Где-то слышал, что в годы Великой Отечественной войны среди духовенства были Герои Советского Союза, орденоносцы. Правда ли это?
А. Лазарев, Москва
ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС следует искать в истории нашего Отечества, в истории взаимоотношений церкви и государства. 22 июня 1941 г. глава Русской Православной Церкви (РПЦ) митрополит Сергий (Страгородский) в послании к верующим писал: "Фашистские разбойники напали на нашу Родину. Попирая всяческие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь граждан уже орошает родную землю... Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им по плоти и по вере".
Патриотизм церкви выражался не только в словах, но и в конкретных делах. Это и сборы по церквам денежных средств в фонд обороны страны, которые дали, по далеко не полным сведениям, более 200 млн. руб. Это и теплые вещи, и другие предметы, отправленные в подарок на фронт красноармейцам. На средства церкви и верующих были построены в 1943 г. танковая колонна имени Дмитрия Донского и авиаэскадрилья имени Александра Невского.
Патриотизм церкви проявился и в разоблачении антигуманной сущности фашизма. И не случайно, на оккупированной врагом советской земле репрессии обрушивались и на духовенство, которое в большинстве своем или сочувствовало освободительной войне народа, или активно участвовало в ней.
Но, как говорится, "из песни слова не выкинешь". Были и среди священнослужителей те, кто пошел на сотрудничество с оккупантами. И эта малая часть церкви была ею же и отлучена, проклята за "измену вере и Отечеству".
Как оценить деятельность церкви в годы войны? Безусловно, как высокопатриотический труд, способствовавший консолидации сил страны в отпоре врагу. Именно поэтому, а не, как иногда выражаются, "за религию", патриотическая позиция Русской Православной Церкви была отмечена Советским государством, а многие священнослужители, верующие были награждены советскими орденами и медалями. Было бы несправедливо не сказать и о том, что духовенство и верующие Грузинской православной и Армянской апостольской церквей, старообрядческих, мусульманских, протестантских и иных религиозных обществ были столь же активны в своем патриотическом служении.
Первое награждение служителей культа относится к весне - осени 1944 г., когда около 20 священников Москвы, Московской и Тульской областей были награждены медалью "За оборону Москвы". Например, протоиерей церкви Иоанна Воина Алексеев Кузьма Александрович. В материалах на награждение сказано, что он, будучи в Химкинском районе Московской области, принимал активное участие в тушении пожаров от зажигательных бомб, руководил прихожанами при рытье окопов, нес ночные дежурства по противовоздушной обороне, выступал с патриотическими проповедями.
Не только в тылу, но и на фронте проявили патриотизм служители культа, в разные годы призванные в Красную Армию. Были среди них танкисты, пехотинцы, артиллеристы, награжденные боевыми орденами и медалями, отмеченные благодарностями командования, защищавшие Ленинград и Москву, штурмовавшие Берлин. К примеру, священник церкви города Чистополя Татарской АССР Куницын Николай Иванович ушел на фронт в 1941 г., воевал в гвардейских частях и дошел до Берлина. Имел 5 боевых медалей, 20 благодарностей от командования.
Нельзя обойти молчанием и заслуги перед Родиной митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), не покидавшего город все 900 дней блокады, разделившего тяготы и лишения с верующими ленинградцами. По его призыву только деньгами и драгоценными предметами собрано было более 13 млн. руб. Кроме того, церкви города подписывались на все военные займы. В октябре 1943 г. митрополит Алексий и группа ленинградского духовенства были награждены медалями "За оборону Ленинграда". После окончания войны, будучи уже патриархом Московским и всея Руси, за личный вклад в дело Победы, за мобилизацию верующих и духовенства на патриотическое служение он четырежды награждается орденом Трудового Красного Знамени.
Сразу же после Победы еще более 50 человек - иерархи, служащие Московской Патриархии, приходские священники - были награждены медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.".
Возвращаясь к вопросу читателя, отвечу: нет, среди духовенства не было тех, кто отмечен Золотой Звездой Героя Советского Союза. Но были и есть подлинные сыны своего Отечества, кто полностью выполнил и сегодня выполняет перед ним свой долг.
М. СОВЕТОВ
***
Каким образом в политическом лексиконе появились термины "правые" и "левые", с чем связано подобное разделение?
А. Антонюк, Уфа
ПО МНЕНИЮ известного советского историка А. Манфреда, расчленение политических сил на "правых" и "левых" связано с событиями Великой французской революции. В своей книге "Великая французская буржуазная революция XVIII века" (М., 1956, с. 85) А. Манфред пишет: "Процесс социально-политической дифференциации среди депутатов Генеральных штатов и Учредительного собрания шел медленно. Первоначально в палате третьего сословия политическое размежевание на сторонников и противников революционных мер проходило еще довольно поверхностно. Было замечено, что по случайному стечению обстоятельств первые садились слева от большого стола председателя, стоявшего посредине зала, а вторые - справа. Так родились условные понятия - левые и правые.
Слова эти вошли в разговорный обиход, привились и сохранились в политическом словаре вплоть до наших дней".
В современных условиях, как сообщили нам в Институте международного рабочего движения, с правым уклоном обычно связывается тенденция к перекладыванию издержек структурно-технологической перестройки в буржуазном обществе на плечи трудящихся. Курс левых партий, как правило, характеризуется поиском демократических путей в решении общественных проблем.
В. ВОЙТЕНКО