Переход предприятий на самофинансирование и хозрасчет, резкое сокращение штатов министерств и ведомств породили слухи, будто многие люди бродят в поисках работы, тщетно пытаясь устроиться хоть куда-нибудь, замелькало в прессе непривычное нам слово "безработица", - мол, не грозит ли она нам? Что же, в стране, которая до недавнего времени ощущала лишь нехватку рабочих рук, возникла новая проблема?
КАК УСТРОИТЬСЯ РАБОТАТЬ? С целью выяснить это я и отправилась в Московское городское бюро по трудоустройству. В воображении уже представлялась очередь людей, жаждущих работы.
Однако в бюро меня встретила спокойная тишина коридоров и приемных. Ни одного посетителя! Уж туда пи я попала? - мелькнула у меня мысль. Заглянув в одну из комнат, я увидела сотрудницу, которая, жестом приглашая меня присесть, приветливо спросила:
- Вы по поводу работы? Ваша профессия?
- Редактор, журналистка.
- Увы, - развела она руками, - таких заявок нет. Попытайтесь обратиться в районное бюро.
- А много ли шансов, что там мне помогут?
- К сожалению, нет.
- Что же мне делать? - воскликнула я, вдруг остро ощутив безысходность своего положения. Честно признаюсь, к такому ответу я не была готова.
Тяжело вздохнув, сотрудница посоветовала позвонить по редакциям, попытаться устроиться через друзей и знакомых... Но ее советом я не воспользовалась, а решила побеседовать с заведующим бюро В. И. Сухаревым.
- Не беспокойтесь, без работы вы не останетесь, - успокоил он меня. - Если в районном бюро вам не смогут подыскать работу по специальности, то предложат какую-нибудь смежную должность или временную работу. С подобными профессиями сейчас устроиться действительно сложно: в Москве "перепроизводство" гуманитариев. Чтобы подыскать работу, нужно время.
- Потому я и пришла сразу в городское бюро, а не стала обходить все 33 районных, надеялась, что именно здесь концентрируется вся информация о наличии свободных мест по Москве. Кроме того, я представляла, что получить такую информацию можно в течение нескольких минут, достаточно будет для этого вашему сотруднику нажать кнопку компьютера. А вижу у вас на столе ворох бумаг, бюллетеней... Признаться, меня поразило и отсутствие посетителей. Впечатление такое, что к вам никто не обращается. Как же вы помогаете людям трудоустраиваться? - Этот вопрос, извинившись за то, что не представилась сразу, я задала Владимиру Ивановичу уже в качестве корреспондента "АиФ".
СУХАРЕВ. Отсутствие в данный момент посетителей - ситуация для нас не совсем типичная. Ежедневно к нам обращается человек 20 - 30.
В 1987 г. мы приняли около 120 тыс., около 90 тыс. трудоустроили. Впрочем, эта статистика не отражает нашей фактической помощи. Порой приходится устраивать человека и по телефону. Иногда раздается 60 - 100 звонков в день.
Замечу, что люди, как правило, устраиваются на работу через районные бюро. К нам обращаются в случаях, если возникают какие-то конфликты или, скажем, в районе нет профильных предприятий. Кроме того, сейчас для оказания помощи в трудоустройстве мы выезжаем в министерства.
КОРР. А сколько дней в среднем тратит человек, чтобы устроиться на работу?
СУХАРЕВ. Если он устраивается самостоятельно, то в среднем дней 20, а с нашей помощью за 5 - 6 дней.
КОРР. Владимир Иванович, вы располагаете информацией о наличии вакансий по Москве и области, однако реальной помощи в трудоустройстве вы мне не оказали. Значит, сведения ваши неполные?
СУХАРЕВ. Получать такую информацию в полном объеме довольно сложно. И причин здесь много. Назову лишь некоторые. Многие предприятия и организации не хотят давать информацию о наличии свободных мест, "придерживая" их для своих работников. Ведь в каждом коллективе есть претенденты на продвижение по службе. И думается, что любая организация имеет право "а такой резерв. Сильно еще также и стереотипное представление о нашей службе, дескать, неизвестно кого могут прислать из бюро...
Кроме того, сейчас все министерства дали подведомственным организациям указание бронировать места для собственных сотрудников. То есть мы имеем информацию о вакансиях, но воспользоваться ими не можем. Кстати, те министерства, которые задолго начали бронировать места, сейчас, когда началось активное сокращение штатов, легко справляются с проблемами трудоустройства сокращаемых. Например, Министерство торговли устраивает своих сотрудников в Главное управление торговли.
КОРР. Значит, в таких случаях сокращение штатов - всего лишь видимость, фикция, поскольку происходит перелив министерских работников в подведомственные организации... А куда же и как трудоустраиваются другие?
СУХАРЕВ. Мы создали оперативные бригады и, снабдив сведениями о вакансиях по всей Москве - а их сейчас 12 тыс. для ИТР и служащих и около 100 тыс. для рабочих, - отправили в министерства, с тем чтобы люди заранее могли подыскивать себе места. Но вот с какими сложностями мы столкнулись. Работников уведомляют о сокращении, как вы знаете, за два месяца. И в течение этого времени, пока мы с ними работаем, они относятся к нам недоверчиво и настороженно. С одной стороны, это можно объяснить психологическим состоянием - сокращение никого не радует, люди нервничают, переживают, а с другой - надеждой на "чудо", что они все-таки останутся на прежнем месте. Поэтому зачастую, когда мы предлагаем им равноценную по должности и окладу работу в том же районе, они отказываются. Серьезно они начинают воспринимать нас только тогда, когда получают на руки трудовые книжки.
КОРР. Сколько человек вы трудоустроили, работая непосредственно в министерствах?
СУХАРЕВ. Назвать точное число сложно. Мы приняли тысячи полторы человек, причем многие обращаются по нескольку раз. Трудоустроено нами сотни три-четыре.
КОРР. Но ведь это капля в море! Сокращаются же тысячи...
СУХАРЕВ. Да, но устраиваем людей не только мы, а главным образом сами министерства - они до конца несут ответственность за трудоустройство высвобождающихся работников, а районные комиссии в свою очередь держат под контролем кадровые службы министерств. Так что человеку стараются помочь со всех сторон.
КОРР. Есть ли случаи, когда из министерств люди идут на производство?
СУХАРЕВ. Очень редки. Даже когда предлагаем профильные должности, скажем, инженерные ставки - не соглашаются.
КОРР. Чем вы "то объясняете?
СУХАРЕВ. Отчасти излишней амбициозностью, завышенными самооценками, нежеланием расстаться с ведомственными привилегиями. Не каждое предприятие ведь может предоставить работнику те блага, которые имеются в министерствах, - различные заказы, услуги, ведомственную поликлинику, путевки и прочее.
КОРР. Наверное, особенно сложно обстоят дела с трудоустройством людей предпенсионного и пенсионного возраста.
СУХАРЕВ. Да, это самая сложная проблема. Если человеку до пенсии - год-два, то не каждое предприятие в нем заинтересовано, а "надавить" на кадровую службу мы не можем. В то же время надо заметить, что довольно часто эти люди особенно честолюбивы, непременно хотят работать на административной, руководящей должности. А если мы предлагаем посильные должности на производстве, в сфере обслуживания - отказываются, считая это унизительным. Некоторые предпочитают оставшееся до пенсии время вообще не работать.
КОРР. Процесс сокращения штатов в министерствах, можно сказать, только начался. Поэтому проблема трудоустройства в дальнейшем будет обостряться. Как же вы думаете справляться с ней?
СУХАРЕВ. Сейчас значительно увеличился наш штат. Если раньше в бюро был лишь один инспектор (о каком уж качестве работы тут говорить!), то теперь общее число сотрудников - 180 человек. Из них 65% - это люди с высшим образованием, которые проходят или уже прошли специальную подготовку. В дальнейшем мы планируем иметь в штате социологов, психологов, юристов.
Но самое главное - мы приобрели нужную нам видеотерминальную аппаратуру. Предполагается, что в каждом районном бюро будет по 4 дисплея и 1 печатающему устройству, а все они будут замыкаться на АСУ "Москва", где в памяти ЭВМ будет заложена вся информация о наличии вакансий по всем отраслям народного хозяйства столицы. Каждое бюро сможет запросить из Центра интересующую информацию, которая буквально в течение минуты появится на экране дисплея. Подключение всех дисплеев к АСУ "Москва" планируем в конце года.
Мы начали издавать 3 типа бюллетеней вакантных должностей: для руководителей, специалистов и служащих, а также бюллетень свободных рабочих мест по рабочим специальностям для школьников, студентов, пенсионеров и домохозяек. Для них предусмотрена работа на дому, временная - во время каникул, неполный рабочий день и другие виды работ. Эти бюллетени уже начали поступать в продажу, правда, еще небольшим тиражом.
Кроме этого, Моссоветом принято решение о трудоустройстве высвобождающихся граждан в кооперативы, откуда сейчас также поступают заявки. Требуются самые разные специалисты, в том числе, например, со знанием иностранных языков. Думается, в какой- то степени это поможет решению проблемы.
Сейчас решается вопрос о преобразовании нашего бюро в Центр по трудоустройству, переподготовке и профориентации населения г. Москвы. В районах также будут организованы такие центры.
КОРР. Что это изменит в вашей деятельности?
СУХАРЕВ. Расширятся наши полномочия. Мы планируем создать хозрасчетные курсы, где каждый желающий сможет пройти переподготовку, получить ту или иную профессию. Окончивших эти курсы мы будем обязаны трудоустроить по приобретенной специальности. На основании хозрасчетных договоров с предприятиями мы будем готовить кадры специально для них.
КОРР. Владимир Иванович, не считаете ли вы, что подобная работа по организации бюро должна была быть проведена до того, как началось активное сокращение штата?
СУХАРЕВ. Возможно. Но, с другой стороны, начавшийся процесс сокращения дал мощный импульс для развития нашей службы, он привлекает внимание к нам со стороны партийных и советских органов, которые нам сейчас активно помогают.
КОРР. Скажите, а если вдруг человек по каким-либо причинам захочет уехать из Москвы и устроиться на работу в другом городе, где он может получить информацию?
СУХАРЕВ. В настоящее время Госкомтруд РСФСР собирает информацию о вакансиях в других городах республики и передает ее нам. Сейчас мы располагаем сведениями о нескольких тысячах свободных мест в различных городах, где могут принять работника с предоставлением ему жилья. В дальнейшем планируется, что подобная информация также будет вводиться в память ЭВМ и мы будем знать о наличии свободных мест во всех регионах страны.