Всем нам приходилось слышать сетования по поводу низкого качества медицинской помощи в нашей стране (часто вполне справедливые) и похвальные отзывы о медобслуживании в развитых капиталистических странах. Не умаляя действительных достижений западной медицины, особенно касающихся медицинского сервиса, обратим внимание на тот факт, что там, где "балом правит капитал", всегда есть возможности для серьезных злоупотреблений, в том числе и в медицине.
Предлагаем вниманию читателей статью "Ядовитый плод заблуждений в области медицины", опубликованную французским научно-популярным журналом "Съянс э вий".
ДВА удручающих сообщения были недавно опубликованы в западной прессе. Первое поступило от корреспондента французской газеты "Монд" в Стокгольме; с 1941 по 1975 г. 13 тыс. шведов были принудительно стерилизованы в соответствии с законом, принятым в 1940 г. по рекомендации "Института расовой биологии", подчиненного Уппсальскому университету. Следовательно, были стерилизованы люди, которые в "расовом отношении" не соответствовали желаемым гигиеническим нормам или которые казались носителями "наследственных пороков", развращенности, испорченности, в частности ненормального интереса к сексуальности.
Эта отвратительная практика шокирует, тем более что она применялась врачами и что она продолжалась в течение 35 лет в стране, отличающейся высоким научным и моральным уровнем. Она указывает также на чрезвычайную опасность соблазна евгеники (реакционное учение об улучшении биологической природы человека, в основе которого лежит деление людей на биологически полноценных и неполноценных), поскольку шведские врачи и соответствующие власти испытывали сильную склонность к ней, подобно тому как "санитарные" власти третьего рейха также были охвачены иллюзией "очищения расы".
В эти годы шведы панически боялись опасности "гебефрении", т. е. шизофрении, и думали, что со временем она явится угрозой для всего шведского населения. Однако подлинными шизофрениками были сами деятели, повинные в продолжительной чудовищной операции по массовой стерилизации, и если следовать их логике, то сегодня следовало бы стерилизовать именно их самих.
Это свидетельствует о еще большей необходимости всесторонней медицинской информации и открытой публичной дискуссии. В самом деле, создается впечатление, что нынешний министр здравоохранения Швеции ничего не знала о стерилизации 13 тыс. человек. Она говорит, что была "изумлена" этим известием. Что касается нас, то мы изумлены тем, что она изумлена, т. е, что она только сегодня узнала об операции, которой одной хватило бы, чтобы покрыть позором какую угодно страну.
И нам приходится лишь удивляться заявлению шведского правительства о том, что оно не намерено расследовать это дело. Такое расследование позволило бы по крайней мере установить не только ответственных за это дело, но и сам дьявольский механизм, с помощью которого демократическая страна встала на путь аморальных маневров, противоречащих правам человека.
Не менее поражает вторая информация, опубликованная в "Нью-Йорк таймс". Выяснилось, что по крайней мере с 1963 по 1971 г. в США сотни человек были подвергнуты различным формам облучения. Так, например, в тюрьме штата Вашингтон 64 добровольца были подвергнуты облучению большими дозами. В тюрьме штата Орегон облучению подверглись 67 заключенных.
Можно было бы подумать, что за это им были сокращены сроки тюремного заключения? Отнюдь! Им заплатили по 5 - 10 долл. за сеанс облучения, плюс 100 долл. в конце "обработки". В Ричленде (штат Вашингтон) 14 человек были погружены в тритий - реактивную воду. Это позволило установить, что человек поглощает тритий в 4 раза быстрее, чем крыса.
В отличие от Швеции палата представителей США провела официальное расследование. Уже известно, что эти эксперименты были прерваны министром юстиции в 1976 г., когда многие заключенные возбудили судебные дела против федерального правительства. Можно было бы сослаться, по крайней мере в данном случае, на то, что заключенные были добровольцами. Но добровольцами для каких опытов? Разве они знали, например, что их подвергали опасности ракового заболевания? И почему, кстати, возникла необходимость в добровольцах? И какой смысл вкладывается в смехотворное вознаграждение, которое им было предложено?
Итак, понадобится ли (перефразируя Клемансо) решить в один прекрасный день, что медицина - дело слишком серьезное, чтобы ее можно было доверять медикам?..