Менеджеры в США - "деловая элита", "управленческий класс", как обычно называют их, - традиционно считаются привилегированным слоем, "душой американских самоувековечивающихся институтов". Каково сегодня их положение в условиях меняющейся экономической ситуации в стране? Об этом рассказывает американский журнал "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт" в обстоятельной статье под одноименным заголовком.
ВПЕРВЫЕ ПОЧТИ ЗА ПОЛВЕКА американский менеджмент переживает явление, которое можно назвать великой управленческой безработицей. За последние 5 лет корпорации сократили почти на полмиллиона число менеджеров среднего и высшего звена с опытом работы свыше 3 лет. Предполагается, что к 1990 г. к ним прибавится еще 400 тыс. Ни одна компания не гарантирована от этого, и менее всего корпорации, слывшие среди делового истеблишмента столпами стабильности: подверглись повальным сокращениям штаты преимущественно "белых воротничков" телекомпаний Си-би-эс, корпораций "Америкэн телефон и телеграф". "Америкам эйрлайнз" и даже ИБМ, считавшейся надежным оплотом занятости.
"ТЕСТ НА КРЕПОСТЬ БРАКА"
Наиболее драматическим открытием для новой волны безработных "белых воротничков" является понимание того, насколько изменилось положение на рынке наемного труда за последние 20 - 30 лет. Ситуация, в которой после долгих лет успешной карьеры оказались лица, привыкшие представлять интересы многомиллионного бизнеса, выявила повышенную психосоциальную уязвимость этой группы. Стресс, переживаемый людьми, которые, уже готовились к уходу на пенсию, но оказались брошены на произвол судьбы, психологи приравнивают к потрясению, испытываемому во время землетрясения или развода.
Чем более добросовестен был работник в прошлом, тем мучительнее он переживает отказ от его услуг. "Это как ушат холодной воды на голову, даже если вы предвидели, что это будет большой удар, по самолюбию, - говорит один из бывших директоров крупной фирмы. - Вы постоянно чувствуете, что совершили какую-то ошибку и подвели компанию". Уволенные менеджеры подвержены "болезням безработицы": депрессиям, импотенции, повышенному риску инфекционных заболеваний и алкоголизма. В штате Нью-Йорк 55% безработных мужчин и 25% женщин относятся к "сильно пьющим", в то время как среди занятых - 41 и 11%.
Безработица - это своеобразный тест и на крепость брака. Уровень разводов в этот период особенно высок, поскольку потеря статуса опоры семьи - тяжелый удар дня бывших руководителей.
Их социальный инфантилизм проявляется в том, что многие после увольнения ждут приглашений от других компаний, вместо того, чтобы учиться, как искать возможности трудоустройства. Другие пытаются найти работу, соответствующую прежнему статусу - по роду работы, престижности, зарплате. Это нелегко. Уволенные менеджеры принадлежат к одной из немногих профессиональных групп, вероятность вторичного найма членов которой снижается - с 76% в 1984 г. до 72% в 1986 г.
Причин этого несколько. Всякая корпорация является пирамидально-бюрократической системой, и, выпав из одной, трудно занять ячейку в другой. Еще более худшим обстоятельством является скрытая, а то и откровенная дискриминация по возрасту. Предпочтение многих компаний к найму и выдвижению более молодых работников объясняется меньшей оплатой их труда, большей готовностью к перемещениям и более легкой адаптацией к специфике корпораций.
В начале 1986 г. 42% работников старше 55 лет, уволенных в предыдущие 5 лет, остались не у дел, тогда как в группе 45 - 54-летних - только 14%. Сроки поиска работы в среднем увеличились: в группе 55 - 64-летних - до 27 недель, 45 - 54-летних - до 24, 25 - 34-летних - 18 недель.
Менеджеры с черным цветом кожи теряют работу намного чаще, поскольку обычно занимают должности во вспомогательных подразделениях, первыми подвергающихся сокращению.
Даже для избежавших "чисток" менеджеров они не проходят бесследно. Чувство вины, неуверенность, напряженность, нервозность и страх за свою судьбу вряд ли способствуют продуктивному труду.
"ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ" УВОЛЬНЕНИЕ
Большие компании обычно стараются со вниманием отнестись к увольняемым менеджерам. "Дженерал электрик", например, заранее, за месяц или более, уведомляет служащего об этом, дает консультации по трудоустройству, предоставляет пособие по случаю завершения карьеры, исходя из стажа и возраста увольняемого. В течение года за уволенным сохраняется право пользоваться социальной и медицинской помощью из страховых фондов компании.
Некоторые корпорации предлагают работникам ранний выход на пенсию, используя в качестве стимула денежную компенсацию, обычно в размере недельной зарплаты за каждый проработанный год. "Ранняя отставка" означает значительное уменьшение размера пенсии (например, в 55 лет - на 50% от максимально возможного по достижении пенсионного возраста в 65 лет). В обстановке неуверенности относительно будущего и перед угрозой быть уволенным в первую очередь многие принимают этот вариант.
Однако поддержка увольняемого морально и материально не является обязательной. Уволенным можно оказаться буквально на следующий день без всякого выходного пособия.
В Вашингтоне поговаривают, что правила пенсионного обеспечения, направленные против меняющих работу, нуждаются в изменении, с тем чтобы они не наказывали тех, кто делает это вынужденно; ныне тем, кто старше 30, такая перемена стоит 1/4 будущей пенсии, а сменившие работу дважды теряют половину.
НОВЫЙ СТАРТ
Для менеджеров средней руки поиски новой работы в среднем длятся 4,5 месяца (в 1985 г. - 6 месяцев). Существует не совсем точное мнение, что каждые 10 тыс. долл. жалованья требуют дополнительно месяца поисков. Для тех, кто находит работу, она в среднем на 8% вышеоплачиваема, хотя это обычно работа в более скромном бизнесе. В США 3/4 работников занято в фирмах со штатом менее 500 человек, и служебные перспективы в них довольно благоприятны для опытных и трудолюбивых бывших руководителей корпораций. Хотя новая работа требует адаптации, она дает большее удовлетворение, поскольку менее напряженна и предоставляет большие возможности для участия в принятии решений.
Перемены более выражены для тех, кто начинает свой собственный бизнес (таких примерно треть), а 7% бывших управленцев начинают совершенно новую карьеру.
Типичным является обзаведение небольшим предприятием - авторемонтной мастерской, небольшой типографией, открытие консультационно-исследовательских пунктов, в том числе и по проблемам трудоустройства, и т. п. Поначалу многие испытывают чувство ущемленное™ от утраты прежнего статуса, особенно перед соседями и родственниками. Примерно через год многие начинают считать, что происшедшая перемена - лучшее событие, случившееся в их жизни. Однако облегченное отношение к собственному бизнесу как к хобби и игре является причиной того, что только половина из открывших свое дело имеет шансы преуспеть.
СТАРОЕ ДОБРОЕ ПРАВИЛО
Проблема безработицы "белых воротничков", видимо, станет вскоре первоочередной. Это влияет на привычное представление американцев о работе. Некоторые считают, что поставлен под вопрос традиционный негласный контракт между менеджерами и их нанимателями - что профессионалы управления будут лояльны компании в обмен на гарантированное использование компанией их навыков. Высококвалифицированные работники сегодня принимают кредо, которого издавна придерживались индустриальные рабочие, - что единственно надежным социальным контрактом является честно выполненная и соответственно оплаченная работа, проделанная за день. Другие говорят, что увольнения и требование краткосрочных ближайших результатов могут подавлять новаторство.
Свидетельством опасений, что "чистки" среди менеджеров угрожают существованию верноподданного компетентного ядра профессионалов-управленцев, являются попытки некоторых компаний избегать увольнений или по меньшей мере смягчать их значение такими эвфемизмами, как "сокращение сил", "сужение масштабов" или "услуги по перемещению".
Пока, однако, нет свидетельств того, что компании терпят урон от увольнений, напротив: широко бытует мнение, что они необходимы для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности американской промышленности. Оценивать эффект такого воздействия еще рано, но адаптация к новым условиям уже происходит.
Психологи рекомендуют отставным командирам индустрии для сохранения психически полноценной и содержательной жизни больше внимания уделять семье, другим людям, церковно-благотворительной деятельности. Хотя немногие высказали бы желание быть уволенными, число тех, кто считает, что жизнь не заканчивается с получением розовой карточки (уведомления об увольнении, - Ред.), возрастает.
Подготовил В. ЗАДЕРА