Наша "Правда" издается уже на нескольких языках и свободно распространяется во многих странах Запада. Появятся ли у нас в продаже газеты и журналы США, Франции, Испании?
Э. Хвиловский, Одесса
Нам не нужны западные развлекательные, порнографические издания, но почему бы не продавать у нас серьезные политические, экономические газеты и журналы, издаваемые на Западе?
И. Мокроусов, студент
Начну с цитаты из газеты "Правда": "Наше общество по природе своей - общество думающее, размышляющее, открытое для дискуссий, сопоставления различных точек зрения, соревнования умов и талантов". К этому следует добавить, что грамотность и патриотизм советских людей, наверное, выше, чем в любой другой стране. Почему же газета "Правда" издается на Западе, а мы до сих пор не получаем их газет на русском языке? Кто и почему не доверяет советским людям?
П. Мазурик, Москва
С такими же примерно вопросами в редакцию обращались В. Поспелов из Ленинграда, Е. Ялова из Жданова и десятки других читателей.
Давайте вместе попытаемся в них разобраться.
Что ж, "Правда" действительно вот уже второй год регулярно выходит в свет в США на английском языке, как и на других языках в некоторых западноевропейских странах.
Сразу скажем, что в СССР поддержали идею западных издателей оперативно знакомить читателей с новостями нашей страны, как говорится, из первых рук. Такой источник информации особенно важен в условиях, когда на Западе издается немало газет и журналов, порой тенденциозно освещающих жизнь в Советском Союзе, нашу внешнюю политику.
В то же врем" выпуск газеты, тем более на иностранном языке, дело непростое и дорогостоящее. Нужно не только набрать, сверстать и отпечатать полосы, но и иметь большой штат переводчиков, с тем чтобы подготовка номера занимала не недели, а дни. Сложность своей работы признают сами издатели "Правды", в частности глава компании "Ассошиэйтед паблишерс" из штата Миннесота Ч. Кокс, который недавно сетовал на возникающие у него трудности, в том числе и технического характера, на страницах журнала "США: политика, экономика, идеология" (1987, N 8). И это в стране с высокоразвитой полиграфической базой, стране, выпускающей многие тысячи наименований изданий.
Там же он говорит о весьма высокой стоимости подписки на "Правду" в США. Из-за этого круг ее читателей ограничен - ее выписывают главным образом университеты, правительственные ведомства, организации бизнеса, библиотеки и подобные им учреждения. То есть доходит она главным образом до специалистов.
Поэтому было бы преувеличением считать, что "Правду" можно встретить чуть ли не в каждом газетном киоске и что она доступна широкому американскому читателю. Впрочем, ему не доступны и американские солидные издания из-за их цены и ориентации на серьезные проблемы. Рядовой американец читает в основном местные газеты.
В равной степени было бы не совсем верным утверждение, что в СССР вообще нет доступа к западной прессе. У нас есть издание, не имеющее аналогов в других странах, - газета "За рубежом", дающая представление о прессе многих стран мира.
Иностранная западная печать имеется в библиотеках, ведомствах, научных учреждениях, редакциях газет и журналов, появляется в киосках гостиниц "Интурист". Тут же могут возразить, что до рядового читателя эта пресса не доходит.
Да, это так. Вопрос, почему?
Некоторые наши читатели объясняют это исключительно недоверием, желанием скрыть от людей то, чего им "знать не положено". Другие высказывают мнение, что в условиях гласности, демократизации и перестройки у советских людей достаточно знаний и убеждений, чтобы правильно разобраться, в любой информации. С этим трудно не согласиться. Ведь прекратили же глушение "Голоса Америки" и "Би-би-си" и "ничего не произошло", наоборот, если судить по письмам в нашей редакционной почте, интерес к "голосам" упал. То же самое, вероятно, произошло бы и с западными изданиями, которые для некоторых остаются запретным, а значит, и сладким плодом - и если снять с них ореол запретности, то подавляющее большинство убедится, что плод-то этот отнюдь не первосортный.
Вопрос, скорее, не в том, созрели ли мы для чтения западной прессы или нет. Сомневаться в этом могут лишь те, кто мыслит старыми категориями, от которых давно пора отказаться во времена всемирного радиоэфира и грядущего непосредственного телевещания из космоса. Дело в другом, готовы ли мы заплатить цену (и не идеологическую, а вполне осязаемую, в долларах) за продукцию западных журналистов.
Возьмем конкретный пример. Газета "Нью-Йорк таймс" выходит ежедневно на 120 - 150 страницах, а в воскресенье - на 300 - 350 полосах. Это весьма увесистое издание, доставка которого из-за океана в Европу обходится в копеечку. А точнее (со стоимостью подписки) в 572 долл. в год. Если предположить, что в каждый киоск "Союзпечати" будет поступать, скажем, по 10 экземпляров этой газеты (а киосков у нас в стране около 40 тыс.), то нетрудно подсчитать, что только на "Нью-Йорк таймс" (не говор" уже о других газетах и дорогих иллюстрированных журналах) мы должны были бы ежегодно выкладывать 230 млн. долл.!
Сколько для этого нужно было бы поставить на Запад не так просто дающегося нашим нефтяникам "черного золота" или срубить леса? Или сколько можно было бы закупить мяса, масла, которые мы еще, к сожалению, вынуждены импортировать?
Это, так сказать, экономический аспект.
Но есть и другой. Нужна ли нам вся эта информация за такие деньги?
Во-первых, она все так же будет доступна в основном людям, владеющим иностранным языком. Вопрос об издании на русском языке газеты объема "Нью-Йорк таймс" реально сейчас стоять не может, хотя бы из-за острого дефицита у нас полиграфического оборудования, бумаги и т. п.
Во-вторых, до 70 - 80% объема многих западных изданий занимает реклама товаров, которые в нашей стране не производятся и не продаются.
В-третьих, в части западных изданий, особенно крайне правых, публикуются материалы с идеями, с распространением которых у нас мы просто-напросто не можем согласиться, - это пропаганда войны, фашизма, национализма и расовой нетерпимости, эротики и порнографии и т. д.
В то же время, наверное, было бы неплохо иметь возможность купить в наших киосках серьезные западные издания, ведь советские люди вполне разберутся, что есть что. Вопрос в том, как решить эту проблему практически.