Примерное время чтения: 6 минут
349

СЛОВАРЬ ПЕРЕСТРОЙКИ. Совместные предприятия

СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, создаваемые на территории СССР с участием иностранного капитала - относительно новая для нас форма экономического сотрудничества с Западом. Это стало возможным благодаря глубоким изменениям, происходящим сейчас в системе управления и планирования народным хозяйством СССР, в перестройке внешнеэкономического механизма.

"Что нам дает создание совместных предприятий"? - спрашивает Н. Сачков из Воронежа. - Совместные предприятия дают возможность дополнительного привлечения в нашу страну новейшей техники и технологии, лицензий для положительного влияния на решение ряда социально- экономических задач, стоящих перед народным хозяйством. Речь идет о повышении технического уровня структуры производства, увеличении выпуска конкурентоспособной продукции для экспорта, насыщении внутреннего рынка качественными промышленными и потребительскими товарами, услугами.

Читатель К. Соинов из Кызыла Тувинской АССР задает вопрос, в чем проявляется заинтересованность зарубежных фирм при участии в таких предприятиях? Какие преимущества эти предприятия имеют по сравнению с обычными?

Что касается заинтересованности западных фирм в подобном сотрудничестве, то их в первую очередь привлекает у нас возможность более эффективного, чем у себя дома, приложения своего свободного капитала, быстрого внедрения своей продукции на новом рынке сбыта, использования более дешевого сырья и материалов.

Совместные предприятия имеют определенные преимущества перед традиционными формами внешнеэкономических связей. Дело в том, что советский и зарубежный партнеры, совместно используя имущество, будут и совместно решать многие вопросы, касающиеся практически всех сторон их хозяйственной деятельности, включая снабжение, кредитование, производство и сбыт продукции. И от того, насколько успешно будет налажено общее дело, какая техника будет применяться в производстве - будут зависеть объем и качество выпускаемой продукции, уровень затрат, а также и величина прибыли (или убытков) от реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках.

"Войдут ли совместные предприятия в состав нашей плановой системы управления? Как здесь будет происходить снабжение и сбыт продукции, кто на нее будет устанавливать цены?" - интересуется Т. Семенов из Черкесска Ставропольского края.

Совместные предприятия не являются "чисто" социалистическими производственными предприятиями и в отличие от последних не входят в состав отраслевых министерств и ведомств. До них не будут доводиться государственные плановые задания, но им не гарантирован и сбыт их продукции.

Они могут самостоятельно согласовывать цены на производимую продукцию, закупать нужные им товары либо у наших предприятий, либо за границей по принципу максимальной выгоды. При реализации своей продукции на рынках капиталистических стран совместные предприятия могут использовать развитую сбытовую сеть западного партнера. В этом случае продукция может облагаться более низкими таможенными пошлинами в сравнении с обычным экспортом в эти страны. Свои отношения с предприятиями и организациями внутри нашей страны совместные предприятия будут регулировать с помощью хозяйственных договоров.

Но поскольку их хозяйственная деятельность все же должна осуществляться в соответствии с общими задачами и целями развития народного хозяйства СССР, они не могут не координировать свою работу с советскими государственными органами. В основном она будет проводиться на основе пятилетних и годовых планов производственной и валютно- финансовой деятельности, которые совместные предприятия самостоятельно разработают и представят в соответствующие государственные организации с последующим включением их в единый государственный план.

Подобная "привязка" к народнохозяйственному плану создает для совместных предприятий благоприятные условия в снабжении сырьем и материалами, обеспечении транспортом. Следует отметить, что снабжение совместных предприятий может быть обеспечено не только через территориальные органы Госснаба СССР и внешнеторговые организации, но и через систему оптовой торговли средствами производства, сфера применения которой постепенно расширяется.

"Какую часть прибыли будут давать совместные предприятия в бюджет страны?" - хотят знать Фисташков из Тирасполя, Г. Синецкий из Уфы и др.

Самым большим взносом, который совместные предприятия должны вносить в госбюджет, является налог на прибыль - 30%. Он вносится после формирования на предприятии резервного и ряда других фондов, предназначенных на производственное и социальное развитие коллектива. Затем оставшаяся часть чистой прибыли распределяется между советскими и иностранными партнерами пропорционально их долевому вкладу в уставный фонд. Напомним, что доля советской стороны в нем составляет не менее 51%.

Прибыль, которая причитается иностранному участнику при вывозе ее за границу, как правило, в свободно конвертируемой валюте, облагается дополнительным налогом в размере 20%. И еще один немаловажный момент. В течение первых двух лет эти предприятия освобождаются от уплаты налогов; в дальнейшем, в случае необходимости, им могут быть предоставлены и определенные налоговые скидки. Помимо этого они освобождаются и от уплаты таможенных пошлин на ввозимое оборудование и машины, за счет которых формируется уставный фонд предприятия.

"А если иностранный партнер расторгнет соглашение, что он теряет?" - задает вопрос Н. Чайка из Чернигова.

Наше государство гарантирует иностранному партнеру не только вывоз прибыли, но и перевод за границу его вклада в денежной, товарной формах в случае его выхода из данного совместного предприятия. Безусловно, что такой порядок создает у заказчика фирм твердую уверенность в завтрашнем дне.

"Много ли будет на совместном предприятии иностранных рабочих, специалистов? Как будут регулироваться трудовые отношения наших соотечественников? Кто будет руководителем?" - спрашивает Бурко из Риги.

На совместном предприятии главным образом будут работать советские рабочие и служащие, что же касается привлечения иностранных граждан, то их численность будет очень незначительна. В основном, это будут руководители некоторых служб и высококвалифицированные технические специалисты, часть из них наряду с нашими специалистами будет входить в состав дирекции, на которую возложено руководство текущей деятельностью этих предприятий. Генеральным директором будет советский гражданин.

Деятельность совместных предприятий будет осуществляться в рамках советского законодательства. И это принципиально важно. Особенно, что касается регулирования трудовых отношений советского персонала, занятого на совместном предприятии. Все условия, которые связаны с приемом и увольнением, оплатой труда, режимом работы и отдыха советских граждан, работающих на этих предприятиях, их социального обеспечения и социального страхования будут регулироваться нормами советского трудового права. Поэтому высказываемые иногда опасения по поводу возможной эксплуатации советских людей частным капиталом, на наш взгляд, безосновательны. Более того, для рабочих и служащих на этих предприятиях возможно введение более высокой оплаты труда по сравнению с отечественными предприятиями, выпускающими аналогичную продукцию. Правда, предполагается, что и производительность труда и качество продукции при этом будут более высокими.

Капиталистические страны являются наиболее вероятными нашими партнерами? - интересуется В. Дедов из Новосибирска.

Многие развитые капиталистические страны проявляют интерес к налаживанию сотрудничества с нами в различных отраслях народного хозяйства. Уже заключены первые соглашения о создании совместных предприятий с фирмами Японии, Италии, ФРГ, Финляндии. Итак, дело за практическим осуществлением этих предложений.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно