Проблема повышения качества продукции в настоящее время выдвинута на передний план всей нашей практической деятельности. От ее решения зависит развитие экономики. Высокое качество изделий является основным источником экономии материальных, трудовых и финансовых средств. Оно определяет конкурентоспособность наших изделий на мировом рынке, повышает уровень благосостояния каждой семьи и общества в целом. На решение этих задач и направлено принятое недавно ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановление "О мерах по коренному повышению качества продукции".
В редакционной почте много писем с вопросами, касающимися повышения благосостояния советских людей, улучшения качества и расширения ассортимента товаров народного потребления, проблем ценообразования. Ответы на некоторые из них прозвучали в телепередаче "Проблемы - поиски - решения".
"Что можно и нужно сделать с промтоварами, которые не пользуются спросом и лежат нереализованными в магазинах и на складах?"
Н. Т. ГЛУШКОВ - председатель Государственного комитета СССР по ценам:
Эти товары должны быть уценены. Для этого Министерство торговли имеет специальный фонд уценки. Кроме того, и правительство выделяет специальные средства на эти цели. Сейчас неходовых товаров у нас имеется на сумму около 2 млрд. руб. И я думаю, что в ближайшее время будут найдены способы уценки и реализации этих товаров.
Следует добавить, что это, конечно, вынужденная мера и обходится она государству в крупную сумму. Если бы мы выпускали только товары, пользующиеся спросом, то эти средства могли бы быть направлены на снижение цен на товары, нужные населению...
"Что конкретно предпринимается для того, чтобы улучшить качество выпускаемой продукции?"
Г. Д. КОЛМАГОРОВ - председатель Госкомитета СССР по стандартам:
ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О мерах по коренному повышению качества продукции", в соответствии с которым запрещается передавать в производство разработки, не соответствующие по основным показателям высшему мировому уровню.
Признано необходимым установить материальную и административную ответственность должностных лиц за искажение информации о достигнутом мировом уровне при оценке качества продукции.
Особое внимание руководителей министерств, ведомств, объединений и предприятий обращено на широкое внедрение автоматизированных систем управления и контроля технологических процессов.
Персональная ответственность за выпуск некачественной продукции возложена на непосредственных организаторов производства - от руководителя до мастера.
Требования к качеству изделий закладываются в нормативно- техническую документацию, в государственные стандарты на одежду и обувь. А остальное же оформляется в образцах, которые утверждает художественный совет при Министерстве легкой промышленности. Отдел технического контроля (ОТК) предприятий контролеры торговых баз, которые проверяют на входном контроле эту продукцию, должны строго следить, чтобы изделия соответствовали тем образцам, которые утверждены.
Думая над тем, как повысить эффективность ОТК, мы провели эксперимент. В течение двух лет на 23 предприятиях была внедрена ведомственная приемка, а на 12 - государственная. Анализируя их работу, мы пришли к выводу, что более эффективна государственная приемка. Дело в том, что в первом случае выявляются моменты заинтересованности. Так, если предприятие остро нуждается в той или иной продукции, то, естественно, со стороны ведомственного представителя допускаются какие-то поблажки. В то же время государственная приемка строго отстаивает свои требования.
Раньше продукция завода "Фрезер", сдаваемая с первого предъявления, составляла всего лишь 18 - 20%. После внедрения государственной приемки 100% продукции сдается с первого предъявления. Мы намерены и дальше расширять масштабы государственной приемки. Сейчас она вводится на многих предприятиях страны.
Г. И. ВАЩЕНКО - министр торговли СССР:
Должен сказать, что повышается и роль торговли. Сегодня, как никогда, важно достоверно определять и прогнозировать спрос населения на потребительские товары. И именно на этой базе делать заказы промышленности, которая, согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении планирования, экономического стимулирования и совершенствовании управления производством товаров народного потребления в легкой промышленности", должна четко выполнять эти заказы.
В этой связи следовало бы подчеркнуть, что теперь главным оценочным показателем для любого предприятия является выполнение плана в строгом соответствии с договором, а также с учетом результатов оптовых ярмарок. Эти меры будут способствовать выпуску товаров, пользующихся спросом у населения.
Торговля призвана поставить заслон недоброкачественным товарам - не принимать их для продажи.
И. Г. ГРИЦЕНКО - заместитель министра легкой промышленности СССР:
Высказывается много справедливых претензий к качеству и ассортименту товаров. Здесь нарекания и на пошив, и на блеклость, и на неинтересность расцветок тканей, и на модели одежды и обуви. Большая роль в устранении этих недостатков отводится сейчас отделу технического контроля (ОТК).
При этом мы исходим из того, что важно контролировать изделие не только на конечном этапе, когда оно уже готово, но и в процессе производства. Это гораздо эффективнее. Поэтому мы вводим межоперационный, то есть поузловой контроль изготовления изделия, что позволит предотвратить выпуск некачественного товара.
Кроме того, качество выпускаемых легкой промышленностью товаров во многом определяется моделированием и художественным оформлением изделий. Сегодня действующая система разработки моделей не в полной мере отвечает требованиям возросшего спроса потребителей - зачастую на прилавок магазина попадают изделия, уже вышедшие из моды. И происходит это потому, что от разработки моделей до поставки изделий на производство проходит довольно длительный срок. Поэтому сейчас в соответствии с упомянутым постановлением введено посезонное моделирование (один сезон: весна - лето, другой - осень - зима) и проведение оптовых ярмарок, которые, можно сказать, являются барометром покупательского спроса.
Более того, нашим моделирующим организациям предоставляется право на опытное производство, то есть они будут делать так называемую обкатку модных изделий. Например, Дом моделей разрабатывает модель, затем через фирменную торговлю предлагает ее покупателю, и если она будет пользоваться спросом, то уже в широком масштабе пойдет на прилавок.
Эта работа, на наш взгляд, позволит в большей степени повысить качество изделий легкой промышленности.
Н. Т. ГЛУШКОВ. В целях стимулирования производства продукции высшей категории качества мы сегодня устанавливаем оптовые цены с учетом нормативных затрат на производство новой продукции и больше половины экономического эффекта - в пределах 30% оптовой цены - отдаем в распоряжение тех, кто производит эту продукцию. К предприятиям, выпускающим неэффективную и низкую по качеству продукцию, начиная с 1986 г. применяются штрафные санкции. В чем они заключаются? В первый год производства продукции I категории качества мы понижаем на нее цену на 5%, на второй год - на 10%, на третий - на 15%, а затем до снятия ее с производства в течение ближайших двух лет - на 30%.
"Чем руководствуется Госкомитет по ценам, устанавливая цены на товары? Учитывается ли при этом среднемесячный заработок трудящихся?"
Н. Т. ГЛУШКОВ. Цена изделия определяется прежде всего исходя из того проекта, который нам представляет предприятие - изготовитель товара. Но это вовсе не значит, что мы принимаем в основу цены любые издержки производства. При утверждении цен учитываются только экономически обоснованные затраты.
Когда же речь идет о потребительских товарах повседневного спроса, то наряду с общественно необходимыми затратами труда, естественно, учитываются и среднедушевые доходы населения: заработная плата, доходы колхозников, размер пенсий и т. д., с тем чтобы предметы первой необходимости были доступны для всех слоев населения, в том числе и с низким уровнем доходов. С этой же целью в ряде случаев товары у нас продаются по ценам, которые ниже затрат на их производство.
В соответствии с социальной политикой, проводимой партией и правительством, государственные розничные цены на основные продовольственные и непродовольственные товары не менялись у нас в течение десятков лет. Так, цены на хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия, крупы, растительное масло, сахар остаются на уровне 1955 г., а на мясомолочные продукты - 1962 г. Сохраняются неизменными цены на многие непродовольственные товары (стандартную одежду и обувь, широкий круг товаров детского ассортимента, многие медикаменты). Уровень цен на эти товары является, по существу, самым низким в мире.
В нашей стране установлены льготные цены на детские товары. Цены на них предусматривают минимальный доход, а в ряде случаев они бывают ниже себестоимости изготовления изделия. Суммы, на которые производственные затраты превышают розничные цены, возмещаются предприятиям из государственного бюджета. Государственные дотации на эти цели составляют свыше 1 млрд. руб.
Государство проявляет постоянную заботу об увеличении выпуска детских товаров и улучшении их качества. В этой связи в 1985 - 1986 гг. решением партии и правительства приняты меры по повышению заинтересованности предприятий в выпуске изделий для детей. Этим предприятиям разрешено производить отчисления в фонды экономического стимулирования по повышенным дифференцированным нормативам.
Кроме того, с 1 января 1986 г. правительством отменены высокие временные цены на товары детского ассортимента улучшенного качества.
Что же касается товаров новых, модных, пользующихся особым спросом, то на такую продукцию с учетом ее качества, новизны, направления моды устанавливаются более высокие цены, обеспечивающие одновременно возмещение экономически обоснованных производственных затрат и материальную заинтересованность предприятий в повышении качества и обновлении ассортимента изделий.
Нередко можно услышать, что у нас высокие цены на автомашины. Однако согласитесь со мной, что автомобиль - это не предмет первой необходимости. К тому же и при действующих ценах на них еще существуют очереди.
Снижение цен на отдельные товары будет производиться по мере повышения эффективности их производства и уменьшения себестоимости, накопления необходимых товарных и финансовых ресурсов.
"Какие изменения происходят в политике ценообразования?"
Н. Т. ГЛУШКОВ. Сейчас расширены права предприятий. Раньше временные цены на товары улучшенного качества устанавливались в основном органами ценообразования. А на это требовалось дополнительное время, что сдерживало обновление товаров. Теперь предприятия легкой промышленности получили право устанавливать временные розничные цены на новые товары улучшенного качества с индексом "Н" по решениям художественно-технических советов самих предприятий или отрасли.
Естественно, что такие надбавки будут устанавливаться только к ценам на высококачественную продукцию и контроль за их применением будет осуществлять Госкомцен СССР и его органы.
При этом обращается особое внимание на то, чтобы при установлении цен на все изделия легкой промышленности не допускать их завышения.
"Когда будет удовлетворен спрос на детскую обувь?"
И. Г. ГРИЦЕНКО. Нас очень серьезно беспокоит этот вопрос. Министерство легкой промышленности в настоящее время наметило и осуществляет целый ряд программных мер, которые позволят решить эту проблему в ближайшее время как по качеству, так и по количеству. В частности, разработаны специальные колодки для детской обуви. Расширяется применение мягких, эластичных материалов, которые бы не деформировали стопу ребенка.
Что касается количества, то в 1986 г. планируется произвести 345 млн. пар детской обуви. Особое внимание будет обращено на выпуск детской обуви из натуральных кож. К 1990 г. их производство должно достичь 214 млн. пар, что позволит нормализовать положение с детской обувью.
"Когда повысят заработную плату работникам детских дошкольных учреждений?"
И. И. ГЛАДКИЙ - председатель Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам:
Для руководящих педагогических работников детских дошкольных учреждений новые условия оплаты труда будут вводиться с 1 сентября 1987 г., как это предусмотрено постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС.
Но я хотел бы обратить ваше внимание на следующее: сейчас в нашей стране многие промышленные предприятия устанавливают премии персоналу детских дошкольных учреждений за снижение там заболеваемости детей. И это дает хорошие результаты. Например, на ВАЗе, где почти 100 детских дошкольных учреждений посещают свыше 33 тыс. детей, применение такой системы премирования позволило с 1981 по 1984 г. снизить среднегодовую заболеваемость на каждого ребенка на 4 дня. Экономический эффект при этом равнялся в 1984 г. примерно среднегодовой работе 500 женщин и составил за год дополнительно выпуск продукции на 10 млн. руб.
Подобные системы премирования действуют на Минском тракторном заводе, Ивановском ордена Ленина меланжевом комбинате и многих других.
Хочу сказать, что Госкомтруд вместе с ВЦСПС одобрили этот опыт и приняли методические рекомендации по его внедрению и распространению. Надо, чтобы трудовые коллективы, администрация, профсоюзные комитеты смелее его применяли.
"Известно, что рост благосостояния населения во многом определяется сбалансированностью денежных доходов и расходов. Что с этой целью делает Госплан?"
Н. П. ЛЕБЕДИНСКИЙ - заместитель председателя Госплана СССР:
Главная задача состоит в том, чтобы обеспечить как можно больший выпуск товаров и услуг. Поэтому во всех наших текущих и перспективных планах предусматривается значительное опережение объема товарооборота по сравнению с ростом фонда заработной платы. Кроме того, необходимо добиться, чтобы и производительность труда росла более высокими темпами, чем заработная плата. К сожалению, еще совсем недавно было время, когда многие отрасли и министерства не руководствовались этим принципом, что и привело к нарушению сбалансированности доходов и расходов населения.
Что касается товаров народного потребления, то должен сказать, что Госплан не только следит за их общей массой, но и обязательно учитывает при этом соответствие товаров потребностям населения. С этой целью сейчас в плановые задания промышленных предприятий вводится новая система показателей по структуре товаров, их качеству и количеству. Планируется также более высокими темпами развивать услуги для населения.