Чем москвичи и ленинградцы лучше нас? Почему они могут свободно купить в магазине мясо и другие продукты, а у нас пустые прилавки?
Писем с такими вопросами приходит в редакцию много. Мы попросили ответить на них кандидата экономических наук А. ЛЕВИНА.
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ КАЖДЫЙ МОГ СПОКОЙНО КУПИТЬ в магазине то, что ему нужно, разумеется, необходимо поднимать наше сельское хозяйство, максимально устранить потери продукции при уборке, транспортировке, хранении, в торговле, в личном потреблении (тем более что затраты на ликвидацию потерь в 2 - 3 раза меньше, чем на дополнительное производство того же объема продукции). Ведь сейчас из-за многочисленных потерь продуктов питания до нашего стола доходит иногда лишь половина произведенного количества некоторых из них.
Но очень важно и правильно распределять продовольственные товары по стране.
Единственным и самым справедливым критерием должны быть численность населения и его платежеспособный спрос. Но, к сожалению, сейчас принцип соответствия выделяемых отдельным городам рыночных фондов действительному спросу населения этих городов, мягко говоря, не выдерживается. Причем это касается не только продуктов питания, но и многих непродовольственных товаров.
Как правило, рыночные фонды распределяются таким образом, что степень насыщения ими платежеспособного спроса относительно выше в крупных городах (особенно в Москве и Ленинграде, столицах союзных республик, городах с миллионным населением и др.) по сравнению с небольшими городами, сельской местностью. Например, Москва (по оценкам Центрального экономико-математического института) получает (и соответственно продает) мяса и мясопродуктов значительно больше, чем необходимо для того, чтобы покрыть платежеспособный спрос жителей столицы. А ежегодная среднедушевая продажа этих продуктов в Москве в 3,5 - 4 раза выше, чем в целом по стране. Но это отнюдь не означает, что спрос жителей столицы на мясо полностью удовлетворен: значительная часть продаваемых в столице мясопродуктов приобретается иногородними покупателями.
Именно дефицит (во многом искусственный) продуктов питания, непродовольственных товаров в средних и мелких городах, в сельской местности, вызванный устаревшей системой распределения рыночных фондов (которая сложилась еще задолго до застойного периода), вынуждает их жителей ездить в крупные города и столичные центры за товарами, тратя на это много не только времени и сил, но и материальных средств. Согласно выборочным обследованиям, сельское население до 40% всех непродовольственных товаров приобретает в городах. При этом каждая сельская семья ежегодно тратит на поездки за товарами в города примерно 160 часов.
За последние годы платежеспособный спрос сельского населения возрастал более высокими темпами, чем городского, что было связано с ускоренными темпами роста зарплаты сельских тружеников. Так, в 1987 г. по сравнению с 1980 г. заработная плата (среднемесячная) рабочих и служащих в сельском хозяйстве возросла более чем на 30%, тогда как в промышленности ее рост составил менее 20%. Средние размеры вкладов в кассы Сбербанка в сельских местностях в 1987 г. примерно на 15% превышали их средний уровень в городах. В то же время среднедушевой розничный товарооборот в сельской местности на душу сельского населения составляет сейчас менее 45% от среднедушевого товарооборота в городах (на душу городского населения). Именно поэтому сельское население не может реализовать значительную часть денежных доходов в товарах и услугах по месту жительства и вынуждено ездить за покупками в города. Более справедливое и экономически обоснованное распределение рыночных фондов между городской и сельской торговлей даст возможность полнее удовлетворить возросший спрос сельских жителей.
Из сказанного напрашивается закономерный вывод о необходимости коренной перестройки сложившейся системы распределения рыночных фондов продуктов питания и непродовольственных товаров (особенно дефицитных) по территории страны. Они должны распределяться в строгом соответствии со спросом проживающего населения, причем таким образом, чтобы обеспечить примерно одинаковый уровень удовлетворения спроса населения разных территорий, независимо от степени "престижности" отдельных городов и районов. Это потребует некоторого уменьшения рыночных фондов, выделяемых крупнейшим городам, особенно Москве и Ленинграду, и передачи излишней их части для удовлетворения спроса населения средних и небольших городов, а также сельских местностей.
Эта мера не отразится на возможностях удовлетворения спроса населения тех городов, которые сейчас находятся на улучшенном снабжении. Ведь уменьшение выделяемых им рыночных фондов произойдет при одновременном оттоке приезжих покупателей, поскольку они смогут покупать нужные товары по месту жительства.
***
Когда было создано первое совместное предприятие и сколько их появилось за годы перестройки? Что они выпускают? Не больше ли мы здесь говорим, чем делаем?
С. Омельченко, Москва
12 мая 1987 г. в г. Вильнюсе было зарегистрировано первое на территории СССР совместное советско-венгерское предприятие по производству тары и упаковки, получившее наименование "Литтара-Воланпак".
ТАКИМ ОБРАЗОМ было положено начало кооперированию хозяйственной деятельности советских и иностранных партнеров на базе объединяемого ими имущества.
За год на территории СССР создано 43 совместных предприятия с фирмами и организациями из 17 различных стран: Австрии, Австралии, Великобритании, Венгрии, Индии, Испании, Италии, Ирландии, Лихтенштейна, США, Финляндии, Франции, ФРГ, Швейцарии, Швеции, Югославии и Японии.
Наибольшее количество предприятий создано с фирмами Западной Германии - 8 и Финляндии - 7, с фирмами из Венгрии и Италии - по 4, с фирмами из США, Франции и Австрии - по 3, по 2 предприятия создано с фирмами из Швейцарии и Японии. Есть примеры участия сразу нескольких партнеров. Например, советско-франко-итальянское предприятие "Интерквадро".
География расположения совместных фирм в нашей стране достаточно широка: Москва и Ленинград, Таллин и Ташкент, Украина и Белоруссия, Литва и Молдавия, Армения и Грузия, Карелия и Татария, Белгородская, Иркутская, Пермская области, Дальний Восток.
Различен профиль совместных предприятий. Они будут выпускать важную для нашего народного хозяйства и нужную для экспорта продукцию. Например, советско- западногерманская фирма "Хоматек" - токарные станки, обрабатывающие центры и гибкие производственные модули и системы с применением робото-, сенсоро- и лазерной техники. Советско-японская "Игирма-Тайрику" - пиломатериалы, советско-швейцарская "Лиян" - самоходные грузоподъемные краны, советско-финляндская "Эст-Финн" - продукцию легкой промышленности. Будет выпускаться и обувь с участием известной фирмы ФРГ "Саламандер Импорт-Экспорт Гмбх" и ленинградской обувной фабрики "Пролетарская победа".
Наряду с производственной сферой, совместные предприятия созданы и в сфере обслуживания. Так, в Москве начал работать советско-индийский ресторан "Дели", создан советско-финляндский "ИНФА-Отель" (с участием Интуриста), который после реконструкции будет управлять московской гостиницей "Берлин", а затем, возможно, откроет свои филиалы и в других городах.
"Союзторгреклама" образовала с венгерской фирмой "Махир" совместное предприятие "Тиссма" для производства средств рекламы и оказания рекламных услуг.
Несколько предприятий имеют инжиниринговое направление. Это - советско- лихтенштейнское предприятие "ЯТИГ-Инжиниринг" - по разработке конструкторских и технологических проектов комплектных производств, участков, оборудования, агрегатов машиностроения и металлообработки, советско-английская "Динамика" по производству и распространению обучающих и других компьютерных комплексов, советско- американский "Диалог" по разработке различных программ.
Различными являются и объемы деятельности совместных предприятий, о чем говорят размеры их уставных фондов. Из 43 совместных предприятий, созданных за прошедший год, пятнадцать имеют уставный фонд до 1 млн. рублей, тринадцать - от 1 до 5 млн. рублей, восемь - от 5 до 10 млн. рублей и семь - свыше 10 млн. рублей. Общая сумма уставных фондов всех созданных на территории СССР совместных предприятий превышает 235 млн. рублей, при этом доля советских участников составляет около 65%.
Статистика показывает, как в течение года наращивались темпы создания совместных предприятий: если в течение первых шести месяцев их было создано 11, то в следующем полугодии - 32.
З. ЭВЕНТОВ, научный сотрудник ВНИИВС при государственной внешнеэкономической комиссии Совета Министров СССР
***
Слышал, что сокращают парк служебных автомашин. Кому и как будут продаваться эти автомобили?
И. Зонов, Запорожье
На вопрос читателя отвечает В. ИЗМАЙЛОВ, начальник отдела торговли автомототоварами Главкультторга Минторга СССР:
ПО ПОСТАНОВЛЕНИЮ Совета Министров СССР автопарк служебных автомобилей сокращается на 20 - 40%. Причем разовое сокращение коснулось только госбюджетных учреждений, министерств и ведомств, не затронув хозрасчетных предприятий. Автомобили поступают в распоряжение исполкомов местных Советов народных депутатов, где будет решаться вопрос, кому и как будут продаваться эти машины: в порядке ли общей очереди частным лицам, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны или по заявкам организаций. Комитенты, т. е. учреждения и автопарки, сдающие автомобили на комиссию, согласно правилам торговли не вправе указывать конкретных покупателей. Прием и оценка автомашин проходит в установленном порядке. Специальная комиссия, в состав которой входят квалифицированные механики, специалисты станций технического обслуживания, учитывают срок эксплуатации, амортизационный износ по пробегу, наличие дефектов, товарный вид, комплектность и т. д. По этим факторам будет складываться цена автомобиля.
Н. СОЛОВЬЕВА, старший инженер Главного управления торговли Мосгорисполкома:
- Сейчас резерв автомобилей в комиссионных магазинах значительно увеличится за счет сокращения служебного автопарка, так как раньше он пополнялся в основном машинами, списанными в таксопарках. В Москве эти автомобили будут продаваться очередникам комиссионных магазинов. Порядок продажи не изменился.
Записала Ж. АГАЛАКОВА.
ОТ РЕДАКЦИИ. Сколько же все-таки машин поступит в продажу? Минторг, Минфин, ГАИ МВД СССР, Мосгорисполком, комиссионный магазин в Южном порту в Москве - тщетно пытались мы выяснить в этих инстанциях интересующую нас цифру.
За неделю до начала продажи (1 июля) нам объясняли, что такими данными не располагают, что они будут известны лишь после того, как все машины реализуют. Но с каких это пор торговля узнает о количестве товара, лишь подсчитав выручку? А исполкомы? Как они собираются решать, кому, сколько машин продать, если не знают, каким количеством располагают?
И как, в конце концов, те же очередники смогут проконтролировать, соблюдена ли справедливость, если будут в неведении, сколько автомобилей поступило в продажу?
Сокращение парка служебных машин не просто экономическая мера. Это одна из первых акций восстановления социальной справедливости. И тем более важно выдержать этот принцип до конца. А для этого в первую очередь нужна полная гласность. Чтобы никакие тени "теневой экономики" не падали на хорошее дело, не портили его домыслами.
***
Распространяется ли законодательство о труде на лиц, работающих в религиозных объединениях и учреждениях? Кто выплачивает священникам пенсии и в каком размере?
С. Дьяченко, Львов
РЕЛИГИОЗНЫЕ организации вправе принимать граждан на постоянную или временную работу в качестве рабочих и служащих (счетно-бухгалтерский персонал, работники транспорта, хозяйственного и бытового обслуживания и т. п.). На эту категорию работающих трудовое законодательство Союза ССР и союзных республик распространяется только в том случае, если договоры с религиозными объединениями и учреждениями заключаются с участием профсоюзных органов.
И тогда такие вопросы, как режим рабочего дня и отдыха, продолжительность отпуска и т. п., регулируются действующим законодательством о труде. Заработная плата устанавливается по соглашению между религиозным объединением и работником, но не ниже аналогичных действующих ставок работников государственных предприятий и учреждений. Пенсия начисляется из фактического заработка, но не превышает среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в государственных предприятиях и учреждениях.
На служителей культа и членов исполнительных органов религиозных организаций трудовое законодательство в части их социального обеспечения не распространяется. Больничные листы, пенсии оплачиваются за счет средств религиозных организаций.
В частности, пенсии духовенству Русской православной церкви установлены в следующих размерах: архимандритам, игуменам, иеромонахам, протоиереям и священникам - 60 руб в месяц за 25 лет служения церкви и 100 руб. за 50 и более лет служения; протодиаконам, диаконам и иеродиаконам - соответственно 60 и 70 руб. За каждый год службы от 25 до 50 лет добавляется первой категории священнослужителей - 1 руб. 60 коп., а второй категории - 40 коп.
М. ЧЕРНОВ