Предлагаем вниманию читателей беседу нашего корреспондента И. Солганик с журналистом-международником Э. РОЗЕНТАЛЕМ, автором книг "Хиппи и другие", "Парадоксы протеста" и др.
КОРР. Вы написали несколько книг о западной молодежи. В них говорится и о наших молодых людях, подражающих своим зарубежным сверстникам. Не кажется ли вам, что "подражательство" - слишком упрощенное объяснение явлений, которые на самом деле значительно серьезнее?
РОЗЕНТАЛЬ. Факт тем не менее остается фактом: и хиппи, и панки, и фанаты, и рок-музыка пришли к нам с Запада, и в этом смысле можно говорить о подражательстве наших молодых людей. Что же касается аргументов, объясняющих этот факт, то тут вы правы: дело значительно сложнее.
Сразу, например, возникает вопрос: почему многие наши юноши и девушки подражают западным сверстникам? Причин этому немало.
Начну с той известной истины, что молодежная контркультура возникла на Западе как альтернатива бездуховности жизни, как протест против системы, которая сводит жизненные интересы к потребительству. Сама по себе социалистическая система не может породить подобного протеста, ведь социализм наряду с ростом материальных благ имеет целью и расцвет духовной жизни. Однако законы любой социальной системы - и социализм тут не исключение - сами по себе сделать ничего не могут, они реализуются в деятельности конкретных людей, а люди нередко интерпретируют их весьма своеобразно. Оттого и сами законы проявляются далеко не всегда так, как требует их объективная природа.
Я не буду повторять здесь всего того, о чем мы сейчас открыто и честно говорим и пишем, против чего боремся. Хочу только заметить, что бюрократизм, формализм, взяточничество, лицемерие и прочие негативные явления, имевшие (и имеющие еще) место в нашей жизни, не могут не отразиться на мировоззрении молодых людей. Прежде всего - молодых, ибо они чувствуют несправедливость и фальшь особенно остро.
Вот и давайте скажем еще одну горькую правду: наши идеалы потускнели в их глазах. Ведь дети воспринимают социальный идеал прежде всего от родителей. А родители долгие годы в кругу семьи говорили одно, а на собраниях - совсем другое. Комсомол и школа пытались застолбить этот идеал в сознании молодежи с помощью административных методов и громких лозунгов.
Но дело в том, что молодые люди не могут жить без живого примера, без живых героев, и в том случае, если их рядом не оказывается, они нередко обращаются к иным героям и ценностям. И когда, скажем, слышат задушевный голос Севы Новгородцева из Би-би-си: ребята, станцуем рок, - танцуют рок. И вешают на стены фотографии кумиров: рокера Мика Джеггера или Пола Маккартни.
КОРР. Иначе говоря, вы полагаете, что западная пропаганда играет здесь вторичную роль?
РОЗЕНТАЛЬ. Убежден, что это именно так. Хотя часто мы выдаем следствие за причину. Западная пропаганда (музыка, кинофильмы, видео и прочее) заполняет идеологический вакуум, который образуется в сознании молодежи. Сам же этот вакуум - результат наших просчетов.
Молодежная агрессивность и демонстрации доморощенных "нацистов", сборы на лестницах и балдеж под гитару, драки на стадионах и охота за модной тряпкой - все это вещи одного порядка, результат вакуума.
КОРР. Это, разумеется, не относится ко всей молодежи?
РОЗЕНТАЛЬ. Пытаться определить, сколько и какой молодежи у нас, - напрасный труд, ведь серьезно такими подсчетами никто не занимался.
Сегодня в среде молодых, как и взрослых, есть много честных людей, которые скромно и самоотверженно трудятся и совершают героические подвиги, как это было при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС или при спасении пассажиров "Адмирала Нахимова". Степень героики труда всегда определяется прежде всего степенью осмысления его полезности, для чего, разумеется, вовсе не обязательно дожидаться экстремальных ситуаций. Убежден, что при наличии настоящего дела и осознании его полезности, подавляющая часть нашей молодежи проявит лучшие качества людей социалистического общества.
Это не исключает того, что есть среди молодых и такие, которые заразились "болезнью" некоторых взрослых. Они громче других выкрикивают правильные лозунги, а под их шумок делают личную карьеру. Эти, пожалуй, будут пострашнее панков или фанатов.
КОРР. Если я правильно поняла, молодежные проблемы, по-вашему, выходят за рамки чисто возрастные?
РОЗЕНТАЛЬ. Мне лично не по душе эпитет "молодежная". Даже в применении к культуре. Я вспоминаю детство и юность: у нас не было молодежной музыки. Песни пели общие и танцы танцевали общие. В, том числе и те, что приходили с Запада - никто не называл, например, танго или фокстрот молодежными танцами или музыкой. В одной из песен тех лет вот этот феномен слитности интересов объяснялся так: "...потому что у нас каждый молод сейчас в нашей юной, прекрасной стране". Думаю, что основная цель перестройки состоит в том, чтобы вернуть стране дух ее молодости. И тогда, уверен, исчезнет и разделение музыки, культуры на молодежную и немолодежную.
КОРР. Культуре, как известно, противостоит бескультурье, в котором часто обвиняют современную молодежь. Вы с этим согласны?
РОЗЕНТАЛЬ. На мой взгляд, у определенной и весьма значительной части молодежи действительно отсутствует гражданская культура, которую не могут заменить ни высшее образование, ни поголовная компьютеризация. Мы сейчас немало говорим о необходимости самовыражения молодежи, развития у нее социальной и политической инициативы. Все это правильно, но на голом месте они не возникнут, им необходима прочная культурная основа. Речь идет о культуре, которая помогает утвердить человеческое достоинство, осмыслить свое место и призвание в жизни; не только знать свои права и обязанности, но и уметь реализовать их на деле; научиться самостоятельному творческому мышлению.
Но приобщиться к этой культуре можно, только приобщившись к тем богатствам, которые накопило человечество. Чему, скажем прямо, мешает чрезмерное потребление телевидения, легкого чтива, развлекательства вообще. Очень важно также восстановить то, что я назвал бы провалами исторической памяти.
КОРР. То есть?
РОЗЕНТАЛЬ. Постараюсь объяснить. Ну вот скажите мне, к примеру, как вы относитесь к Шамилю? Да, к тому самому, что руководил освободительным движением горцев Дагестана в 20-х годах прошлого века. В мою бытность школьником и студентом он дважды был хорошим и дважды плохим. В зависимости от того, как к нему относился кто-то, кто решал все за всех.
Можно, конечно, привести примеры и из более близкой истории. При таком вульгарно-субъективном подходе к истории становится вульгарной и сама культура, исчезает то "самостоянье" человека, о котором так хорошо сказал Пушкин.
Самостоянье - это именно то, что больше всего необходимо человеку, как зрелому, так и молодому. А приходит оно через "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам". Причем "любовь к отеческим гробам" не следует, разумеется, понимать буквально.
Проблемы молодежи можно решить только в комплексе всех задач, стоящих перед страной. И прежде всего - через продолжение до логического конца той огромной работы, что мы начали, через восстановление правды во всей ее полноте. Этим мы вернем себе и уважение наших детей. А детям - коммунистический идеал, очищенный от всего наносного и чужого, что накопилось за предыдущий период. Идеал, выше которого не знает история.