Доводилось слышать, будто в посольстве США в Москве существует должность специального "чиновника по правам человека". Хотелось бы узнать, чем он занимается.
В. Петров, Коломна
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, в конце 70-х годов в госдепартаменте США было создано специальное управление по правам человека. Оно занялось не проблемой нарушения прав американцев с черной кожей, индейцев, выходцев из Латинской Америки и других этнических меньшинств, не предоставлением женщинам равных прав с мужчинами, не многомиллионной армией безработных и бездомных. Нет, в срочном порядке во все американские посольства, прежде всего в социалистических, а затем и в других странах, направляются люди на должность "сотрудников по правам человека", в обязанности которых вменен "сбор и передача в госдепартамент и другие федеральные ведомства США сведений о нарушениях прав человека в стране пребывания".
Бывший редактор русской службы "Радио Свобода" О. Туманов так охарактеризовал деятельность такого "сотрудника по правам" в Москве: "Занимающего эту должность американского дипломата на "Свободе" именуют не иначе как "наш человек в посольстве". Он, встречаясь в Советском Союзе с людьми, для которых не существует понятия "Родина", собирает и передает на "Радио Свобода" всяческие сплетни и слухи, которые после соответствующей обработки идут в эфир. А для стимуляции своих "информаторов" он сообщает одновременно, кто из них "заслужил поощрение" в виде посылок из-за рубежа, денежных переводов и других подачек. Одним из мест подобных встреч служит московская хоральная синагога.
Кстати, члены религиозной общины и сам раввин синагоги, у которых подобная деятельность американцев вызывает вполне естественное возмущение, неоднократно обращались в посольство США с просьбами прекратить использование культового заведения в качестве ширмы для своих неблаговидных дел. Но в посольстве, где якобы "пекутся о правах верующих в СССР", к этим призывам остаются глухи.
В конце прошлого года из посольства США в Москве за деятельность, несовместимую с дипломатическим статусом, был выдворен ряд американцев, в том числе специализировавшийся на "правах человека в СССР" второй секретарь М. Матера. Тогда госдепартамент решил "убить двух зайцев" - сэкономить деньги и задействовать рвущуюся на работу во внешнеполитическое ведомство США жену одного из работников отдела культуры и прессы посольства Кэтлин Кавалек, назначив ее на должность "сотрудника по правам человека в СССР".
Казалось бы, в условиях перестройки нашего общества, расширения демократии и гласности работать по линии "прав человека" американке нетрудно, но не тут-то было. Решив, видимо, что "если проблемы нет, на до ее создать", К. Кавалек развивает просто невиданную активность ведь надо как-то "оправдывать доверие". Ее девизом становится "ни секунды покоя".
И вот она встречается с теми, кому по соображениям сохранения государственных и военных секретов отказано в выезде из СССР на постоянное жительство в США и Израиль и кто готов за соответствующую мзду хаять нашу жизнь.
Следует заметить, что Кавалек - не единственная в посольстве США, кто "увлекается" подобной деятельностью. Ей "помогают", и достаточно рьяно, второй секретарь Э. Ирвинг, атташе Р. Сокота и даже первый секретарь Дж. Ордвей.
А чего стоила одной советской гражданке, которая по вполне понятным причинам просила не упоминать ее фамилии, попытка вступить в брак с американцем! Когда она приехала в США, ее муж, узнав, что она не намерена "переходить в американскую веру" и отказываться от советского гражданства, просто-напросто начал ее бить. Хорошо, что у нее остались деньги на обратный билет в СССР... А ведь именно в консульском отделе посольства США в Москве ее очень настойчиво "убеждали" отказаться от гражданства СССР и принять американское, предупредив, что в противном случае "у нее могут быть неприятности с визой"... Она смогла устоять перед таким "соблазном".
А многие из тех, кто не сумел или не захотел этого сделать, ныне обивают пороги наших представительств в США, каются в совершенных ошибках и умоляют пустить на Родину.
Американской администрации следовало бы больше думать о правах человека в собственной стране, а не выискивать через своих посольских чиновников всякого рода отщепенцев, выдавая их за "носителей истинных моральных и духовных ценностей ".