Примерное время чтения: 6 минут
94

ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКА. Цену политики спроси у психоаналитика

У общественных процессов и явлений, кроме политических, экономических, классовых аспектов, еще одна сторона - медико-психологическая, точнее, психоаналитическая. За процессами стоят люди, а у людей бывают комплексы. Об этом наш корреспондент С. ОСИПОВ беседует с психоаналитиком С. АГРАЧЕВЫМ.

- Откуда они взялись, эти комплексы?

- Понятие "комплексы" ввел в психологию ученик Зигмунда Фрейда Карл Густав Юнг. Самый известный из комплексов - неполноценности - впервые описал другой его ученик, Альфред Адлер. В обиходе этим термином описываются всяческие психические сложности, связанные с неполноценностью явной, а чаще кажущейся. Причиной комплексов фрейдисты считают некие давно забытые, но сохранившиеся в подсознании переживания детства: ребенок испугался собаки или темноты, его когда-то не пожалела мама, или папа не разрешил забить гвоздь в полированный сервант...

- Могут ли комплексы проявляться не на уровне одного человека, а на уровне групп людей или даже наций?

- То, что в быту называется комплексом, на самом деле - невроз, неосознанный внутренний конфликт. Существуют неврозы индивидуальные и массовые. К числу последних психоанализ относит все массовые идеи, к которым человечество относится некритически. Например, религию(но хочу сразу оговориться, что психоанализ не задается вопросом о существовании Бога), коммунизм, национализм... Попросту, массовые идеи - это неврозы, черты которых проявляются у большинства членов данного общества.

- Но общество всегда было одержимо самыми различными идеями, и, более того, эти идеи вместе с техническим прогрессом двигали вперед развитие человечества.

- Массовое поклонение идеям - не обязательно зло. Будучи убежденным атеистом, сам Фрейд высказал мысль, что коллективный невроз помогает каждому члену общества справиться со своим индивидуальным неврозом. "Сливаясь каплей с массой", люди в каком-то смысле чувствуют себя лучше психологически - эдакое братство во неврозе.

- Сейчас, похоже, наступило такое время, когда более дефицита материальных благ мы ощущаем дефицит идей.

- Положение о коллективном неврозе появилось в психоанализе в схожей ситуации. В 20-30-х гг. религия в Европе сдавала позиции. В результате наступила массовая невротизация населения, оказавшегося один на один с собственными комплексами.

В обществе, подверженном коллективному неврозу, каждый чувствует себя тем более психологически комфортно, чем сильнее его вера в объединяющую идею. Когда же такая идея- невроз терпит крах, человек оказывается у разбитого корыта. Этого и следовало ожидать: глобальная идея, объединявшая всех в общем неврозе, - не лекарство, а наркотик.

- Тем не менее все эти фрейдистские штучки про комплексы пришли к нам именно со свободного Запада.

- Говорят, что комплексы -это привилегия сытых и свободных. Их провоцирует не низкий уровень жизни, а неопределенность сегодняшнего, а стало быть, и завтрашнего дня. Невротизация - это та цена, которую человек платит за усиление в себе личностного начала. А у личности есть сложности, болячки, комплексы, присущие только личности и неведомые "колесику и винтику".

- Но стоит лишь взглянуть на лица фанатиков на любой нашей демонстрации...

- Да нет же, подавляющее большинство людей, подверженных коллективному неврозу, с точки зрения психиатрии совершенно нормальны. В нашей сегодняшней жизни провоцирующих причин для проявления чувства неполноценности больше чем достаточно: империя развалилась, с экономикой дела плохи, национальные чувства страдают...

Для здорового человека распад империи не должен быть такой уж большой душевной травмой. Но у большинства в детстве была своя собака, которая испугала, или папа, который не дал молоток, или еще что-то. Для многих распад СССР проявляется как личная трагедия вовсе не потому, что все они какие-то там "красно-коричневые", "твердолобые", "коммунисты" и т. д. Просто их личный комплекс неполноценности "сработал" именно так! Это их беда, а не вина.

- Не потому ли тоталитарная идеология получила столь широкое развитие в СССР и Германии, что заняла позиции, оставленные религией?

- Замещение одной массовой идеи другой вполне возможно. При этом, к сожалению, часто бывает так, что более сложная и гуманная идея (например, христианская) подменяется более примитивной и нравственно уродливой (национал-социализм, коммунизм). Взять хотя бы примеры некоторых республик бывшего Союза, где коммунистическая идея плавно перетекла в национальную. Как говорил польский политический деятель Адам Михник, "национализм - последняя стадия коммунизма". Но, похоже, в России на смену старой идеологии еще долго не придет ничего нового. Может быть, это и к лучшему и поможет каждому справиться с его собственными комплексами.

- Есть общество, но есть и конкретные политики, влияющие на общественные процессы. Многие из них, похоже, имели достаточно причин считать себя неполноценными. Взять хотя бы "большую тройку": Черчилль был невероятно толст, Сталин ряб и сухорук, а Рузвельт передвигался в инвалидной коляске.

- Комплекс неполноценности возникает у любого ребенка, поскольку тот мал, неумел, слаб и всецело зависит от своих родителей. Это рождает так называемый "мужской протест" (не связан с каким-либо полом) и "волю к власти": ребенок требует к себе равного отношения, хочет доказать, что он все может сделать сам. Впоследствии отсюда проистекает желание выделиться - стать властителем людей, умов, капиталов...

Многие великие диктаторы были людьми малорослыми - Наполеон, например.

Если бы Адольфа Гитлера в свое время признали гениальным художником, "фюрером германского народа" стал бы Рем, или Гесс, или кто-то другой.

- Так что комплекс неполноценности - своеобразный двигатель прогресса?

- Сплошь и рядом невротик перетолковывает свои симптомы как свои достоинства. Иногда, пытаясь компенсировать мнимую неполноценность, человек может реально многого достичь.

Наверняка каждому приходилось сталкиваться с людьми, с виду очень уверенными в себе, но как бы слегка пережимающими с этой уверенностью. Можно заподозрить, что тут все как раз наоборот: человек, действительно уверенный в себе, не должен ежеминутно доказывать это.

- Означает ли это, что такие люди стремятся сделаться начальниками?

- Зачастую так и происходит. Но одно дело, когда обладатель комплекса неполноценности руководит свинофермой, и совсем другое - когда он возглавляет целую страну. Такой государственный деятель, сам того не подозревая, будет выяснять отношения со своими комплексами при помощи самого доступного ему механизма - государственной политики.

- ...И много таких политиков?

- А вы посмотрите, что творится в нашем мире! Историю припомните! Таких вождей, королей, ханов, рейхсканцлеров и президентов, как правило, помнят веками.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно