"Мы хорошо знаем, чего хотим. Мы хотим покинуть ГДР..."
"Знаем: если нам разрешат начать в ГДР все сначала, будет психологически нелегко. Но мы были бы счастливы. Пожалуйста, дайте нам шанс!"
Оба эти высказывания принадлежат одному и тому же человеку - бывшему жителю Дрездена Норберту Б. Сделаны они с интервалом всего в несколько месяцев. О том, что побудило его изменить свое решение, рассказывает газета "Зексише цайтунг" (ГДР).
НОРБЕРТ Б. не был ни авантюристом, ни неудачником, В свои 37 лет имел, по его же собственному признанию, работу, которая нравилась, семью. Жил, особенно себя ни в чем не ущемлял. Его коллеги отмечают, что Норберт всегда добросовестно относился к своим обязанностям. В общем, жил, как живет большинство. Но однажды признался, что хотел бы эмигрировать в ФРГ. Там, мол, и политика лучше, и условия для жизни куда благоприятнее. В начале 1986 г. он покинул вместе с семьей ГДР. Несколько дней жил в лагере для пересыльных. Было нелегко, но знал - это временно. Затем начались поиски работы. Это унижало, но верил - придет и удача. И она действительно пришла. И сам Норберт, и его жена сумели трудоустроиться, хорошо зарабатывали.
Эмигрировав в ФРГ, Норберт Б. оказался, на первый взгляд, среди своих - тот же, что и на родине, язык, те же традиции, обычаи. В конце концов, если замучает ностальгия, не так уж сложно теперь навестить родные места, друзей, знакомых - отношения между двумя немецкими государствами из года в год нормализуются, контакты расширяются. Так что же тогда заставило Норберта Б. просить разрешить ему и семье вернуться в ГДР? Что оказалось на поверку более весомым аргументом, чем блистающие изобилием витрины магазинов?
Желание быть полноправным человеком, иметь возможности для полноценной духовной жизни. Об этом пишет сам Норберт: "Атмосфера предприятия, где я работал, пронизана мыслями о деньгах. Духовные интересы людей не играют никакой роли. Нам не хватало обычного человеческого тепла, без которого нельзя быть счастливым".
А вот что говорит о проблемах адаптации к новым условиям жизни западногерманский профессор психологии Кристиан Фридрих: "Не так просто в 30, 40, 50 лет начинать все с нуля. Эйфория проходит быстро, розовые цвета, в которых поначалу представляется жизнь в ФРГ, вскоре сменяются серыми, мрачными. Социальная изоляция, трудности в преодолении непривычных проблем, возникающих ежедневно семейные конфликты - все это рано или поздно приводит к неудовлетворенности и растерянности.
В социалистических странах людей как личности формирует общественная жизнь. Они привыкают к товарищеским, добрососедским контактам, к человеческой солидарности, которой напрочь лишены здесь".