Миланская газета "Доменика дель коррьере" о деятельности американского Агентства национальной безопасности (АНБ).
ИЗ 200 ПЕРЕПЛЕТЕННЫХ в зеленую кожу страниц, из которых состоит подписанный 8 декабря в Белом доме Р. Рейганом и М. Горбачевым советско-американский договор о евроракетах, более 60 посвящены проверке этого исторического соглашения. Речь идет о тщательном контроле с целью удостовериться, что 2611 советских и американских ракет будут действительно уничтожены в соответствии с договором и никто не попытается нарушить правила игры.
"Но кто нам гарантирует, что русские действительно будут соблюдать свои обязательства?" - заявил на днях один из вашингтонских сенаторов, которому в ближайшее время предстоит ратифицировать договор. Ответ на это дал сам Р. Рейган на встрече с конгрессменами при закрытых дверях. "Если Москва все же нарушит договор, - заявил с уверенностью президент, - мы сразу это заметим. Ведь поистине ничто не может укрыться от глаз Агентства национальной безопасности".
В прошлом американская администрация отрицала даже само существование этого учреждения, расшифровывая его английскую аббревиатуру фразой, означающей "такого агентства нет". Сведения о нем, циркулировавшие в американской столице, были всегда скудны. Известно было лишь, что его штаб-квартира, которой руководили военные из Пентагона, находилась в Форд-Миде, среди лесов между Вашингтоном и Балтимором.
ОБОШЛИ ЦРУ
Бюджет этого сверхагентства был и остается государственной тайной. Но он наверняка не скудный, судя по тому, что штат агентства - более 70 тыс. работников различного ранга, как гражданских, так и военных, включая 10 тыс. специалистов по языкам и диалектам всего мира.
Даже ЦРУ, которое считалось до сих пор оплотом американских секретных служб, имеет, по оценке, сделанной в конгрессе, бюджет в 6 раз меньше, чем АНБ. Вашингтонским журналистам всегда было очень трудно, а то и невозможно выяснить, кто именно работает в этом огромном пентагоновском агентстве. Большая часть руководителей и сотрудников называли фальшивые имена и адреса, и никто из них не желал признавать, что работает в организации, которая официально не существовала.
Однако вашингтонским журналистам удалось выяснить кое-что насчет этого агентства. В конце концов стало известно имя его директора - генерала Уильяма Одома. Но кто этот человек, выдвинувшийся из никому не известного круга военных разведчиков? Известно наверняка лишь следующее: ему 55 лет, он был помощником военного атташе посольства США в Москве и, наконец, он курит трубку. И это все.
Совсем недавно под нажимом прессы Пентагон решился, однако, приоткрыть двери сверхагентства. Тщательно отобранная группа журналистов была приглашена в Форт-Мид, но полученные ими сведения все равно оказались весьма скудными. "В Форт-Миде нам показали только отдельные офисы, не указав, чем они конкретно занимаются, а также огромные подвальные помещения с полами, покрытыми серым паласом, - сказал один из членов группы. - Там же нам продемонстрировали гигантские компьютеры - мозг АНБ, к которым нам, однако, не разрешили приблизиться".
Кроме того, мы увидели несколько человек с яркими пропусками, висевшими на шее. Пропуска были трех различных цветов: зеленого - для весьма немногих лиц, имевших право свободно передвигаться из одного отдела в другой и запрашивать "информацию любого характера"; желтого - для чинов Пентагона и ЦРУ, посещающих Форт-Мид, и, наконец, красного - для посетителей без командировочного предписания, в частности журналистов.
Любой человек, вступающий в помещение агентства, подвергается строжайшему контролю. Бывает даже, что специальные агенты вторично устанавливают его личность. В этих нередких случаях его магнитный пропуск вводится в компьютер, который и выдает немедленно целый ряд сведений о нем, начиная с отпечатков пальцев. Но чем объясняется вся эта секретность? Причины стали известны совсем недавно в результате расследования деятельности АНБ, проведенного конгрессом. Именно тогда с данными и цифрами в руках удалось установить, что агентство по масштабам опередило даже ЦРУ, которое считалось до сих пор самой крупной организацией в этой сфере.
ТАЙНЫЕ СОВЕТНИКИ ПРЕЗИДЕНТА
"На самом деле вся разведывательная деятельность в нашей стране, - заявил бывший вице-президент США Уолтер Мондейл, - основана прежде всего на сведениях, получаемых из АНБ". Даже самые ответственные решения Белого дома, начиная с решений о военном вмешательстве, принимаются, как правило, на основе докладов, которые Форт-Мид ежедневно представляет президенту.
Самой сильной стороной агентства всегда были его технические средства: в его распоряжении 4120 мощных центров прослушивания, размещенных на многочисленных наземных базах, а также на борту кораблей, подводных лодок и самолетов США, курсирующих по всему миру.
ВСЕСЛЫШАЩИЕ УШИ
АНБ имеет возможность собирать и анализировать почти повсеместно (в том числе в Италии) радиограммы, телефонные переговоры (идущие по микроволновым каналам через спутник), электронные сигналы любого типа, включая волны, испускаемые сигнализацией в квартирах и противоугонными устройствами автомобилей.
Всякого рода сигналы и тексты, "украденные" в различных уголках земного шара и поступающие в Форт-Мид, немедленно закладываются в суперкомпьютер под названием "Карильон", который в случае необходимости их расшифровывает и анализирует с помощью различных методов. Через несколько секунд тексты распечатываются устройствами, выдающими 22 тыс. строк в минуту.
Таким образом, информация о событии, сообщении или переговорах, представляющих особое политическое и военное значение и называемых на специальном языке "критическими", ляжет на стол президента США через 10 минут.
СВЕРХЗОРКИЕ ГЛАЗА
В высшей степени зоркие глаза позволяют также сверхагентству Пентагона своевременно видеть все, что происходит на нашей планете. Это секретные спутники, носящие странные и порой символические названия, вроде "Райолайт" ("Риолит") и "Феррет" ("Сыщик").
Спутник "Биг бэрд", построенный компанией "Локхид", может, например, прочесть и сфотографировать с высоты 32 тыс. км заголовок в газете "Правда" или "Известия".
Передвижную пусковую установку, курсирующую в сибирской тайге, можно, конечно, укрыть от глаз спутника, но не от его ушей. Его бортовые датчики перехватывают и расшифровывают любые шумы, равные по интенсивности, например, шуму мотора.
Благодаря этим высокосовершенным датчикам Агентство национальной безопасности уже сегодня может установить факт вылета с отдаленного аэропорта СССР бомбардировщика, ракеты или даже вертолета. Наличие готовой к пуску ракеты выясняется с помощью испускаемых ею инфракрасных лучей: спутник сразу же их заметит и подаст сигнал тревоги.
Таким образом, попытка нарушить правила становится для всех почти безнадежным делом. И. если вашингтонский сенат, которому договор о евроракетах представлен на ратификацию, полностью в этом убедится, разоружение сможет начаться очень скоро. А затем и продолжится путем постепенного демонтажа 50 тыс. ядерных боеголовок стратегических ракет, все еще способных сжечь наш мир дотла.