает японская газета "Асахи ивнинг ньюс", в различных странах мира произошло уже шесть катастроф авиалайнеров фирмы "Боинг".

В сентябрьском номере журнала "Тайм" приводится печальная хроника наиболее крупных аварий этих самолетов за последние несколько месяцев.

Февраль, 19. "Боинг-727", 148 погибших.

Июнь, 23. "Боинг-747", 329 погибших.

Август, 12. "Боинг-747", 520 погибших.

Август, 22. "Боинг-737", 54 погибших.

Напомним, что из шести с лишним тысяч авиалайнеров, построенных и эксплуатируемых в настоящее время на Западе, почти 4 тыс. сделаны на заводах "Боинга". По всему миру самолеты этой фирмы рекламируются как "непревзойденные" с точки зрения безопасности.

Однако события последних месяцев показали всю несостоятельность утверждений об "абсолютной надежности" "Боингов".

Тем более заверения в особом внимании к безопасности служат слабым утешением родственникам тех, для кого полет на "Боинге" оказался последним.

Разве может оставить безучастным горе жены Масакацу Танигучи - одного из пассажиров трагического рейса 123 японской авиакомпании ДЖАЛ, успевшего написать ей записку, пока многотонный лайнер, потерявший управление, швыряло в воздухе из стороны в сторону, как щепку, в течение долгих 22 минут. В записке было всего три слова: "Позаботься о детях". 26-летняя Марико Шираи в своей записке, наверное, выразила чувство отчаяния, охватившее всех пассажиров этого рейса: "Страшно, мне страшно, помогите, я не хочу умирать".

Приводя эти факты, мы вовсе не хотим смаковать детали трагедии, унесшей 520 человеческих жизней, как и расписывать жуткие подробности других авиакатастроф. Не будем "отбивать хлеб" у западной прессы, предлагающей на обложках журналов и первых полосах газет фотографии обломков разбившихся самолетов и изуродованных тел, потрясающие своим натурализмом. Сочувствуя семьям погибших и понимая, что, к сожалению, авиакатастрофы еще случаются, мы хотели бы выяснить, произошли ли они по стечению роковых обстоятельств, как утверждают западные средства массовой информации, или же есть все-таки иные причины, о которых предпочитают умалчивать.

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ в этом. "Боинг-747" N 8119, разбившийся 12 августа, эксплуатировался японской компанией ДЖАЛ с 1972 г. Это широкофюзеляжный самолет, вмещающий 550 пассажиров в отличие от стандартного варианта "Боинга-747", рассчитанного на 390 человек. Для этого было увеличено количество кресел, уменьшены расстояния между ними, более узкими сделаны проходы. Интенсивно использовался на коротких маршрутах, таких, как Осака-Токио. В общей сложности произвел 18 830 взлетов и посадок.

Любая авиакомпания, и тем более претендующая на высокий уровень технического обслуживания, должна производить тщательное обследование самолета в целях обнаружения "усталости" металла через каждые 10 тыс. взлетов и посадок. Как сообщил сотрудник ДЖАЛ, "в какой-то степени эта программа инспекций была осуществлена" (?!), но почему она не выявила следов "усталости" металла на самолете N 8119, остается неизвестным.

Авиакомпания, разумеется, может привести в свое оправдание то обстоятельство, что фирма "Боинг" в рекламных целях и в условиях жесткой конкуренции с другими самолетостроительными компаниями установила завышенный гарантийный срок эксплуатации своих машин. Однако этот и другие многочисленные факты, ставшие известными в последнее время, свидетельствуют об откровенном пренебрежении бизнесменов от авиации к требованиям безопасности.

Выяснилось, например, уже после гибели рейса 123, что один из "Боингов-747" компании "Джапан эйрлайнз" совершал полеты на международных линиях с поврежденной дверью, которая была закреплена "только клейкой лентой". А экстренные проверки японских "Боингов" показали, что на 23 машинах имеются серьезные дефекты: трещины в переборках, отделяющих герметизированную пассажирскую кабину от хвостовой части самолета, плохо затянутые болты, трещины в хвостовом оперении и т. д.

Газета "Майнити" писала, что престижу компании "Джапан эйрлайнэ" нанесен серьезный удар. И сможет ли его восстановить самоубийство высокопоставленного сотрудника ДЖАЛ, который, как сообщает японская пресса, в своем письме просил считать его смерть извинением со стороны авиакомпании?

Но что же все-таки послужило непосредственной причиной катастрофы самолета N 8119?

В ХОДЕ РАССЛЕДОВАНИЯ выяснилось, что специалисты компании "Боинг" некачественно произвели ремонт перегородки в хвостовой части самолета. Дело в том, что еще в 1978 г. в аэропорту г. Осака самолет N 8119, совершая посадку, задел хвостовой частью взлетно-посадочную полосу. При этом 30 человек на его борту получили ранения и была повреждена перегородка, обеспечивающая герметизацию салона.

Ремонт был произведен из рук вон плохо. Вместо того чтобы использовать единую пластину для сращивания двух соседних панелей перегородки, специалисты "Боинга" использовали два отдельных куска. Кроме того, во время ремонта был установлен лишь один ряд заклепок вместо требуемых инструкцией двух. Быстрее на линию, в полет, за прибылью! Как видим, хваленого высокого качества работ, которое, по утверждению западной пропаганды, "присуще лишь капитализму", и в помине не было.

Специальная правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы "Боинга" представила две увеличенные фотографии поврежденной поверхности перегородки, на которых видны полосы, свидетельствующие об "усталости" металла. Как выяснилось, фирма "Боинг" все в тех же целях саморекламы сознательно завышала и срок износа металла на своих самолетах.

В полете, ставшем для "Боинга" N 8119 последним, перегородка треснула и произошла быстрая разгерметизация салона. Воздух через трещину устремился со скоростью звука в негерметизированную хвостовую часть, что вывело из строя рули управления.

Но причина катастрофы, считают специалисты, не только в ремонте на скорую руку и "усталости" металла. "Имеется сильное подозрение, - заявил заведующий отделом гражданской авиации министерства транспорта Японии Ясуо Мисимура, - что авария вызвана конструктивными дефектами самолета".

Сейчас "Боинг компани" усиленно выкручивается. Как утверждают японские газеты, фирма пытается оказать давление на участников расследования, с тем чтобы убедить их в "полной случайности" происшедшей трагедии.

НЕ БЛЕЩУТ особым качеством и установленные на "Боингах" двигатели американской компании "Пратт энд Уитни". Только за последние два года из-за неполадок в их работе произошло по крайней мере пять аварий, в том числе катастрофа "Боинга-737" в Манчестере (54 погибших).

Но несмотря на трагические события последних месяцев, в США был осуществлен контроль лишь 25% всех двигателей этой марки. Дело-то ведь хлопотное и дорогостоящее. На технический осмотр одного двигателя у трех механиков уходит не менее 8 часов, а время, как известно, - деньги, тем более в разгар летнего сезона.

Чарльз Миллер, бывший инспектор по вопросам безопасности Совета по гражданской авиации США, который, видимо, хорошо знает, о чем говорит, объяснил так "философию" владельцев авиакомпании! "Главное для них - прибыль, а безопасность - потом".

"Боинг", как известно, один из крупнейших поставщиков военной продукции Пентагону (подробнее см. "АиФ", 1985, N 34), в том числе и боевых самолетов. Именно самолеты, построенные на заводах "Боинг компани", бомбили Хиросиму и Нагасаки, несли смерть и разрушения в Корее и во Вьетнаме. "Боинг" умеет делать деньги на войне.

Последние катастрофы гражданских авиалайнеров увеличили список жертв "Боинга". Действительно, ради прибыли бизнес готов идти на что угодно, в том числе и рисковать человеческими жизнями.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно