Полностью статья опубликована в журнале "Коммунист Украины", 1987. N 2.
В последнее время в печати много пишут о труде и отношении к нему. Но если о хорошей работе, так же как и о лодырях, которые и так видны, пишут часто, то о "квалифицированной" подделке под труд и об умельцах создавать видимость работы, как правило, не говорится. Думается, что показать облик имитатора труда, бюрократа, примазавшегося к перестройке, было бы полезно для их обнажения с тем чтобы в последующем можно было преодолеть эти негативные явления.
А. Новожёнов, Самарканд
По мнению редакции, автор письма затрагивает вопрос, являющийся сегодня чрезвычайно актуальным. Ему посвящена статья В. ПЛАТОНОВА.
* * *
ОСНОВА распределения материальных благ в социалистическом обществе - работа. Кто не работает, тот не ест - принцип социализма. Справедливый принцип. Но нельзя не видеть и того, как он подвергается искажению. Объективно жизненное кредо, способ деятельности части людей направлены против нашего коллективного благополучия.
Действительно, -имитация работы в последние годы получила определенное распространение. Имитатор даже о простых вещах говорит сложно, заумно, с апломбом знатока, он декларирует и навязывает другим тезис о своей сверхзагруженности и сверхважности осуществляемого им. Имитатор-руководитель хорошо владеет искусством бюрократа. Имея практическую возможность обслужить всех, он отказывает многим из-за равнодушия, лени, чванства, корысти, нежелания вникать в суть дела.
Здесь следует принять во внимание, что отказ по существу отличен от отказа из-за проволочек в решении вопроса. Первый нормален и не вызывает негативных реакций отказ же из-за проволочек выводит трудящихся из нормального жизненного ритма. В этом зло имитаторов и имитации.
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ИМИТАТОРА-РУКОВОДИТЕЛЯ
Имитатор-руководитель часто выступает как борец за новую технику, научную организацию труда, ему свойственны неожиданные и немотивированные решения по отношению к подчиненным. Например, непрерывные перестановки и перемещения сотрудников позволяют имитатору-руководителю не только запугивать коллектив, но и присваивать результаты совместного труда, делая их анонимными по отношению к любому члену коллектива (за исключением себя).
Есть и такая разновидность имитатора-руководителя, который умеет выхолащивать суть дела, создавая впечатление деловитости, пуская в ход пустые разговоры. Постепенно вполне ясная задача, обсужденная большим количеством лиц, обрастает множеством толкований, мнений и становится почти недоступной для выполнения. Назначение одного ответственного лица за выполнение принятого решения, определение срока исполнения, представление результата в таких случаях предостерегают от негативных последствий.
КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ
Псевдосложность - позиция, метод, позволяющие имитатору отделять себя от простодушных и добросовестных людей и требовать дополнительных, незаслуженных льгот. Не умея на равных покорять непознанное, имитатор нагромождает декорации и демонстрирует активность, полагая, что общество будет воспринимать его как настоящего труженика. К сожалению, нередко так и бывает. Во всех этих случаях с точки зрения имитаторов целесообразно противодействовать хорошей работе, нагромоздив на ее пути искусственные сложности.
Сотрудник, работающий рядом, может стать препятствием на пути создающего видимость работы, если это способный, энергичный, честный человек. В этом случае он объективно противодействует карьеристским и меркантильным планам имитатора, за что последний может прибегнуть к дискредитации делового сотрудника в коллективе.
Творческий человек получает удовлетворение от самого процесса труда. Он часто не претендует на признание своих заслуг. Однако таким образом накапливается ничейный положительный результат, который искушает имитаторов, всегда готовых к его присвоению. Следовательно, в подобных ситуациях во имя интересов дела важно, чтобы автор, достигший положительного результата, получил свою меру признания.
ДИАГНОЗ И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
Существование имитатора обусловлено средой, в которой он действует, и личными качествами, развившимися в такой среде. К имитаторам, например, относятся те, кто ставит своей целью не работу, а личный успех, использует свои способности для уклонения от реального дела, паразитирует в ущерб ему, тормозит его по одному только ему известным причинам.
Среди имитаторов и те, кто дезориентирует руководителей и исполнителей своими некомпетентными советами, использует демократическое законодательство для обвинений в адрес ближайших руководителей и в обоснование своей бездеятельности нервничает и никак не может начать работать хорошо, потому что остальные (по его мнению) работают плохо. Есть и такие, которые свою задачу видят в различных заострениях вопроса, но не в конкретной работе.
Особенно активны те, кто считает себя непризнанным талантом и потому не упускает случая торпедировать чужой результат, отмахивается от собственных обязанностей, не соответствует своей должности, которой часто хочет соответствовать и для этого много и без толку работает. Есть среди них показушники, сводящие всю работу к отдельным демонстрационным моментам лжеобщественники, бурно изображающие общественную активность в целях уклонения от прямых обязанностей по работе.
Имитатор труда никогда не работает по существу, спокойно, деловито, в контакте с коллективом. Его производственной деятельности всегда присуща агрессивность, неопределенность. Фактически он эксплуатирует общество и, естественно, как всякий эксплуататор, стремится повысить эффективность своего "дела".
Каким образом трудовые коллективы должны преодолеть проявления имитации труда? Ответ сформулирован в документах XXVII съезда КПСС: с помощью инициативы, организованности, контроля. Каждый коммунист, каждый сознательный гражданин понимает, что благо народа зависит от результата его труда. Сегодня ведется большая работа по мобилизации трудящихся на высокоэффективный труд. Она многопланова и требует общих усилий.
Например, возьмем вопрос о численности управленческого аппарата. Его, безусловно, следует сокращать: для функционирования предприятия при добросовестном руководстве и активном трудовом коллективе в большом административном аппарате принципиально нет нужды. Он необходим предприятию для выполнения самоконтроля собственной деятельности. Эта потребность объективна, поскольку социализм не существует без учета. В то же время мы не должны разбазаривать ресурсы на сверхучет и контроль: перекос в этом деле приводит к подмене дела, учета, контроля их имитацией.
Органы контроля проверяют в основном отчетность и по ней судят о положении дел. Но если бы эта система контроля и учета была эффективной, то другие каналы информации не имели бы смысла. В действительности это не так. При всем зле и аморальности анонимной информации этот канал еще, к сожалению, не перекрыт. Совершенствование системы контроля как формы непосредственного участия масс в управлении и снятие с должностных лиц обязанности реагировать на анонимные сигналы - две стороны единого процесса демократизации общества.
Контроль должен обладать и репрессивной функцией, но не это основа его деятельности. Он должен быть конструктивным средством. Для этого нужно не формально, а по существу изучить ситуацию, предложить решение и, главное, помочь его осуществить.